Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием информационно-коммуникационных технологий.
статья по английскому языку

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием  информационно-коммуникационных технологий.  (из опыта работы  учителя английского языка Бодровой И.В.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием  информационно-коммуникационных технологий.

 (из опыта работы  учителя английского языка Бодровой И.В.)

         Английский язык – это язык современных международных технологий,  язык Интернета, язык компьютера и спорта.  Доказывать значимость изучения английского языка сегодня даже не приходится. А самое главное, английский – это язык мирового общения!

Цель обучения английскому языку сегодня – не просто дать знание языка, а научить  использовать эти знания в реальном общении, т. е. практическое владение языком и, следовательно, развитие у обучающихся коммуникативной компетенции.

          Федеральный  государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет существенные изменения концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности при изучении иностранного языка. Таким образом, проблема развития речевой деятельности остаётся актуальной в современном образовании.

Подход к изучению иностранного языка в советской школе был переводческим в сочетании с лексико-грамматическим,  когда дети учили слова и тексты наизусть.  Идея коммуникативности в практике преподавания иностранных языков в Советском Союзе стала приобретать популярность в 50-х годах XX века. Был выдвинут принцип коммуникативности обучения, а также говорилось о коммуникативном подходе к обучению. Вдохновителем разработчиков новых методик изучения английского языка стал болгарский психотерапевт Георгий Лозанов,  продемонстрировавший, как с помощью системы психологических приемов - внушения, привлечения внимания и пр. – вполне реально обучить английскому языку за 24 дня. В этом же направлении работала доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Китайгородская Г.А.  Она делала упор на развитие устного разговорного английского и при этом не отказывалась и от английской грамматики, которую использовала для обобщения пройденного английского материала.  В конце 60-х годов профессор Липецкого педагогического института, доктор педагогических наук Е. И. Пассов разработал коммуникативный метод обучения, основанный на принципах:

1) принцип речемыслительной активности, согласно которому речь учащихся на иностранном языке должна быть не только конечной целью, но и средством ее достижения;

2) принцип индивидуализации, при ведущей роли его личностного аспекта рассматривающий каждого учащегося как личность и учитывающий все его свойства;  

3) принцип функциональности, означающий, что форма любой речевой единицы (лексической или грамматической) должна усваиваться вместе с ее функцией;

4) принцип ситуативности, гласящий, что “все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций”;

5) принцип новизны, вытекающий из эвристичности общения и предполагающий, что в процессе коммуникации постоянно что-то меняется: предмет разговора, условия ситуации, собеседники, задачи общения и т.п.

Принципы Е.И. Пассова в школах России считаются классическими. Применение современных педагогических технологий и методов позволяет реализовывать эти принципы более эффективно.

Как учитель,  я столкнулась с проблемой выбора профессиональных средств обучения речевой деятельности с максимальным эффектом.  

Мой педагогический опыт направлен на формирование коммуникативной компетенции с использованием  информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка.

Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:

  1. Изучить педагогический опыт по данному вопросу.
  2. Применить в педагогической практике современные приёмы и методы ИКТ, направленные на эффективное развитие иноязычной коммуникативной компетентности.
  3. Повысить результативность учебного процесса по предмету «Английский язык» при помощи технических средств мультимедийности, интерактивности и моделирования.
  4. Разнообразить формы учебной и внеурочной деятельности обучающихся, способствующие развитию интереса к предмету «Английский язык».

Современная образовательная система функционирует в особых условиях, специфику которых определяет глобальный процесс информатизации образования. Сегодня преподаватель обязан не только владеть навыками в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение этих технологий в своей непосредственной деятельности.

В педагогической практике я использую возможности и преимущества ИКТ в обучении, тренинге, информационно-поисковой работе, в применении дидактических материалов, учебно-игровых формах деятельности, осуществлении контроля над выполнением образовательных задач.

Повысить эффективность образовательного процесса мне позволили такие средства ИКТ, как Skype – технология,  озвучивание и съёмка видеороликов, интерактивные задания, творческие домашние задания с использованием компьютерных средств.

Skype – технология даёт хорошие результаты не только в плане развития речевой деятельности, но и повышает мотивацию изучения отдельных тем.

Использование видео на уроке иностранного языка само по себе не ново. Оно позволяет сделать занятие более интересным, концентрирует внимание на усвоение сложных тем и понятий, повышает эмоциональный фон. На начальном этапе обучения   иностранному    языку особенно эффективны  показы  мультипликационных фильмов. Они помогают развивать речевую активность младших школьников. Разработаны различные видео-курсы для детей, например,  «Disney's Magic English». На средней и старшей ступенях обучения чаще используются видеофрагменты из художественных фильмов. Использование видеороликов позволяет моделировать на уроке определённые ситуации, организовывать занимательные деловые игры. Данные приёмы  демонстрируют учащимся функционирование той или иной структуры в определенном контексте. Так, в игровой форме одновременно реализуются два важных принципа: принцип ситуативности и принцип функциональности. Это позволяет эффективно формировать и развивать навыки и умения устной монологической и диалогической речи, развивать языковую догадку, учить или закреплять новую лексику, развивать коммуникативные навыки.

Существуют специальные ресурсы  заданий с применением видео. Готовые разработки не всегда отвечают моим требованиям к проведению конкретного урока. Поэтому чаще всего я использую видеоролики, которые  специально изготавливает разновозрастная творческая группа учащихся под моим руководством в рамках кружковой работы. Для реализации программы дополнительного образования «Funny Cinema» привлечён педагог дополнительного образования гимназии Д.В. Отставнов. Он помогает осуществлять творческие и технические замыслы. Таким образом, обучающиеся вовлечены в дополнительную образовательную деятельность, приоритетной частью которой является языковая практика. В комфортных условия неформального творческого сотрудничества, поиска и развития эффективно формируются личностные, предметные и метапредметные  результаты освоения обучающимися школьного курса английского языка.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают такое представление информации, при котором ученик воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, при вовлечении его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %. На этом основан положительный эффект применения на уроках английского языка такого средства ИКТ, как интерактивные задания. Они обладают следующими значимыми функциями:

  1. Интерактивное управление ситуациями и процессами, смоделированными на экране.
  2. Осуществление текущего и итогового контроля с установлением обратной связи.
  3. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
  4. Эмоциональность и выразительность информации. Компьютерная визуализация и возможность показа на большом экране для всей группы обучающихся.

Преимущественно в своей практике использую  дидактические интерактивной игры и интерактивные тесты. Мой опыт использования дидактических интерактивных игр подтверждает эффективность возможностей этого средства ИКТ и демонстрирует успех в реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей.  Интерактивная игра позволяет обучающимся применить знания практически и вносит разнообразие в учебный процесс.  Дети с большим удовольствием учатся, играя, материал урока становится более доступным для усвоения. Мною разработано и опубликовано несколько таких игр, например, интерактивные игры – раскраски «The Sights of Moscow», «Christmas», интерактивные кроссворды «Fruits and Vegetables» и «At the Supermarket».

К интерактивным  заданиям, которые я применяю на уроке, относятся On-line тесты и тесты по методике учителя информатики Россошанской школы-интерната Воронежской области              А.Н. Комаровского. Преимущество тестов по шаблону Комаровского в том, что для работы в них не требуется Интернет, и то, что в конце тестирования программа сразу же выставляет оценку.

          Творческие домашние задания с использованием  ИКТ – один из видов домашних заданий, которые получают мои ученики. Примеры таких заданий:

1.  Поиск информации в сети Интернет и её представление в виде сообщения или интерактивного плаката, изготовленного на сервисе edu.glogster.com.

2. Создание виртуальной экскурсии, и представление результата работы в виде презентации, выполненной в программах Power Point,  Prezi.com или на сервисе photopeach.com.

3. Изготовление открыток с применением  графических редакторов.

Творческое представление выполненной работы – отличная возможность повысить уровень развития иноязычной коммуникативной компетентности. Домашние задания с использованием  ИКТ позволяют создать мотивацию к выполнению самостоятельной работы, повышают креативность мышления, развивают предметные и метапредметные умения и навыки, расширяют кругозор. Кроме того, за период применения метода ТДЗ с использованием  ИКТ моя методическая копилка пополнилась оригинальными дидактическими пособиями и материалами, которые помогают обучающимся готовиться к итоговой аттестации.

        В процессе апробирования в педагогической практике современных средств ИКТ я отметила позитивные факторы, влияющие на лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, повышение мотивации обучаемого на контакт с новой областью знаний, на экономию времени  за счёт значительного сокращения времени обучения. Формирование языковой коммуникативной компетенции предполагает процессуально – результативный подход, т.к. об эффективности работы можно судить только по результату.

Прослеживая динамику формирования коммуникативной компетенции, можно отметить, что результат диагностики за 2017– 2018  учебный год по сравнению с 2018 – 2019  учебным годом качественно изменился: количество обучающихся с высоким уровнем  развития коммуникативной компетенции увеличилось на 35 %, среднего - снизилось на 7%, низкого уровня нет.

Последние мониторинговые исследования показали следующие результаты:        

• сформированность коммуникативных умений и навыков по английскому языку у 85 % моих обучающихся  на достаточно высоком уровне, что обеспечивает способность обучающихся к общению на английском языке в устной форме;

 • увеличение на 15 % числа моих обучающихся, проявляющих инициативу в изучении английского языка и совершенствовании собственного речевого мастерства;

• достижение не менее чем у 60 % обучающихся нормированной речевой практики;

• высокий уровень информационно-критической грамотности не менее чем у 60 % обучающихся;

• значительное увеличение числа обучающихся – участников олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций.

Мои ученики успешно сдают экзамены на итоговой государственной аттестации в 9 и 11 классах.

 Таким образом, формирование у обучающихся необходимых умений и навыков речевой деятельности в моей практике эффективно осуществляется через коммуникативные задачи и упражнения с использованием средств ИКТ.

Литература

1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: «Просвещение», 1991.

2. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: «Наука», 1974

3. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – М.: «Вита – Пресс», 1999

4.  Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – М.: «Издательство Московского университета», 1986 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции

Владение иностранным языком являются одним из условий формирования личности учащихся в свете требований глобализации общества. Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативн...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

Игровые технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Игра занимает огромное место в арсенале приемов активизации иноязычной деятельности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в ...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников посредством использования приѐмов арт-технологий на уроках английского языка» (методическая разработка)

Данная работа представляет опыт работы по теме "Арт-педагогические технологии на уроках английского языка", которые используются  на основе различных арт-материалов на протяжении многих...