Игровые технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции
статья по английскому языку на тему

Катанова Елена Валерьевна

Игра занимает огромное место в арсенале приемов активизации иноязычной деятельности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности,» - писал В.А.Сухомлинский. 

По мнению Ж.Ж.Руссо, учителям никогда не удастся создать мудрецов, если убивать в детях шалунов.

Новизна работы заключается в том, чтобы рассмотреть игровую технологию в тесной связи с другими: проектной, коммуникативно-ориентированной, личностно - ориентированной, а также изучить реализацию данной технологии с точки зрения решения основных дидактических принципов: доступности, новизны, наглядности, активности, проблемности. Важным из них является принцип новизны, обеспечивая через игру отказ от произвольного заучивания, развитие речепроизводства, эвристичности и продуктивности речевых умений учащихся.

Возможности игры в плане развития непроизвольного внимания и памяти приобретают особую значимость в использовании ее на занятиях иностранным языком. 

Цель работы - разработать технологию проведения и стратегию внедрения игровой технологии при обучении лексико-грамматическим навыкам на начальном этапе обучения иностранному языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как известно, в настоящее время обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования (наряду с информатизацией и усилением роли экономических и правовых знаний). Это обусловлено потребностями современного информационного общества, заинтересованного в плане образования и воспитания в обеспечении полного развития личности, в том числе в развитии ее коммуникативных способностей.

 Анализ практики показывает, что у учащихся школы отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также реальной возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни не позволяет достичь существенных результатов в обучении иностранному языку.

  • Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность учащихся (психологическая и прагматическая) осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Это предполагает сформированность всех основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его (Л.А. Петровский)

Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Актуальность данной темы заключается в том, что использование игровой технологии помогает учителю успешно осуществлять индивидуализацию обучения и повышать истинную мотивацию.

Игра занимает огромное место в арсенале приемов активизации иноязычной деятельности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности,» - писал В.А.Сухомлинский. «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу» В. Риверс

По мнению Ж.Ж.Руссо, учителям никогда не удастся создать мудрецов, если убивать в детях шалунов.

Новизна работы заключается в том, чтобы рассмотреть игровую технологию в тесной связи с другими: проектной, коммуникативно-ориентированной, личностно - ориентированной, а также изучить реализацию данной технологии с точки зрения решения основных дидактических принципов: доступности, новизны, наглядности, активности, проблемности. Важным из них является принцип новизны, обеспечивая через игру отказ от произвольного заучивания, развитие речепроизводства, эвристичности и продуктивности речевых умений учащихся.

Анализ работ по данной проблеме позволяет отнести игру к действенному
средству умственного развития человека (
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Л.Коломенский). Игра оказывает активизирующее воздействие на все психические процессы личности: внимание, память, мышление и прочие.
Возможности игры в плане развития непроизвольного внимания и памяти
приобретают особую значимость в использовании ее на занятиях
иностранным языком.

Цель работы - разработать технологию проведения и стратегию внедрения игровой технологии при обучении лексико-грамматическим навыкам на начальном этапе обучения иностранному языку. Решение следующих задач помогает осветить данную проблему с различных точек зрения:

  1. Рассмотреть игру не только как средство контроля, но и как

средство обучения и мотивации.

  1. Изучить различные виды игр.
  2. Исследовать особенности и различие игр лингвистической компетенции и коммуникативной компетенции, или лексико- грамматических и речевых игр.

Поскольку основной целью изучения ИЯ в средней школе является дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции, то мы предлагаем классифицировать игры по типам реализации коммуникативной компетенции.

  1. Игры на основе языковой компетенции ( лексико-грамматические, или аспектные игры )

Лексические игры

  • игры с мячом для закрепления лексики
  • игры с картинками, лото, настольные игры
  • Не зевай!
  • Исправь
  • Snowball
  • игры-зарядки
  • демонстрационно-ролевые игры на основе песен ( введение и активизация лексических единиц)
  • пальчиковые игры с привлечением пальчиковых игрушек и без
  • проектные

Грамматические игры

  • грамматические сказки
  • игры по цепочке
  • подвижные игры
  • пантомимы (что он делает? – Present Continuous)
  • Комментатор
  • Snowball
  • Откликнись
  • Crosses and zeroes

Фонетические игры

- фонетические зарядки

-фонетические сказки

-скороговорки

-считалки

  1. Игры на основе речевой компетенции ( на говорение, аудирование, чтение, письмо)

-игры – демонстрации, или мастер – классы ( на аудирование и говорение)

-проектные игры ( с делением на группы)

-Детективы (поисковое чтение, аудирование)

- игры - речевые разминки

-ролевые игры, в ходе которых происходит говорение с опорой и отработка речевых клише.

3. Игры на основе социокультурной компетенции ( ролевые игры- театрализации о традициях, праздниках , культуре англоговорящих стран)

По способу организации учащихся можно классифицировать следующие виды игр:

- игры в парах

-игры в группах

- фронтальные

- индивидуальные (кроссворд, ребус).

По форме проведения игры делятся на:

-подвижные с вербальным компонентом

-сюжетные ( ситуативные )

-ролевые

-игры- соревнования

-игры- взаимодействия( коммуникативные и интерактивные).

Алгоритм обучения диалогическому высказыванию с применением игровой технологии.

  • Ознакомление с образцом
  • Закрепление игровыми приемами
  • Активизация речевых клише в речевой деятельности
  • Составление диалога по алгоритму
  • Составление диалога для решения коммуникативной задачи

Проектные игры позволяют учащимся максимально овладеть коммуникативными компетенциями при обучении иностранному языку с опорой на минимальный языковой материал.

Этапы работы над проектом.

  1. Выбор темы проекта
  2. Составление плана работы
  3. Документирование информации
  4. Оформление проекта
  5. Презентация проекта
  6. Рефлексия

Синквейн - это стихотворение, которое требует изложения большого объема информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённой теме. Само слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», поэтому и состоит он из пяти строк, в первой из которых записывается одно слово – существительное – тема. На второй строке пишутся два прилагательных, характеризующих тему синквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза по теме. Пятая строка включает слово-резюме, ассоциацию,  выражающую личное отношение автора синквейна к теме.

Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления.

Выводы: 

  • игры использую  в системе;
  • игры  постепенно изменяю  и усложняю;
  •  стараюсь, чтобы игра соответствовала психологической готовности учащихся к игре, общению, совместной деятельности;
  • форму и содержание игры  выбираю, исходя из количества детей,  участвующих в ней, из характера языкового материала и цели самой игры;
  • в игры включаю языковой материал из других тем с целью повторения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой методики как средства формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель применения технологии игровых  форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у дошкольников через разнообразные игровые формы обучения...

Реферат "Игровые технологии как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся".

Место и роль игровой технологии в учебном процессе,сочетание элементов игры и учения,классификация педагогических игр....

«Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников».

Тема: «Игровые технологии как ресурс формирования иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников». Автор опыта: Баранова Анна Васильевна, учитель английского языка МКОУ СОШ №7 г. Св...

Игровая технология как средство формирования коммуникативной компетенции у средних и старших школьников

Игровая технология как средство формирования коммуникативной компетенции у средних и старших школьников...

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...