Игровая технология как средство формирования коммуникативной компетенции у средних и старших школьников
статья по английскому языку на тему

Вострикова Татьяна Алексеевна

Игровая технология как средство формирования коммуникативной компетенции у средних и старших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая технология34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Вострикова Татьяна Алексеевна

МБОУ ООШ №2 г. Ковдор

Игровая технология как средство формирования коммуникативной компетенции у школьников

Введение

Средний школьный возраст является таким этапом, когда ученик-подросток претерпевает различные психофизиологические изменения, что может повлиять на отношение к учебе, снижение мотивации, наличие интереса и стремление учиться. Чтобы возрастные особенности школьников влияли на процесс обучения преимущественно положительно, учителю необходимо мотивировать учащихся, постоянно поддерживать интерес к изучаемому предмету.

В условиях введения ФГОС ОО данная тема приобретает особую актуальность, так как игровые методы и технологии позволяют развить критическое мышление детей, поднять мотивацию и побудить детей занять позицию активных участников образовательного процесса.

Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она не используется достаточно активно. Это доказывает актуальность данной темы.

Цель исследования: анализ игровой деятельности учащихся и обоснование эффективности использования игровых приёмов на уроках английского языка на средней ступени обучения.

Предмет исследования: игровые приемы на уроках английского языка.

Гипотеза исследования. Эффективность развития языковых навыков увеличится при соблюдении следующих условий:

  1. создание комфортной образовательной среды, направленной на формирование коммуникативных умений учащихся младшей школы;
  2. последовательный ввод в учебный процесс игровых технологий;
  3. обеспечение субъектной позиции ученика в процессе обучения.

Психолого-педагогические и методические основы использования игровых технологий на уроке английского языка

1. Психолого-физиологические особенности учащихся 5-7 классов

Подростковый возраст - это возраст от 10 -11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5-7 классов [Ижевский, 2005: с. 32].

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит переход к взрослости, который пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие - и все виды его деятельности.

Учение для подростка является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие. Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостью самоконтроля, резкость в поведении.

Развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы [Стронин, 1984: с.98].

Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости.

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности. В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими и рассуждать, что создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

2. Роль игровых приемов на уроках английского языка на средней ступени обучения

Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.

Понятие «игровые приёмы» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Играя, дети учатся применять свои знания и умения в практике общения, пользоваться ими в разных условиях.

Учитывая тот факт, что при изучении иностранного языка у школьников возникают различные психологические и коммуникативные барьеры, игра является эффективным средством облегчения стрессовой ситуации и снятия барьеров.

Г. П. Бабкина дает следующее определение: игра – это диагностический инструмент, при помощи которого легко можно определить степень усвоения материала, типичные ошибки, ведущие к трудностям в общении, кроме этого, игра вносит хорошее настроение и элемент радости как для учеников, так и для преподавателей [Бакина, 2006: c.59]. Таким образом, можно утверждать, что игра может являться как средством закрепления изученного материала, так и средством контроля усвоения материала. Реже можно использовать игру и для введения нового материала, например, развивая у учеников навык догадки.

Игра способствует выполнению трех важных задач:

  1. Создает психологическую готовность детей к речевому общению;
  2. Обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала;
  3. Тренирует учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Игровая деятельность имеет постоянную технологическую схему:

  1. Этап подготовки (разработка сценария; составление плана; описание игры; характеристика ролей).
  2. Этап объяснения игры (режим игры; постановка проблемы; выбор ситуаций; знакомство с раздаточным материалом).
  3. Этап проведения игры.
  4. Этап анализа и обобщения (анализ игры; рефлексия; оценка и самоанализ; вывод; рекомендации) [Батраева 2012: с.312].

Анализ учебно-методической литературы [Деркач, 1991]; [Зимняя, 1978]; [Утехина, 2000]; [Филатов, 1995: c.12-15] по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, фонетика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, деловые игры и так далее). Порою в пособиях заметно расхождение между содержанием игры и её авторской классификацией, что приводит к заключению, что игровые задания не имеют четкой классификации.

Проведенный нами анализ научно-методической литературы об использовании игровых приемов в обучении позволил нам сделать вывод, что игры можно разделить на две основные группы:

  1. Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание). Внутри этого типа игр можно выделить различные виды и подвиды в зависимости от обучающих целей задания, языкового наполнения, используемого реквизита, содержания и характера действий, что мы, однако, считаем вторичными признаками, учитываемыми лишь в частных группировках.
  2. Задания, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование – проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера, ролевое исполнение проблемной ситуации бытового или условного характера с заранее заданными параметрами речевых действий; драматизацию – действие по готовому сценарию познавательного характера. Такие задания предполагают формы естественной деятельности, основанной на мотивах инстинктивного поведения и рефлексивного усвоения языковых форм и правил. Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

Подобные игры М.Ф. Стронин [Стронин, 1984: с.59] определяет как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».

Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство языковых игр заставляют пользоваться языком вместо того, чтобы бездумно заучивать правильные формы. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Игры высокомотивационны.

Учебная игра – это не просто развлекательный прием, а упражнение, которое помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игра – задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств контроля и самоконтроля учащихся.

3. Примеры языковых игр для развития фонетических, грамматических и лексических навыков

Особого внимания заслуживает то, что по целям и задачам обучения учебные игры, используемые на уроках английского языка, можно разделить на языковые (или аспектные) и речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические. Речевые игры нацелены на формирование умения в одном или нескольких видах речевой деятельности.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры – взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д. По длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и командные [Агаева, 2009: c.2].

Аспектные (языковые) игры предназначены для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Помогая усвоить аспекты языка, они делятся на фонетические, лексические и грамматические. Здесь важно подчеркнуть, что деление языковых игр условно, так как невозможно изучить лексику без фонетики, или грамматику без лексики.

Фонетические игры. Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.

Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Они активизируют речемыслительную деятельность учащихся и развивают их речевую реакцию.

Грамматические игры призваны обеспечить умения учащихся практически применять знания по грамматике ИЯ, активизируя их мыслительную деятельность.

В процессе игровой деятельности у ребенка появляется интерес к предмету, теме игры и созданной игровой ситуации. Четко поставленные цели игры позволяют детям точно знать, какого результата они хотят добиться от игрового процесса, что создает ситуацию успеха, мотивирует детей к активному участию и позволяет переключать внимание от традиционных форм работы к инновационным, вызывая тем самым интерес и мотивацию учащихся.

Выводы

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:

  • у учащихся 5-7 классов стремительно развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы;
  • память и внимание приобретают характер организованных, контролируемых и управляемых процессов.
  • игровые приемы значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков;
  • игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.

В результате исследования нами доказано, что с помощью вовлечения ученика в игровой процесс можно создать на уроке условно-речевую ситуацию, в которой ребенку необходимо применить свои умения для взаимодействия с учителем и одноклассниками. Также, в процессе игры ребенок легче усваивает необходимые речевые образцы и формирует языковые навыки, которые, несомненно, сможет использовать в реальной жизни, попадая в англоговорящую среду.


Оглавление

Введение        2

Психолого-педагогические и методические основы использования игровых технологий на уроке английского языка        3

1. Психолого-физиологические особенности учащихся 5-7 классов        3

2. Роль игровых приемов на уроках английского языка на средней ступени обучения        4

3. Примеры языковых игр для развития фонетических, грамматических и лексических навыков        7

Выводы        9

Библиография        11


 

Библиография

  1. Агаева О. В. Использование игровых технологий на уроках  английского языка [Электронный ресурс]/ Агаева О. В. // Социальная сеть работников образования : [сайт]. – URL : http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologii-na-urokakh-angl
  2. Андриенко К.Л. Социальная психология. / Андриенко К.Л. // М.: Изд-во Просвещение, 1993. 46 с., с. 23
  3. Бакина Г.П. Что такое игра при обучении английскому языку / Бакина Г.П., Збойкова Н.А. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2006. № 2. С. 58-60.
  4. Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций [Текст] / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 311-314.
  5. Борзова Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе. Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО». 2007. - 60 с.
  6.  Борзова Е.В. О ситуативной организации обучения иностранным языкам.//Иностранные языки в школе. – 1987. - №4. – С.17-20
  7. Борзова Е.В.Реализация личностно-ориентированного подхода при обучении иностранным языкам в школе //Вестник Карельского государственного педагогического университета. Вып.1.Педагогика. Филология. - Петрозаводск: КГПУ,2006. - С.26-34
  8. Борзова Е.В. Технология обучения иностранным языкам в школе. Петрозаводск: ИУУ,1989. – 89с.
  9. Борзова Е.В. Урок иностранного языка в старших классах средней школы. 2-е изд., перераб. и доп. - Петрозаводск: КГПУ, 2004. - 188 с.
  10. Верещагина И.Н. УМК Английсский язык для 5 класса / Афанасьева О.В., Верещагина И.Н. // М.: Изд-во Просвещение,2008
  11. Воробьева Н.А. Влияние ролевой игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей личности / Воробьева Н.А., Авилов Г.М. // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. С. 96-101.
  12. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак - М: Педагогика, 1991, 224 с.
  13. Гамезо М.В., Матюхина М.В., Михальчик Т.С. возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 1992. 38 с.
  14. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
  15.  Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1978. – 159 с.
  16. Ижевский А. В. Организация и проведение в общеобразовательной школе часа здоровья. - М.: Просвещение, 2005. - 103 с., с. 32
  17. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
  18. Майдонова, С. В. Использование игровых приемов на уроках японского языка [Текст] / С. В. Майдонова // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 44-48. - ISSN 0130-6073. - (Практика)
  19. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
  20. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  21. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  22. Педагогический портал http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/ponyatie-pedagogicheskaya-tekhnologiya
  23. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  24. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений / Санькова О.А. // Среднее профессиональное образование. 2006. № 10. С. 21-22
  25.  Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., с.59
  26. Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов / Журнал "Знание. Понимание. Умение" // E-mail публикации http://www.zpu-journal.ru/zpu/e-publications/2007/Tishchenko_VA/
  27.  Утехина, А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / А. Н. Утехина – Ижевск: Изд. дом Удм. ун-т, 2000. – 246 с.
  28. Филатов, В. М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в средних классах школы / В. М. Филатов // Класс, 1995. - №4 – С. 12-15.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры....

Реферат "Игровые технологии как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся".

Место и роль игровой технологии в учебном процессе,сочетание элементов игры и учения,классификация педагогических игр....

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

Игровые технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Игра занимает огромное место в арсенале приемов активизации иноязычной деятельности. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в ...

Современные педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое  общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь ...