Работа с одаренными детьми на уроках иностранного языка
статья по английскому языку

Одним из приоритетов современного общества является разработка системы, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей, и раскрытие их потенциальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_chernova.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Чернова Е.М.,

учитель иностранного языка

ГБОУ БИЮЛИ

За последние десятилетия в нашем обществе произошли глобальные социально-экономические преобразования, которые выявили потребность в людях творчески активных, способных быстро адаптироваться, анализировать и находить нестандартные решения поставленных задач. Поэтому одним из приоритетов современного общества является разработка системы, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей, и раскрытие их потенциальных возможностей.  Федеральный государственный образовательный стандарт уделяет особое внимание работе с одарёнными детьми в школе.

Систематическое наблюдение на всех этапах учебно-воспитательного процесса является одним из основных методов выявления одаренных детей. Такие дети любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят никаких ограничений своих исследований, легко концентрируются на одном деле, имеют большой и богатый словарный запас, восприимчив к невербальным проявлениям чувств и эмоций и т.д. Также существуют различные виды тестов.

Ученые, работающие по изучению проблемы одаренности, говорят о существовании как общей одаренности, благодаря которой человек может достичь успехов во многих видах деятельности, так и конкретной одаренности, например, одаренности к изучению иностранных языков.

Лингвистическая одаренность ученика проявляется в быстром темпе усвоения иноязычных знаний, раннем проявлении языковых способностей, повышенной познавательной активности к теории языка, формировании умений и навыков в овладении иностранными языками, желании изучать языки и узнавать что-то новое в культуре и жизни страны изучаемого языка, быстром процессе мышления на иностранном языке и творческом подходе при в выборе способов коммуникации на иностранном языке.

Психолингвистические тесты для определения или прогнозирования будущей успешности в обучении иностранным языкам можно разделить на четыре категории:

1) квалификационные тесты (proficiency tests) определяют уровень владения иностранным языком, то есть показывает общие навыки и умения для дальнейшего распределения учащихся по группам в зависимости от их владения иностранным языком;

2) тесты (atitude tests) для определения способностей по изучению языка и времени, необходимого для овладения языком. Они помогают прогнозировать способность освоить тот или иной курс обучения;

3) тесты диагностические (diagnostic tests) - для выявления наиболее слабых и сильных сторон учащихся в изучении отдельных навыков и для своевременного принятия мер по преодолению слабых сторон, а также выявления причин испытываемых при этом трудностей.

4) тесты достижений (achievement tests) - служат средством текущего или итогового контроля;

Данные тесты помогают выявить индивидуальные различия в способностях к языку на ранних стадиях.

Исследовательская и поисковая активности являются одними из основных потребностей у одарённых детей, а иностранный язык является идеальной платформой для их реализации, так как является средством коммуникации и познания других культур.

Существует три основных вида деятельности:

  • классно-урочная деятельность (традиционные уроки, проекты, круглый стол, экскурсия, ролевая игра);
  • внеклассная работа (предметные олимпиады, предметные декады, научно-исследовательская работа, различные конкурсы и викторины);
  • система дополнительного образования (олимпиады, самостоятельная работа учащихся).

Основой формой работы с детьми является урок, но для одарённых детей он требует другой структуры и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Выявляют четыре главных подхода в работе с одаренными детьми:

  • ускорение;
  • углубление;
  • обогащение;
  • проблематизация.

Такие подходы требуют нетрадиционных форм урока, таких как дифференцированная работа, технология разноуровневого обучения и т.д.Дифференцированный подход предполагает определение количества, сложности и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций.  

Так же можно создавать разные речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Например, учитель показывает классу отрывок из фильма (желательно малоизвестного) на иностранном языке, в котором перед героем возникает определенная задача. Затем учитель просит учеников обсудить дальнейшие действия персонажа и предложить свои способы решения проблемы.

Проектный метод является одним из эффективных средств решения поставленной задачи и активным способом обучения одаренных детей. Это метод помогает всесторонне раскрыть возможности ребенка, проявить самостоятельность и показать свои достижения в обучении на практике.

Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми:

  • доклады с презентациями и видеоматериалами о знаменитых людях других стран;
  • создание газеты с новостями о зарубежных  и отечественных артистов;
  • создание видеопроекта о любимых книгах;
  • интервью на определенную тему (одаренные дети могут составить вопросы и выступить в качестве ведущих)

Работая в группах и парах, одаренные дети стремятся к успешному выполнению задания и требует этого от других. Они могут стать лидерами, анализируя и обобщая подготовленный материал, направляя работу более слабых учеников, тем самым вырабатывая ответственность, доброжелательное сотрудничество с участниками учебного процесса и умение работать в команде.

На уроках в старших классах не стоит концентрироваться только на заданиях для подготовки к государственному экзамену, но и вводить творческие уроки-проекты, страноведческие тесты, межпредметные уроки.

Например, можно провести совместные уроки по географии, истории, химии и т.д.

Такие уроки помогают расширить кругозор, приобрести культурные и этнокультурные знания.

 Внеурочная деятельность является дополнительным способом мотивировать одаренных детей к изучению иностранных языков. Предметные недели являются прекрасной возможностью раскрыть творческий потенциал учащихся. Можно устроить конкурсы и викторины. Например, можно взять за образец телевизионное шоу «Своя игра» и на его основе устроить викторину на тему «Искусство Великобритании» или организовать «Брейн-ринг», посвященный достопримечательностям зарубежных стран.

Также можно устроить театрализованные представления. Театрализованные представления являются форма работы с одаренными детьми, та как они помогают детям раскрыть актерские таланты, а также помогают в развитии навыков чтения, творческих навыков при написании сценария постановок и прививают интерес к литературному творчеству зарубежных авторов. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к работе по самосовершенствованию и развитию креативного мышления. Например, можно попросить учеников выбрать любимые сцены из книг Марка Твена и показать их.

Показанные выше приемы и методы помогут эффективно развить интерес учащихся к познавательной и творческой деятельности, сформировать соответствующие знания, умения, навыки и способствуют исследованию и восприятию окружающего мира с новой стороны.

Важно помнить, что самому учителю также необходимо постоянное интеллектуальное совершенствование и постоянный выбор методов, опираясь на потребность одаренного подростка в самореализации. Учитель должен направить свои усилия на развитие творческих способностей лингвистически одаренных учащихся, их фантазии, воображения.

Литература:

  1. Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. – С. 32.
  2. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. - 1991. – С.27-33.
  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – С. 24.
  4. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.
  5. Овчарова Л.А. Одаренный ребенок. М. Просвещение,2009 г. - С.34.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;
  2. http://www.interlog.com - образовательные программы для одаренных и талантливых;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...

Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Выступление руководителя кафедры иностранных языков Степняк Ирины Владимировны на июньском педсовете МБОУ "Гимназия № 19" Г.о.Балашиха Московской области по теме "Организация работы с о...

Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Презентация к выступлению на июньском педсовете по теме "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности" за 2017 - 2018 учебный год...

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Мой взгляд на проблему работы с одаренными детьми....

Приемы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Краткие выводы моего опыта работы с одаренными детьми....