Развитие когнитивных возможностей учащихся посредством образовательной технологии Веб-Квест.
статья по английскому языку

Бойцов Дмитрий Юрьевич

«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_boytsov_d.yu_._veb-kvest.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие когнитивных возможностей учащихся посредством образовательной технологии Веб-Квест.

Д.Ю. Бойцов, учитель английского языка

ГБОУ школа №489 Московского района Санкт-Петербурга

 «Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. 

Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся (локально или в Интернет)» [1] 

Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 

Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). 

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию. 

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

 Этапы работы над квестом:

Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами. 

Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;

2) разработка структуры представления;

3) создание материалов для представления;

4) доработка материалов для представления. 

Заключительный этап. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным веб-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

Зарубежные исследователи относят технологию веб-квест к обучающим интернет-технологиям, которые позволяют организовать активный учебный процесс, качественно отличающийся от традиционного [2]

Особенности традиционного процесса обучения

Особенности активного процесса обучения с использованием интернет-технологий

  1. В центре процесса обучения – учитель.
  1. В центре процесса обучения – ученик.
  1. Задействуется один или два канала восприятия.
  1. Восприятие мультисенсорное, задействуются несколько каналов восприятия.
  1. Развиваются отдельные умения и навыки.
  1. Развиваются интегративные умения и навыки учащихся.
  1. Преобладает индивидуальная работа учащихся.
  1. Преобладает групповая работа.

  1. Преобладает изложение информации учителем.
  1. В центре обучения – обмен информацией.
  1. Обучение пассивное.
  1. Обучение носит активный исследовательский, поисковый характер.
  1. В центре обучения – усвоение знаний, фактов.

  1. В центре обучения – развитие критического мышления, принятие информированных решений в рамках решения учебной задачи.
  1. Ученик реагирует на действия учителя.
  1. Ученик вовлекается в технологически спланированный процесс.
  1. Образовательный контекст искусственно-созданный.
  1. Образовательный контекст аутентичный, в центре – решение практических задач.

Активный учебный процесс с использованием интернет-технологий, и технологии веб-квеста в частности, обладает значительным потенциалом для развития когнитивной сферы учащихся, позволяет сделать работу целенаправленной и комплексной, так как: 

- веб-квест позволяет максимально приблизить обучение к решению реальных практических задач и проблем, задействовать аутентичные задания, использовать аутентичные источники информации, тем самым формируя мотивацию учащихся;

- веб-квест способствует развитию мыслительных операций учащихся, так как привлекает учащихся к работе с большим количеством информации. В процессе переработки информации учащиеся получают необходимые знания, развиваются их интегративные умения и навыки, компетенции [3]

А.Кристи отмечает, что технология веб-квеста способствует:

- развитию логического мышления учащихся, так как вовлекает  их в процесс логических рассуждений в процессе решения центральной проблемы того или иного квеста;

- развитию критического мышления учащихся, так как включает в себя интерпретацию, анализ, оценку информации;

- развитию коммуникативных навыков учащихся, их социализации,  формированию толерантности;

- формированию рефлексии, умении анализировать  и оценивать свои действия, действия партнеров в процессе решения проблемы;

- способствует установлению и развитию междисциплинарных связей в процессе обучения [4]

Список литературы:

  1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://ito.bitpro.ru/1999
  2. National Educational Technology Standards for Students // Connecting Curriculum and Technology. iste@iste.org. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.iste.org.
  3. March, T. (1998b). Why Webquests? An introduction. Retrieved October 3- 2003. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.ozline.com/webquests/intro.html
  4. Christie, A. A. (2002). What is a WebQuest? Retrieved October 5, 2003. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.west.asu.edu/achristie/675wq.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и прог...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий

Учитель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх,...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...