Принципы формирования мотивации в процессе обучения иностранному языку
учебно-методический материал по английскому языку

Андреюшкина Дарья Игоревна

Роль мотивации при овладении любым иностранным языком велика, особенно при обучении английскому языку, который сейчас является языком международного общения и признан самым распространенным в мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы формирования мотивации в процессе обучения иностранному языку

Роль мотивации при овладении любым иностранным языком велика, особенно при обучении английскому языку, который сейчас является языком международного общения и признан самым распространенным в мире. Каждый второй образованный человек в Европе владеет английским языком. Но не только жители разных стран Европы могут общаться друг с другом при помощи английского языка, россияне тоже входят в их число. С каждым годом английский язык проникает во все сферы нашей жизни. Это определяется многими факторами: экономическими, политическими, стратегическими, культурными и бытовыми. Вступающие в жизнь студенты должны стать конкурентоспособными, т. е. иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей.

Обучать английскому языку надо, начиная с раннего детства. И обучать надо так, чтобы к окончанию учебного заведения (общеобразовательной школы) ребенок мог свободно разговаривать, понимать иностранцев и обсуждать с ними интересующие друг друга темы. Поэтому основной и самой главной целью в школе при обучении английскому языку является обучение коммуникации. Коммуникация - это не только успешное овладение аспектами иностранного языка, она более важна в межличностных отношениях - в общении с другими. Важно убедиться, что учащиеся не только знают, о чем говорить, но и имеют растущее желание говорить на иностранном языке при любой возможности.

Многие школы не имеют возможности поддерживать постоянные связи с носителями языка, приглашать их, проводить различные встречи, во время которых школьники могли бы пообщаться с ними, применить усвоенные ранее знания в "живом" общении, послушать правильное произношение, научиться чему-то новому, узнать ответы на волнующие их вопросы. Но, несмотря на все эти негативные стороны, учитель должен мотивировать школьников к изучению английского языка, и повышать эту мотивацию, так как она играет очень важную роль при обучении иностранному языку. В современной школе помощником для учителя, который может стимулировать учащихся к изучению иностранного языка, является постоянное использование аудиовизуальных средств при обучении английскому языку. Они, конечно, не могут заменить живое общение с человеком, но существуют различные компьютерные программы, видеоматериалы, которые предоставляют такую возможность, т. е. непосредственное общение с носителями языка, обсуждение различных проблем, дискуссии и многое другое.

В настоящее время особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранного языка в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся высокая мотивация. Они хотят изъясняться на иностранном языке со сверстниками, декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке, читать страноведческую литературу. Детям также очень интересно, когда они понимают возможность того, что могут разговаривать на двух языках. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но когда начинается процесс овладения иностранным языком, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижения целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В результате - незнание иностранного языка, рухнувшие надежды, недовольство собой и постановкой обучения иностранному языку.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе

У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком.

Существует несколько факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя;

- коллективные, групповые формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Учитывая эти факторы на каждом уроке, можно повысить мотивацию школьников при обучении иностранному языку. Основная проблема заключается не в том, как сформировать мотивацию учения, а в том, как повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Для того чтобы быть мотивированным учащимся, хотя бы время от времени, нужно переживать успех. То есть видеть, что прилагаемые ими усилия идут на пользу и окупают себя с лихвой. Однако для того чтобы учиться успешно учитель должен определить главные параметры: то, каким образом учащиеся лучше воспринимают информацию (на слух, зрительно, при решении конкретных задач и т.д.); как запоминают новую информацию (через повторение, впечатление, ассоциацию, построение связей, конспектирование, группирование данных и т.д.); важно учить школьников использовать разные интеллектуальные операции. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач, стоящих перед индивидом. Наиболее характерные для школьного возраста перцептивные приемы: ассоциации, группировка по визуальным признакам, группировка по смысловым признакам, выделение опорного пункта, перекодирование, достраивание, структурирование, схематизация, упорядоченное сканирование, сериационная организация материала; мнемические способы обработки информации: группировка, опорные пункты, классификация, аналогии и т.д.; в мышлении: сопоставление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, выяснение функционального значения и т.д. Избегайте слепого заучивания. Учите пониманию и поиску смысла. Хотим мы того или нет, но наш мозг пытается понять новую информацию и установить смысловые связи с тем, что мы уже знаем. Иначе говоря, мозг идентифицирует, оценивает и "вписывает" новый материал, соответствующий раздел "базы данных" нашей памяти. Неосознанное повторение и зубрежка способны, не только угасить мотивацию, но и окончательно вселить отвращение к учебе. Поэтому, всегда старайтесь учитывать больший контекст, рассматриваемой вами темы. Учите новые слова в тематической связке, а также в контексте предложений. При рассмотрении материала постарайтесь найти смысл. Важно увидеть логическую последовательность и характерные для правила закономерности. Сосредотачивайтесь на главном, не обращайте большого внимания на второстепенные детали. Читая текст, постарайтесь последовать основной идее. Даже, если какие-то слова не понятны, попробуйте определить возможное значение слова исходя из контекста отрывка. Проверьте, сформировали ли учащиеся общую картину. Видят ли они частное в контексте большего. Каждое задание должно быть понятно ученику. Нет смысла в задании - нет смысла в его выполнении.

Формирование мотивации учения детей школьного возраста в процессе изучения английского языка может осуществляться при организации следующих условий: — активное включение каждого школьника в процесс совместной учебной деятельности на занятиях английского языка; - создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях со сверстниками и учителем; — интеграция игровой и учебной деятельности, которая предполагает их взаимопроникновение в процессе построения и организации сюжета игры и игрового действия, когда основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами учебной деятельности; — обеспечение содержательного плана иноязычной речевой деятельности, который отвечает личностным особенностям учащихся; — создание эмоциональной и содержательной поддержки, способствующей включению в общую работу класса и снижению тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? ...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье мы планируем исследовать процесс формирования учебно-познавательной самостоятельности. Для решения этой задачи необходимо рассмотреть термин «учебно-познавательная самостоятельность», ...

Мотивация в процессе обучения иностранному языку

Рассматриваются  различные методы мотивации учащихся в обучении английскому языку и  педагогические условия, обеспечивающие их эффективность и также способы повышения мотивации учебной деяте...

"Мотивация - необходимое условие в процессе обучения иностранному языку"

В данном  сообщении даются понятия мотивации. ее классификация, согласно убеждениям известных психологов и ведущих  преподавателей , методистов. В ней   автор пытается ответи...

«Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку».

Выступление в рамках метапредметной недели по английскому языку...

Проблема мотивации в процессе обучения иностранному языку

Рассмотрение проблемы мотивации в процессе обучения иностранному языку....