Статья "Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка"
статья

Ситникова Светлана Витальевна

      В концепции обучения монологическому высказыванию говорится о том, что функция школы состоит в том, чтобы заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

 Овладение монологической речью, как известно,  встречает определенные трудности, которые существуют и в родном языке – это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь  выражать правильно на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Что касается монологической речи, то для нее характерны такие качества,  как ясность, логическая стройность и достаточная информативность, доказательность, а также выражение собственного отношения и оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_monolog.rechi_.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ситникова Светлана Витальевна- учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»

Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка

      В концепции обучения монологическому высказыванию говорится о том, что функция школы состоит в том, чтобы заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.

 Овладение монологической речью, как известно,  встречает определенные трудности, которые существуют и в родном языке – это одновременное осуществление смысловой и языковой программы. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь  выражать правильно на данном языке свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Что касается монологической речи, то для нее характерны такие качества,  как ясность, логическая стройность и достаточная информативность, доказательность, а также выражение собственного отношения и оценки.

    Массовая школа в своем большинстве может обеспечить средний уровень (базовый), главная цель которого состоит в формировании умений в чтении и понимании текстов и развитии устной речи на основе текста в форме описания и повествования. При этом должны обязательно присутствовать  такие параметры монологической речи, как связность и логическая последовательность.

   Обучение умению выступать с самостоятельными высказываниями может преследовать различные задачи и осуществляться в разных направлениях: высказывание по прочитанному или прослушанному в результате творческой переработки текста                  (пересказ, резюме, изложение событий  от лица одного из персонажей текста); сообщение или информация  по какой – либо проблеме, затронутой в тексте, что требует специальной подготовки, подборки соответствующего материала для иллюстрации.

       Для базового уровня ведущим является обучение самостоятельному высказыванию на основе текста - пересказу.  Существуют разные виды пересказа:

- пересказ близкий к тексту

- реферирующий пересказ

- комментирующий пересказ (требует умения обобщать, высказывать  собственное отношение к фактам,  аргументировать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие, сомнение)

Таким образом, при пересказе текста его содержание может быть передано полностью ( с деталями ),  сокращенно, выборочно, реферативном.

      Для того, чтобы передать содержание текста необходимо овладеть следующими умениями:

-  выделить цепь фактов и событий, ведущих к кульминационному событию  (если таковые есть ), и выделить экспозиционные факты

- опустить несущественные факты, не нарушая логику повествования, не способствующие раскрытию основной идеи

- завершить пересказ.

    Поскольку развитие речи происходит в связи с текстом, то нужно учитывать особенности разных жанров текстов с тем, чтобы отобрать такие формы, которые соответствуют особенностям текста. Для высказывания по общественно- политическому тексту целесообразно использовать такую форму, как резюме, для научно- популярного – аннотацию, для художественного - рецензию.  Поэтому задания по монологической речи должны носить различный характер и направлять в русло той речевой формы, которая отвечает особенностям текста.

Вот примеры заданий в связи с чтением текста:

- прочитать текст, выбрать факты и аргументы

- выделить ключевые предложения; попросить раскрыть в нескольких предложениях содержание текста;

- сформулировать в нескольких фразах главную мысль каждого абзаца; перечитать текст и выделить детали; обсудить текст;

-прочитать и изучить , как персонажи охарактеризованы в начале и в конце текста;

- разыграть текст; найти в нем темы;

- дать характеристику текста; выбрать детали, которые производят, например, юмористический эффект.

   Обучение монологическому высказыванию начинается тогда, когда ставится задача высказать как минимум связанные фразы. При обучении монологическому высказыванию мы используем опоры. Назначение опор - помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Существуют словесные и изобразительные опоры.  Любая опора – это способ управления высказыванием. Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута    ( содержательные опоры ), в других – сжата ( смысловые опоры), но в любом случае она лишь толчок к размышлению.

        Обучение с применением опорных схем проходит более успешно. Например, во II классе использую опоры по теме « Кем ты хочешь быть ?»

         I  want to be a…

        I  don’t want to be a …

По теме « Семья»

       Му name is…

       I’m from …

      I’m fine.      

      I have got a …     She/he   is  fine.  She/he  is  from  …

По теме « Давайте поиграем!»

I  like to play with …

I  don’t like  to play with…

На раннем этапе обучения  применяется  прием составления загадок, который усиливает мотивацию, вызывает у ребят интерес к изучению английского языка.  Ребятам предлагаю описать  предмет так, чтобы получилась загадка. При составлении загадок используются основные известные грамматические структуры:

It is…;  It  has…; It can…; I like …

Например:

It is red, green or yellow

It round or oval

It can fly, but it is not a bird.   (a balloon )

 

I am green

I am small

I live in the water

I can jump

I can croak

What am I ?        ( a frog )

 

  Cхема «Мой рабочий день» является опорой для составления сообщения в  3 классе. Сначала учитель делает сообщение по этой схеме, затем проводятся вопросно - ответные  упражнения и после этого учащиеся самостоятельно рассказывают  о своем рабочем дне. На следующем уроке составляют  рассказ о рабочем дне друга или подруги

( обратить внимание на образование 3л  ед .ч.)

 

Схема «Времена года» применяется для составления высказывания о любом времени года в 7 классе.

   Сильному учащемуся не представляет никакой трудности проверить по опоре своего слабого товарища. Опорные схемы используются на этапе тренировки, так как на «выходе» должно быть самостоятельное высказывание (подсказок учащиеся не должны иметь). Слабые учащиеся, конечно, составляют исключение. Для того, чтобы получить удовлетворительную оценку, им разрешается пользоваться при ответе опорной схемой.

 

   В 8 классе при изучении темы «Королева Англии»  использую смысловые  опоры

                          The Queen is the …

                                       …  is a symbol of …

                                      …  travels  about …

                            The  British  Parliament

                            The British Government

 

The House of  Lords                                                    The House of Commons

… can offer and change laws                                 … makes laws about the policy of

                                                                                the country, taxes and many other

It can delay laws                                                     things

 

     Опорные схемы создаются для самых разных целей:                                

- для введения  и закрепления лексического и грамматического материала

-для обучения диалогической и монологической речи

- для аудирования

 Изготовить их довольно просто. По опоре можно работать не только на уроке, но и дать возможность учащимся самостоятельно поработать дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения (монологическая речь) на уроках английского языка у слабых немотивированных учеников

Учитывая особенности слабых немотивированных учеников  (слабую память, неспособность концентрировать внимание, низкую работоспособность и академическую запущенность), я разработала  методику...

Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

Развитие монологической речи на уроке английского языка. Тема:" The Olympic Games."

Дополнительный материал для использования при изучении темы: "Спорт. Олимпийские игры." (5-7кл.)...

Развитие монологической речи на уроках английского языка

Эта статья поможет педагогам использовать методы и приемы для развития монологической речи на средней и старшей ступени обучения английского языка....

Методика обучения монологической речи на уроках английского языка

Монологическая речь отличается от диалогической речи своей развернутостью, присутствием распространенных синтаксических конструкций, грамматической оформленностью и, поэтому, представляет для учеников...

Развитие навыков монологической речи на уроках английского языка

Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т.е. с определением соде...