Статья "Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)"
статья по английскому языку

В статье рассказывается о работе в парах, как об одном из методов, позволяющих активизировать деятельность обучающихся, повысить мотивацию, улучшить результативность в процессе обучения иностранному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зазян Татьяна Петровна,

учитель ГБОУ школы №83

Выборгского района Санкт-Петербурга

 Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)

На современном этапе задача школы - научить учиться.  Учитель должен помочь ребенку освоить новые способы действия, дать ему инструментарий, который он сможет применить в жизни, когда выйдет из стен школы.

Цель учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Педагог должен так помочь организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, ответы на вопросы, отработали в речи лексические и грамматические структуры. 

На уроках английского языка задачами учителя являются создание условий практического овладения языком для каждого учащегося и выбор методов обучения, позволяющих каждому ученику активизировать познавательную деятельность в процессе обучения иностранному языку.

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную форму работы. Работа в парах формирует все виды УУД, а именно:

  • личностные – в паре ученику необходимо самоопределяться относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения. Осуществляя в паре различные роли, обучающийся начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация.
  • регулятивные – партнеры регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат.
  • познавательные – за счет общения возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания.
  •  коммуникативные – развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми.

Парная форма организации работы имеет немало преимуществ:

  • повышается языковой объём высказываний по сравнению с фронтальной работой;
  • возрастает мотивация;
  • развивается беглость речи;
  • делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;
  • повышается чувство ответственности;
  • создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер;
  • стимулирует самостоятельное общение учащихся;
  • позволяет высказаться большему числу учащихся.
  • повышается эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • обеспечивается разнообразие деятельности на уроке.

Эффективность работы во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Учителю, использующему парную работу на уроке, следует придерживаться некоторых правил.

Например, необходимо учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся. Объяснение со стороны учителя должно быть четким и понятным, например, в виде записи на доске, время выполнения задания должно быть ограничено. Необходимо учитывать особенности состава пары, группы. Задания должны быть посильными, интересными для обучающихся и соответствовать их уровню. Поставленная задача должна побуждать к совместной деятельности и поиску решения. Итогом парной работы должна быть рефлексия учебной деятельности. Оценивается работа не одного ученика, а пары на основе овладения материалом каждым учеником группы. Важно, что оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия обучающихся.

Возможны разные варианты комплектования пары, и это в значительной степени определяет то, как будет протекать дальнейшая работа. Это могут быть пары по взаимному выбору. В этом случае получаются сильные и слабые пары. Задача учителя подобрать разноуровневые задания для таких пар.  Пары, сформированные случайным образом эффективны с точки зрения формирования социализации школьников. Кроме того, пары могут быть созданы по определенному признаку, который сближает участников, что создает основу для эмоционального принятия друг друга. Еще одним способом создания пар может быть выбор педагога. В этом случае  решаются определенные педагогические задачи.

Существуют различные виды работ в парах на уроках: обсуждение заданной темы; совместное изучение нового материала; тренировка и закрепление полученных знаний; проверка усвоения урока. Используя технологию сотрудничества, возможно выполнять: грамматические задания, задания на проверку домашней работы, работу над текстом для чтения, совместную работу по проекту, отработку орфографических навыков, работу над лексикой.

Примеры работы в парах на уроке.

Интервью. Ученики выбирают себе пару, которой адресуют свои вопросы, например, о распорядке дня, фиксируя ответы в таблице, а затем выбирают другого партнера и т. д. Итоги опроса оформляются в отчет о распорядке дня одноклассников. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки.

Снежный ком.  Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого в парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, которые объединяются в общее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них и дополняется идеями всех учащихся группы. В конце работы группы делают доклады о своей работе. 

За и против. В паре обсуждаются аргументы «за» и «против», например, проблемы использования транспорта в центре города и др. Затем в группе происходит обмен мнениями по проблеме в виде дискуссии. Возможен вариант, когда одна пара обсуждает только аргументы «за», а вторая только аргументы «против», а затем между парами происходит обмен информацией. После общей дискуссии и формулирования вывода пишем  сочинение.

Парный диктант на слух. Один из учеников пары получает текст- задание, читает этот текст второму учащемуся, который должен записать услышанное на доске/ на листке бумаги на слух.

Во время работы обучающихся учителю лучше ошибки не исправлять, а фиксировать их в специальной форме (записывать плюсы и минусы в работе каждого из участников задания) и после завершения задания исправить недочёты вместе с учениками. Также можно разобрать наиболее трудные моменты заданий, похвалить отдельные достижения учеников.

Итак, работа в парах даёт возможность большему количеству обучающихся высказаться, позволяет снять психологический барьер, побуждает к самостоятельному общению, без участия учителя, побуждает обучающихся помогать и поддерживать друг друга, обеспечивает разнообразие деятельности на уроке, дает возможность обучающимся контролировать процесс урока. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя французского языка)

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя французского языка)...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...