Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции
статья по теме

Капитонова Татьяна Леонидовна

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прививать любовь к своей малой Родине, формировать гражданскую позицию, но и нести культуру своего народа представителям других стран, воспитывает толерантное отношение к другой культуре.

Цель: развитие и передача определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.
Задачи:
1) познакомить с историей родного края; 
2) привить любовь к родному городу; 
3) сформировать гражданскую позицию; 
4) научить характеризовать собственную культуру и историю для представителей других стран;
5) помочь понять сходства и отличия, существующие между культурами;
6) сформировать межкультурную компетенцию; 
7) развивать творческую исследовательскую активность у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Краеведение как средство воспитания                  

               гражданской позиции  и формирования              

                    межкультурной компетенции                        

                               

                                                 «Как нет человека без самолюбия – так нет

                                                                          человека без любви к Отечеству, и эта любовь

                                                                          даёт воспитанию  верный ключ к сердцу

                                                                          человека и могущественную опору для борьбы

                                                                          с его дурными природными, личными, семей-

                                                                          ными и родовыми наклонностями»

                                                                                                                               К.Д. Ушинский   

             

     Реформирование современного российского общества, модернизация государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян.

     В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи,  переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности  осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности учащихся в единстве учебно-воспитательного процесса. Именно сегодня возрастает необходимость нравственной направленности всего процесса обучения в школе, так как возникло противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и качеством его гражданской и нравственной воспитанности, уровнем социальной культуры.

     Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.  Краеведение является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

     Ознакомление с фактами из истории края, города, села, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего города, тем самым, способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.

     Непосредственное отношение к формированию мировоззрения имеют ученические исследования. Они прививают культуру умственного труда, готовят учащихся к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности, повышают сознательность и прочность усвоения краеведческих знаний.

      Краеведческие уроки на иностранном языке актуальны, потому  что знание иностранного языка необходимо школьникам для того, чтобы уметь характеризовать собственную культуру и историю для представителей других стран. Кроме того, знание краеведческого материала помогает лучше понять сходства и отличия, существующие между культурами, что является фундаментом межкультурной компетенции.     

         Разработанные мной уроки From the History of Ryazan, The Ryazan Coat of Arms, What does the name Ryazan mean?, Avdotya Ryazanochka, Evpaty Kolovrat, Sergey Esenin, I.P. Pavlov, K.E. Tsiolkovsky, The Pirogov Family, M. Saltykov-Shcedrin, Ryazan Region (General Information), Ryazan Cultural Life (The Drama Theatre,The Fine Arts Museum) позволяют учащимся повторить, обобщить и углубить краеведческие знания и одновременно развить навыки и умения иноязычной деятельности. Эти уроки рассчитаны на учащихся старших классов и проводятся в рамках изучения тем Our Motherland, Outstanding Personalities of Russia (of Ryazan). Кроме того, учащиеся занимаются поисковой работой. Ученику или группе учащихся предлагается подготовить сообщение по заданной теме, ряд вопросов по содержанию сообщения (самостоятельно или вместе с учителем). Далее на доску выписываются новые слова, имена собственные и географические названия, если они есть. Затем учащиеся класса прослушивают сообщение, отвечают на вопросы и, используя предложенные вопросы в качестве плана,  рассказывают об услышанном. Таким образом, учащиеся непосредственно вовлекаются в процесс обучения, становясь субъектом обучения, а не объектом. Такое обучение в сотрудничестве благотворно влияет на повышение интереса к предмету, теме, а также влияет на повышение качества знаний.                                                                                

    Однако, начинать прививать любовь к родине и формировать у учащихся гражданскую позицию нужно как можно раньше. Поэтому часть уроков адаптирована для учащихся начальной (4класс - гимназический) и средней школ (6 класс - общеобразовательный). На данном этапе у учащихся уже сформированы умения и навыки в использовании таких видовременных форм глагола, как Present Simple, Present Progressive, Past Simple, Future Simple, а также ребята изучили количественные и порядковые числительные, что позволяет им оперировать датами, степени сравнения прилагательных, при помощи которых они могут сравнивать различные явления. Всё это позволяет проводить уроки, связанные с историей родного края: “What does the name Ryazan mean?”, The Ryazan Coat of Arms, Avdotya Ryazanochka, Evpaty Kolovrat, Sergey Esenin. Выбор данных уроков связан с тем, что учащиеся хорошо знакомы с творчеством своего знаменитого земляка-поэта С. Есенина. Кроме того, ребятам интересны былины о подвигах своих соотечественников, как бесстрашных воинов, так и простых людей, способных в тяжёлые для их родины времена проявлять стойкость и героизм. Таким образом, героический период в жизни страны, народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Эти уроки вызывают неподдельный интерес у учащихся, что видно из проведённого анкетирования. Более 80% учащихся отмечают, что им интересны данные темы и хотелось бы, чтобы подобные уроки проводились как можно чаще.                                                                                                                                                      Обучение  основано на принципах сознательно-коммуникативного метода, что находит выражение в формулировке целей уроков, их структуры  и подборе упражнений  и видов учебной деятельности. Краеведческое содержание подается в виде текстов об истории  Рязани для чтения с последующим обсуждением. Методика работы нацелена на развитие всех видов речевой деятельности: развиваются умения в чтении и устной речи на основе краеведческого материала, уделяется внимание развитию лексических навыков,  развитию умения перифраза,  также навыков и умений в переводе. На уроках учащиеся работают с фотоматериалами и иллюстрациями. Предлагаются задания такого типа: дай информацию об увиденном; скажи, какие новые сведения ты узнал. Кроме того, на уроках учащиеся прослушивают высказывания на иностранном или русском языке и переводят их: сначала ученики переводят отдельные словосочетания, затем предложения с ними и целые монологи. Предложенные уроки нацелены на развитие и передачу определенной системы ценностей национальной культуры посредством иностранного языка.

                          Список литературы, использованной при    

                                             создании уроков    

  1. Гордость земли Рязанской. М.: Московский рабочий, 1973.
  2. Ерохин В. Евпатий Коловрат. М.: Московский рабочий, 1969.
  3. Жильцова Н.П. Рязань. Город, в котором я живу. Учебно-методическое пособие. – Рязань, 2001.
  4. Максимова Л., Ерошина Т., Киселёва Э. «… чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча не погасла». Были и предания Рязанского края. – Рязань, 1995.
  5. Михайловский Е.В. Рязань: Памятники архитектуры и искусства. М.: Советская Россия, 1985.
  6. На земле Рязанской. М.: Московский рабочий, 1976.
  7. Толченкин А., Чекурин Л. История родного края. Пособие для учащихся. Рязанская область. М.: Московский рабочий, 1988.
  8. Шерыгин Б. Авдотья Рязаночка. Былины. М.: Детская литература, 1982.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»...

Речь-сопровождение к презентации "Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»

Текстовое сопровождение к презентации "Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКУРСА «WORD ON THE STREET» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ РЕАЛИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКУРСА «WORD ON THE STREET» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПРЕЗЕНТАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ РЕАЛИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИВ статье рассматривается популя...