Фразеологизмы в английском языке и способы их перевода
статья по английскому языку

Важность изучения фразеологических единиц в английском языке и различные способы их перевода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фразеологизмы в английском языке и способы их перевода.

                Фразеология - особый раздел лингвистической науки, отражающий богатство выразительных средств языка. Понимание устойчивых выражений, а также их правильное употребление в речи считаются одним из показателей совершенства речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры. Отсюда вполне закономерен тот интерес, который проявляют исследователи к данной области.  Изучение английского языка широко распространено в нашей стране. Хорошее знание языка, в том числе и английского, невозможно без знания его фразеологии. Знание фразеологии чрезвычайно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное использование фразеологизмов делает речь более идиоматичной.

        Итак, что же такое фразеологизмы? Фразеологизм, или фразеологическая единица, — это устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением.  Перевод фразеологических единиц представляет собой одну из самых сложных и интересных проблем, разрабатываемых в рамках современной теории перевода. Трудности перевода фразеологических единиц, объясняются сложностью их семантической структуры.  Фразеологизмы не только называют предметы реальности, но, и передают информацию о психоэмоционом состоянии говорящего и о его эмоциональном отношении к предмету речи.

        Проанализировав трудности перевода и особенности фразеологических единиц, можно сформулировать основные правила их перевода:

1) Оптимальным переводческим решением, несомненно, является поиск идентичной фразеологической единицы, которая полностью соответствует по смыслу какому-то английскому фразеологизму и которая основана на одном с ним образе. Число подобных соответствий невелико; к этой группе относятся фразеологизмы интернационального характера, основанные на мифологических преданиях, библейских легендах и исторических фактах:   Heel of Achilles – Ахиллесова пята, Sword of Damocles – Дамоклов меч, The game is not worth the candle – игра не стоит свеч,  burn one's boats - сжечь свои корабли, in the seventh heaven - на седьмом небе и некоторые другие. Перевод подобных единиц обычно не вызывает никаких затруднений, однако следует признать, что число подобных соответствий в английском и русском языках крайне ограничено.

2)При отсутствии непосредственных соответствий фразеологизм, употребленный в языке оригинала, можно перевести с помощью аналогичной фразеологической единицы, хотя он и будет построен на иной словесно-образной основе.  Например: make hay while the sun shines —куй железо, пока горячо;  to get out of bed on the wrong side — встать  с левой ноги;  out of the frying-pan into the fire  — из огня да в полымя  и т. д. Следует также учитывать, что стилистическая или эмоциональная окраска не всегда совпадают.

3)при переводе устойчивых сочетаний слов следует также учитывать особенности контекста, в котором они употребляются. Для многих английских фразеологических единиц характерны многозначность и стилистическая разноплановость, что осложняет их перевод. Например: to take the floor- в общественно-политической жизни означает «взять слово, выступить на собрании», а в быту  -  «пойти потанцевать»; to have the hell of a time- в зависимости от контекста может иметь противоположные значения «хорошо провести время» и «попасть в переплет», «иметь большие неприятности»; уou never can tell- можно перевести «почем знать» и «чем черт не шутит», что стилистически далеко не равноценно.

4) следует отметить, что, несмотря на наличие эквивалента, устойчивые сочетания слов иногда приходится переводить дословно, например, когда образ, заключающийся во фразеологизме, не безразличен для понимания текста, а замена его другим образом мешает пониманию текста, или лишает его яркости и выразительности. Например, «… when I was awarded a number of prizes at school, a clergyman assured me, that I already had a foot on the ladder of success. - ...когда я получал награды в школе, священник уверял меня, что я уже вступил на лестницу, ведущую к успеху.»

5)учитывая специфику перевода фразеологизмов, очень часто при их переводе используется контекстуальная замена. Нахождение контекстуальной замены, в отличие от использования готового эквивалента – творческий процесс. Приведем примеры контекстуальных замен при переводе образного фразеологического сочетания be (make) a poor (bad) hand at smth:

«Well, Mr. Cherrell, what would you do?»

«I am a poor hand at advice.»(J. Galsworthy, Flowering Wilderness, ch. XVI)
- А вы, м-р Черрелл, как бы вы поступили?

- Я не мастер давать советы.

Это устойчивое сочетание (не мастер давать советы) хорошо передает скромную  сдержанную манеру отца Динни Черрелл.

«I am afraid I shall make a poor hand of managing a canon foundry.»(B. Shaw, Major, Barbara, Act I)

— Боюсь, что из меня получится из рук вон плохой управляющий орудийным заводом.

Здесь найдена ярко идиоматическая замена из рук вон.

«I know, I don’t express myself properly: I’m a bad hand at sentimentality» (B. Shaw, Cashel Byron’s Profession, ch. IX)

— Я знаю,  что выражаюсь недостаточно ясно, но сентиментальность — не по моей части.

Не по моей части — также идиоматическая замена, вполне соответствующая данной ситуации.

        Следует учитывать, что наиболее подходящий вариант перевода таких фразеологизмов определяется исключительно особенностями контекста.

6)также часто используется описательный перевод, то есть перевод фразеологизма при помощи свободного сочетания слов. Например, «If you have defied, or defy me, I shall cut you off with a shilling and you shall never darken the door of this house. - Если ты нарушил или нарушишь мою волю, я лишу тебя наследства и ноги твоей больше не будет в этом доме.» Разумеется, образный фразеологизм to cut somebody off with a shilling  более экспрессивен, чем простое лишить наследства, так что описательный перевод всегда связан с определенной потерей.

Описательный перевод особенно удобен для передачи оборотов терминологического характера, не допускающих буквального перевода. Например,  «cross the floor of the House» (парл.) – «перейти из одной партии в другую»; «accept tne Cniltern Hundreds (парл.)» - «слагать с себя полномочия члена парламента». Описательный перевод уступает подлиннику по яркости, хотя и верно передает его значение.

8)также при переводе фразеологизмов необходимо учитывать национально-        специфическую окраску и соответственно выбирать  перевод, который лучше всего         отвечает условиям контекста. При переводе образных фразеологических единиц любого типа никогда не использовать русские фразеологизмы, содержащие специфические национальные реалии. Так, хотя английские выражения to carry coals to Newcastle и what will Mrs. Grundy say по значению и стилистической окраске полностью соответствуют русским оборотам «ездить в Тулу со своим самоваром» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна», последние не могут быть использованы при переводе. В самом деле, нелепо было бы заставить англичанина употреблять такие слова, как «Тула» и «самовар» или  щеголять цитатами из «Горе от ума». Поэтому в первом случае следует прибегнуть к дословному переводу: «возить уголь в Ньюкасл»,    т. к. то, что этот город является центром угольной промышленности Англии, известно большинству русских читателей. , а во втором случае — использовать нейтральный оборот «что люди скажут».

Рассмотрим еще один ряд фразеологизмов, связанных между собой структурно-типологическим соответствием: Рус. когда рак на горе свистнет, англ. when pigs fly (букв. «когда полетят свиньи»), франц. quand les poules auront des dents  (букв. «когда у кур будут зубы»), исп. cuando las ranas crien pelos (букв. «когда у лягушек появится шерсть»), нем. wenn die Hunde mit dem Schwanz bellen (букв. «когда собаки залают хвостами»). Эти фразеологизмы различных языков тождественны по своим значениям и стилистической окраске, но мотивируемы совершенно разными фразеологическим образами, построенными, однако, по общей фразеологической модели.   Эти фразеологизмы  не характеризуются столь ярко выраженным этнокультурным компонентом значения.  Это обстоятельство облегчает проблему их перевода, ибо дает возможность взаимозаменимости: рус. когда рак на горе свистнет = англ. when pigs fly = нем. wenn die Hunde mit dem Schwanz bellen и т.д.

                Итак, можно смело сказать, что однозначного, стандартного, одного на все случаи жизни решения  при переводе ФЕ быть не может. В различных  ситуациях  может  потребоваться  разный  подход. Именно  поэтому   практически   невозможно   заменить   переводчика-человека машиной, компьютером. Компьютер не сможет ощутить себя частью той  культуры, на языке представителей которой  написан  тот  или  иной  текст,  не  сможет вжиться в него, выдать единственно возможный и в то  же  время  неповторимый вариант. Человек и только человек способен  интегрировать  в  свое  мышление всю громадную совокупность  норм,  правил,  обычаев  чужой  культуры,  одним словом, реалий, и изложить чужие мысли так же ясно и  свежо,  как  они  были высказаны, используя при этом все могущество и богатство языка,  на  котором говорит он сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления

В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «Фразеологизмы в английском языке»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ   ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»   ТЕМА: «Фразеологизмы  в  английском языке»...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

Фразеологизмы в английском языке

Мир фразеологии современного английского языка велик и многообразен, и каждый аспект его исследования, безусловно, заслуживает должного внимания. Целью данной работы является исследование фразеолог...

Статья. Употребление фразеологизмов в английском языке

Что же такое фразеологизм? Он представляет собой устойчивое сочетание слов, которое не воспринимается буквально, часто не имеет дословного перевода, а его значение не согласуется со значением отдельны...

Интегрированный урок английского языка и литературы "Искусство перевода - искусство общения" для обучающихся 10 класса

Дланный урок имеет профориентационную направленность. Целями урока являются:1.     знакомство обучающихся с принципами литературного перевода;2.     развитие ум...