Методическое выступление по проблеме: "МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ЗНАНИЕМ".
методическая разработка по английскому языку

Селивёрстова Елена Игоревна

На современном этапе осуществления образовательной деятельности всё более актуальным становится запрос на новые формы работы со знаниями, новые формы работы с теоретическим мышлением, новые нестандартные формы организации и проведения учебных занятий. И метапредметное занятие, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, выступает на передний план. Познакомившись с данным методическим материалом, вы поймете такие термины как, "Метадеятельность", "Метазнания", "Метаспособы", "Метаумения", узнаете об особенностях организации метапредметного занятия, его этапах, алгоритме разработки занятия данного типа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическое выступление140 КБ
Office presentation icon презентация998.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ

НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ЗНАНИЕМ

Слайды

1 - 2

Сегодня вследствие использования современнейших информационных технологий происходит разрушение целого комплекса способностей, обеспечивающих работу теоретического мышления (способности целеполагания, проблематизации, самоопределения, рефлексии и т.д.). Это происходит за счет эксплуатации сознания, его информационного перенапряжения. Формируется привыкание к быстрому получению информации по поводу разных вопросов, к тому, что эту информацию можно постоянно обновлять и смешивать, ограничиваясь поверхностными знаниями по поводу происходящих событий; идет отказ от глубокого анализа проблем и привыкание к тому, что их всегда можно закрыть и «снять», составив самое общее представление о них, даже не изучив. Всё это резко снижает интеллектуальный потенциал общества и отучает от культуры работы со знаниями, с серьезной теоретической книгой.

В сoврeмeнной oтeчeствeнной шкoле пока наблюдается тот факт, что нe всегда oбeспeчивaeтся перенос теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Рaсчлeнeннoсть знaний oб oкружaющeм мирe нa oтдeльныe прeдмeты нe урaвнoвeшивaeтся их интeгрaциeй; aнaлиз в oбучeнии прeoблaдaeт нaд синтeзoм; знaния учaщихся oкaзывaются рaзрoзнeнными, дeлятся нa «физичeскиe», «химичeскиe», «биoлoгичeскиe» и др. Нeдoстaтoчнo филoсoфскoe oсмыслeниe мирa учeникaми, нeт oсoзнaния личнoй связи с oкружaющим мирoм, пoнимaния свoeгo знaчeния, мeстa и рoли в нём. Рoль интeгрирoвaнных курсoв в oбщeм сoдeржaнии oбрaзoвaния пoкa нeвeликa, a принципы их кoнструирoвaния oстaются тeми жe, чтo и для oтдeльных курсoв-прeдмeтoв.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский еще в 19 веке обращал внимание на проблему, которая стала актуальной сегодня в свете федеральных государственных стандартов: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Поэтому запрос на новые формы работы со знаниями, новые формы работы с теоретическим мышлением, новые нестандартные формы организации и проведения уроков становится все более актуальным. И метапредметное занятие, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, выступает на передний план.

Слайд 3

В своем классическом понимании, “мета” — это “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". «Надпредметная», но не межпредметная деятельность на занятии.

В научном сообществе среди разработчиков идут дебаты по поводу метапредметности. Юрий Громыко, руководитель научной группы, разрабатывающей технологию метапредметного обучения с 1990г, считает, что это «допредметность», мыследеятельностная дидактика. По мнению Aндрея Викторовича Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты.

ФГОС определяет метапредметность как универсальные учебные действия (УУД) и умения. 

Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных учебных предметов. Метапредметный подход - это хорошее знание своего предмета, которое позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его преподнести с точки зрения деятельностных единиц содержания. Мета предметы – это учебные предметы нового типа, универсальные предметы. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметное содержание подразумевает деятельность, не относящуюся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающую процесс обучения в рамках любого учебного предмета.

Метапредметный подход - увеличение эффективности работы детей.

Метапредметные образовательные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Слайды

4 - 5

Отличительной особенностью организации метапредметного занятия является то, что формирование темы занятия, определение его целей и задач, планирование, практическую деятельность и рефлексию обучающиеся формируют, планируют и осуществляют самостоятельно, а преподаватель — консультирует, направляет, руководит учебным процессом.

Мета предметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, то есть: учащиеся не запоминают, а осмысливают основные понятия. Учащиеся на каждом учебном предмете формируют определённый блок способностей. Метапредметы надстраиваются над преподаванием традиционных учебных предметов.  

Основной объект оценки метапредметных результатов: способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск; умение использовать знако-символические средства; владение логическими операциями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам; умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Средства достижения метапредметных результатов образования

  • Метапредметы 
  • Метапредметные программы 
  • Метакурсы
  • Метапредметный урок 
  • Предметный урок + метапредметная тема
  • Метапредметные задания
  • Межпредметные проблемные ситуации
  • Межпредметные, надпредметные проекты

Есть мнение, что внеаудиторное занятие — это наилучший вид проведения метапредметного занятия на данный момент.

Слайды 6 - 7

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ НА ЗАНЯТИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Опираясь на эти теоретические положения, следует включать формирование метапредметных связей в задачи своей повседневной работы. Обучение иностранному языку представляет собой широкое раздолье для применения подхода метапредметности.

Метапредметность является одной из важных составляющих современного урока иностранного языка. Иностранный язык дает хорошую базу для развития метапредметного мышления, кроме того, учебный предмет «иностранный язык» метапредметен изначально. Именно на уроках иностранного языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни, изучают грамматику языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполняют математические операции на языке, знакомятся с культурой, историей и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, искусством; читают художественные тексты на языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе.

В рамках метапредметного подхода иностранный язык связан со многими учебными дисциплинами.

  • Иностранный и русский языки: заимствования. Сравнительная лингвистика: сходства и различия языков.
  • Иностранный язык и литература: британский и русский фольклор.
  •  Иностранный язык и математика: числительные (порядковые и количественные). Счет.
  • Иностранный язык и окружающий мир: Погода. Времена года. Природные явления.
  •  Иностранный язык и искусство: Цвета. Фигуры. Художники. Описание картин.
  • Иностранный язык и информатика: Написание электронного письма, поиск в интернете необходимой информации для урока или проекта.
  •  Иностранный язык и биология: Животные. Тело человека.
  • Иностранный язык и география: Страны изучаемого языка
  • Иностранный язык и музыка: Музыкальные жанры. Композиторы
  • Иностранный язык, история и обществознание: Политические системы изучаемых стран и России

Метапредметные результаты обучения на уроках иностранного языка достигаются через:

  • содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль, взаимоконтроль)
  • использование мультимедиа приложений
  • наличие текстов разных жанров и заданий на разные типы чтения
  • сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений
  • анализ иностранного языка на основе моделей-опор
  • знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на изучаемом языке
  • интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на изучаемом языке

Результатами интегрированного обучения является:

  1. развитие мышления учащихся;
  2. возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
  3. комплексный подход к учебным предметам;
  4. повышение качества знаний учащихся;
  5. развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Слайд 8

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Для организации метапредметных занятий необходимо использовать метапредметный тип интеграции содержания:

А) Работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями, деятельностных единиц содержания. В качестве таких единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования.  Все они имеют универсальный – метапредметный характер.  Если Вы, работая с определенным предметным понятием, передаете учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как  с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, то Вы поднимаетесь с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый Вами способ является универсальным. Т.е. он применим в случае работы с понятием, или с моделью, или с идеализацией к разным предметным областям.

Б) Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях.

В) Ориентация на развитие у школьников базовых способностей, таких как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции.

Г) Новаторство в плане использования разного типа методических приемов.

Слайд 9

ПЯТЬ СЛАГАЕМЫХ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Метапредметное занятие – это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания. Признаки метапредметного урока: самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся; рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов; активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.

Метапредметное учебное занятие строится по следующей схеме:

1) Выбираем метапредметную область и метапредметную тему.

2) Далее необходимо определиться, какому способу деятельности в рамках нее можно научить обучающихся. Например, «Рисунок и схема», «Цвет и Свет», «Знание и мнение», «Знающее незнание». Важно учитывать, какого возраста будут дети, которых нужно будет этому способу учить, и на каком материале. Далее нужно продемонстрировать, что это универсальный способ, показав обучающимся выходы из данного предмета в другие предметные области знания. Например, тема «Мнение и знание». Эта тема является метапредметной, т.к. она имеет отношение к учению о знании как таковом, независимо от его предметной специфики. Раскрывая эту тему на обучаемом предмете, нужно не просто показать, чем мнение отличается от знания, но передать средства работы, способ, с помощью которого обучающиеся смогут в дальнейшем различать, чем они обладают или чем обладает их собеседник: поверхностным мнением или глубоким личностным знанием изучаемой темы. Данный способ, средство различения знания и мнения, присваиваемые учащимся не информативно, но деятельностно, и будет в данном случае деятельностной единицей содержания. Если в конце урока предложить применить обучающимся данное средство на другом предметном материале, это позволит проверить, насколько данное средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.

3) Необходимо хорошее знание своего предмета при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметный разворот не означает, что нужно делать грубые предметные ошибки и показывать незнание своего учебного предмета. Метапредметное движение должно усиливать и углублять продвижение учителя вместе с обучающимся в слое предметного материала.

4) Необходимо ясно представлять, какая базовая способность будет сформирована у обучающихся во время учебного занятия. Должна быть некоторая система показателей, позволяющих учителю обнаруживать данную способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников. Например, нужно формировать или развивать способность самоопределения. Тогда учебные задания необходимо конструировать, предварительно проанализировав их с этой точки зрения, чтобы выявить возможные рассогласования и предотвратить основные недостатки будущего урока.

5) Учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определенного деятельностного способа и формирование способности предполагает, что учитель в своей работе будет опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического сценирования от планирования состоит в том, что в первом случае сохраняется свобода педагогического действия, во втором – нет.  В первом случае можно варьировать методические приемы, изменять тактику взаимодействия с обучающимися – в зависимости от ситуации, хотя и при этом сохраняется четкая, заранее выстроенная стратегия дидактического движения. Во втором случае реализуется план, учитель рассказывает то, что наметил, не обращая внимания на то, что происходит с детьми и как развертывается деятельность в классе. В случае сценирования есть готовность к импровизации.

Слайды 10 - 11

ЭТАПЫ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Подготовительный этап.

На первом, подготовительном этапе метапредметного занятия происходит включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность. Формируются элементы всех четырех основных видов УУД (по А.Г. Асмолову): 1. Личностный. 2. Регулятивный. 3. Познавательный. 4. Коммуникативный. Подготовительный этап имеет важное значение в структуре метапредметного занятия и одновременно является мобилизующим этапом. Этап тесно связан с этапом целеполагания. 

Этап целеполагания — важнейший этап метапредметного занятия, и его обязательный элемент по признакам метапредметности. А одной из важнейших функций этого этапа занятия является создание мотивационной деятельности обучающихся. Во-первых, актуализировать их обязанности как участников учебного процесса («надо»); во- вторых, создать условия для того, чтобы необходимость учебного процесса стала для них внутренней потребностью («хочу»); в-третьих, дать уверенность в том, что они в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).

Данный этап играет ведущую роль в метапредметном подходе в образовании, смысл которого состоит не просто «учиться, учиться и учиться», а учиться осмысленно, целенаправленно, целеустремленно. Научить обучающихся самим добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике. 

Этап создания образовательной напряженности (постановка проблемы). Вместе с обучающимися формулируем актуальность темы занятия, затем перед обучающимися может быть поставлен проблемный вопрос, подводящий к противоречию, которое способно вызвать у них удивление.

Этап работы над открытым заданием. На этапе работы с открытым заданием поэтапно обсуждаем и находим с обучающимися ответы на поставленные вопросы, тем самым решая задачи занятия и его цели. В ходе раскрытия вопросов, общими усилиями с обучающимися находим «ключ» к решению поставленного проблемного вопроса, обучающиеся открывают для себя новый фундаментальный образовательный объект, модель, и т.д., приходя к определенному выводу. При проведении данного этапа занятия формируются элементы всех четырех основных видов универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Этап сравнения с культурно-историческим аналогом.

А.В. Хуторской настаивает на присутствие в структуре метапредметного занятия этапа сравнения с культурно-историческим аналогом. Под культурно-историческим аналогом он подразумевает достижения человечества в процессе познания мира. «Культурно-исторические аналоги содержат в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников». Далее он описывает действие преподавателя с ожидаемыми результатами для обучающихся: «После того, как ученики создали собственный образовательный продукт – рисунок, версию, таблицу и т.п., учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками. В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием».

Универсальные учебные действия (метапредметные умения) этого этапа на занятии — провести сравнение, анализ и прогнозирование.

Весь этап проводится в форме фронтального опроса обучающихся и фиксацией выводов из ответов обучающихся.

Этап рефлексивного осмысления результатов занятия.

Этап рефлексии напрямую связан с целеполаганием (по А. В. Хуторскому). Постановка целей каждым обучающимся своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.

На этом этапе у обучающихся формируются личностные и регулятивные УУД, развивается потребность в самоконтроле через анализ собственных результатов. Развивается память, внимание, мышление, восприятие.

Для формирования учебной самооценки здесь можно применить прием «незаконченные предложения». Обучающиеся осуществляют самооценку, высказываясь одним предложением, выбирая начало фразы из предложенных преподавателем: Сегодня я … узнал…, научился…, приобрел опыт…, мне захотелось… и т.д. Для полного охвата обучающихся в процессе рефлексии и возможности качественной оценки со стороны преподавателя и одноклассников, все обучающиеся получают листы с полным списком начала фраз. Обучающиеся указывают на листе свою фамилию и заканчивают начатые фразы. По выполнении задания можно подсчитать «положительные» и «отрицательные» фразы и сделать качественную оценку.

Вторая часть этапа рефлексивного осмысления результатов занятия —самооценивание и оценивание результатов деятельности товарищей со стороны самих обучающихся. Это — умение аргументировано отстаивать свою позицию при несогласии как с товарищами, так и с преподавателем, и умение принимать и анализировать мнение других.

Домашнее задание. Стоит обратить внимание на домашнее задание. На этом этапе преподавателем даются комментарии к домашнему заданию. А обучающиеся выбирают задание из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей: 1. Базовое. 2. Повышенный уровень. 3. Творческое.

Слайд 12 - 13

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ

1) Конструирование методологического образа обучающегося как целевого фактора построения образовательного процесса.

Виды деятельности обучающегося на уроке:

  • Познание
  • Создание личностного продукта.
  • Самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

2) Выбор фундаментального образовательного объекта урока.

Способы отыскания фундаментальных образовательных объектов в различных учебных областях:

  • Анализ науки или исходной области деятельности.
  • Анализ учебного предмета.
  • Рефлексивный анализ образовательной деятельности.

3) Формулировка целей урока.

Цели урока как образ ожидаемого результата должны быть:

  • Предметными 
  • Метапредметными 
  • Личностными

Цель (общая или конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет)

  • предвосхищаемый результат деятельности;
  • предметная проекция будущего;
  • субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

4) Разработка образовательной ситуации урока:

  • Инициирование процесса познания;
  • Проблематизация;
  • Поиск методов разрешения проблемы;
  • Трансформация незнания в метазнание.

5) Определение способов оценки результатов урока и рефлексии обучающимися хода урока и результатов собственной деятельности.

6. Разработка структуры урока.

7. Разработка домашнего задания.

Базовый элемент урока – образовательная ситуация

Структура проектирования образовательной ситуации на уроке

  • Мотивационно – ориентировочный блок

1.1. Этап актуализации

1.2. Этап проблематизации.

1.3. Этап целеполагания.

  • Организационно – деятельностный блок

2.1. Этап моделирования.

2.2. Этап конструирования.

2.3. Этап презентации образовательных

продуктов.

  • Рефлексивно – оценочный блок

Критерии современного урока

1) урок открытия нового

2) самореализация ученика

3) урок коммуникаций

4) урок – создание образовательного продукта (алгоритм, сочинение, и т.п.)

Памятка при разработке метапредметного урока

  • Определите образовательную область, в которой предполагается урок. Сформулируйте тему урока.
  • Сформулируйте иерахрию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
  • Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учеников.
  • На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить).
  • Предложите, как Вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.
  • Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация.
  • Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер. Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира". Назовите конкретный предполагаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики за время урока. Продукт должен быть конкретный, но без известного для Вас содержания.
  • Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер.
  • Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира".
  • Назовите конкретный предполагаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики за время урока. Продукт должен быть конкретный, но без известного для Вас содержания.
  • Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме. Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учениками своей деятельности (конкретный способ, прием или задание).
  • Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.
  • Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учениками своей деятельности (конкретный способ, прием или задание).
  • Как Вы предполагаете диагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему.
  • Как, с помощью каких критериев вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия.

Признаки метапредметного урока

Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Происходит формирование целостности картины мира. Наблюдается самостоятельная учебная деятельность учащихся. Присутствуют основополагающие, проблемные и учебные вопросы. Используются современные образовательные технологии. Учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни. Налицо взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики. Присутствует исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой. Идет передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.

Слайд 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.         Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.

Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов. Следующий уровень – общий, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня, внутри систем «природа», «общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Каждый из этих уровней имеет возможности для формирования метазнаний, метаспособов, метадеятельности.

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете обучающиеся осваивают сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ученика в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать задачу обновления образования и выводить современное образование на передовые позиции.

Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Учитель иностранного языка не только дает знания ученикам, но и является помощником в поиске знаний, обеспечивая возможность получить умения для дальнейшей жизни. Педагогу необходимо самому хорошо ориентироваться в предлагаемой информации, в новых знаниях, различных жизненных ситуациях, показывать, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогать определить, что является главным, а что второстепенным. Учитель как руководитель, консультант и эксперт должен обладать знаниями, касающимися практически всех областей жизни человека. Следовательно, современному учителю следует самому стремиться быть разносторонне развитой личностью, постоянно самосовершенствоваться как личности и профессионалу.  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список литeрaтуры и источники

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010, 159 с.

2. Галян С. В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014, 64 с.

3. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. [Электронный ресурс] http://1314.ru/node/24

4. Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С - Пб, 2009. – 30с.

5. Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С - Пб, 2009. – 30с.

6. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В.Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.

7. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В.Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

9. Хуторской А.В.Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

10.  Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

11. https://shiffersinstitute.com/howdramatize/

12. https://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-4/kursy-4-metapredmet.html

13. https://videouroki.net/razrabotki/mietapriedmietnost-pri-obuchienii-inostrannomu-iazyku.html

14. https://multiurok.ru/files/mietapriedmietnyi-podkhod-v-obuchienii-inostrannom.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ЗНАНИЕМ. Селивёрстова Елена Игоревна МБОУ Мирновская СОШ им. А.А. Воскресенского Торжокского района, Тверской области 2020 г., ele-seli@mail.ru

Слайд 2

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» (В.Г. Белинский)

Слайд 3

“ Мета” — это “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом Метадеятельность Метазнания Метаспособы Метаумения

Слайд 5

Цели метапредметного урока: Активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности; обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность ребенка; Подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ; Формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании; ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного совершенствования; Создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса; Развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Слайд 6

Метапредметность и современный урок иностранного языка Иностранный и русский языки Иностранный язык и литература Иностранный язык и математика Иностранный язык и окружающий мир Иностранный язык и искусство Иностранный язык и информатика Иностранный язык и биология Иностранный язык и география Иностранный язык и музыка Иностранный язык, история и обществознание

Слайд 7

Метапредметные результаты обучения на уроках иностранного языка содержание обучения использование мультимедиа приложений наличие текстов разных жанров и заданий на разные типы чтения сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений анализ английского языка на основе моделей-опор знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на иностранном языке интеграция полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на иностранном языке

Слайд 8

Особенности метапредметного типа интеграции содержания образования

Слайд 9

Пять слагаемых метапредметного занятия

Слайд 13

ПРИЗНАКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Сообщение «Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее»

Сообщение  «Гарденотерапия – как новая форма работы с воспитанниками в оранжерее»...

Применение на практике новых форм работы "Родительский клуб !Я и Ты"

Работа в школе каждый педагог осознает, что воспитательная деятельность проходит гораздо успешнее, если учреждение взаимодействует с родителями учеников. Если у них стоят одни цели, если каждый из них...

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка  на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....

Выступление к семинару: «Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса»

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований. Для тог, чтобы за...

Статья НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном...