Особенности организации учебного процесса с обучающимися с академической одаренностью (отличники и высокомотивированные учащиеся).
статья по английскому языку

Медведева Татьяна Анатольевна

Идея написать данную статью возникла благодаря тому, что я по-новому взглянула на работу с одаренными детьми, сделав это направление для себя одним из приоритетных в своей деятельности. Переосмыслив то, что я делаю и как я это делаю, я поняла, что многое упускаю, имея в своих языковых группах по нескольку одаренных детей. С каждым годом их потихоньку прибавляется. И сейчас я уже вижу среди вторых классов достаточно неплохое количество будущих олимпиадников, «звёздочек». И это несказанно радует.

Данная статья актуальна, на мой взгляд, еще и потому, что на сегодняшний день современные образовательные стандарты повышенное внимание уделяют категории «одаренные дети», призывая педагогов подбирать такие методы работы, чтобы дети полноценно развивались в своих талантах даже будучи посаженными в обычные классы. Статья предлагает мой опыт обобщения работы с одаренными детьми в области изучения иностранного языка. Здесь описана моя личная схема работы и подготовки таких детей, хотя я не считаю ее законченной. Думаю, что со временем она пополнится новыми пунктами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Идея написать данную статью возникла благодаря тому, что я по-новому взглянула на работу с одаренными детьми, сделав это направление для себя одним из приоритетных в своей деятельности. Переосмыслив то, что я делаю и как я это делаю, я поняла, что многое упускаю, имея в своих языковых группах по нескольку одаренных детей. С каждым годом их потихоньку прибавляется. И сейчас я уже вижу среди вторых классов достаточно неплохое количество будущих олимпиадников, «звёздочек». И это несказанно радует.

Данная статья актуальна, на мой взгляд, еще и потому, что на сегодняшний день современные образовательные стандарты повышенное внимание уделяют категории «одаренные дети», призывая педагогов подбирать такие методы работы, чтобы дети полноценно развивались в своих талантах даже будучи посаженными в обычные классы. Статья предлагает мой опыт обобщения работы с одаренными детьми в области изучения иностранного языка. Здесь описана моя личная схема работы и подготовки таких детей, хотя я не считаю ее законченной. Думаю, что со временем она пополнится новыми пунктами.

Особенности организации учебного процесса с обучающимися с академической одаренностью (отличники и высокомотивированные учащиеся).

Т.А.Медведева (МБОУГ №!, г. Светлоград)

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной проблемой современного образования.

Само понятие «одаренные дети» нуждается в точном определении. Ю. З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения. По модели Л. А. Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией [1, с. 71].

Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В. И. Панову):

- общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф. Гальтон.

- «художественная» одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.

- «практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р. Стернберг называет знание слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания.

- общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.

- специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

- творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических.

- интеллектуальная одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье – «умники» и «умницы», а в школе – отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

- академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности.

- психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.

- социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

- скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка [2, с. 8].

Основная задача любого учителя-предметника так построить свой учебный процесс с одаренным ребенком, чтобы эта одаренность не просто была голословным фактом из уст педагога, а переросла в нечто большее, приносящее продуктивные плоды с течением времени.

Главное, не только вовремя заметить и выявить одаренного ребенка из общей толпы учащихся, но и сделать так, чтобы этот человечек так заинтересовался изучением вашего предмета, чтобы можно было с ним работать на долгосрочную перспективу, на будущее.

Работа с одаренными детьми сам по себе непростой, но очень увлекательный процесс, который захватывает с головой, если понять к чему стремишься и что ожидаешь получить в итоге.

Работа с одаренными детьми ведется по многоступенчатой схеме, каждый из этапов которой является ключевым в работе с одаренным ребенком.

Самым первым шагом в этом процессе является, конечно же, выявление и распознание тех самых детей, которых мы, учителя, называем потом одаренными.  Эта работа начинается с самого первого урока во втором классе, когда учащиеся вторых классов впервые начинают знакомиться с иностранным языком (в моем случае, с английским языком). Уже тогда видно, кто из детей проявляет себя сразу и в полной мере, проявляя живой интерес к изучению нового и неизведанного. Уже тогда я начинаю понимать, с кем я буду заниматься более углубленно, развивая любознательность и познавательный интерес таких ребят, а кто просто будет получать обычные знания, запланированные на определенный урок по определенной теме.

Следующим этапом является этап по мотивированию таких детей к участию во всевозможных олимпиадах по английскому языку. Порой бывает сделать это довольно непросто, поскольку некоторые дети немного боятся или неуверенны в своих силах. Их страх зачастую объясняется банальным «А вдруг я ошибусь?» или «А вдруг у меня ничего не получится?» отчасти они боятся не оправдать возложенных на них надежд. В большинстве случаев мне удается убедить ребят в обратном и вот тут начинается следующий этап: работа с классным руководителем и с родителями.

Наверное, это один из самых легких этапов организации работы с одаренными детьми. Как правило, и родители и классные руководители проявляют свой интерес и желание к дальнейшему развитию их детей в определенной предметной области. Тем более, что современные образовательные стандарты сегодня делают особый акцент на этой стороне образовательного процесса.

Когда пройдены первые три этапа, самое время задуматься над вопросом о том, каким образом я буду работать с моими талантами? Здесь я имею в виду всевозможные источники (печатные, электронные), которые бы позволили мне развивать ребенка в языковом плане, расширять его горизонты познаний в иностранном языке, поддерживать неугасаемые с течением времени энтузиазм и желание развиваться дальше и готовить из него достойного участника олимпиад разного уровня. Лично я пользуюсь всеми доступными мне источниками и ресурсами, которые я только могу найти.  Прежде всего, у меня всегда под рукой хороший архив олимпиадных заданий прошлых лет таких олимпиад как Всероссийской школьной олимпиады, дистанционных олимпиад, проводимых  в нашей гимназии (Мультитест, Олимпус (все сессии), Альбус, Олимпусик, Британский бульдог). Я с удовольствием пользуюсь олимпиадными заданиями в книжном формате, издаваемыми некоторыми книжными издательствами. В работе с одаренными детьми я прибегаю к помощи также и источников, используемых при подготовке к итоговой аттестации учащихся начальной школы. На уроках такие учащиеся получают либо дополнительные задания повышенного уровня либо задания творческого характера.

Это все, конечно, звучит замечательно, но только при условии, что вся проделываемая работа осуществляется в регулярном режиме, т.е. постоянно, независимо от времени года или от того, рабочий это период времени или каникулы. С такими детками я нахожу время поработать и в течение каникул, согласуя с ними удобное для них время занятий. Обычно я создаю возрастные группы по подготовке и работе с одаренными детьми, что является очень удобным и рациональным, на мой взгляд, поскольку у таких ребят и уровень практически одинаковый, что значительно облегчает сам процесс работы с ними.

Важным моментом при организации подготовки и дальнейшей работы с одаренными детьми является и объем домашнего задания. Это учитывать следует в обязательном порядке, поскольку ненормированное количество задания может привести не только к его невыполнению (например, ребенок не успел осилить весь объем), но даже отбить напрочь всю охоту дальше заниматься и развиваться по данному предмету. На этот момент стоит обратить особое внимание начинающим педагогам, которые в силу своей неопытности и слишком рьяного подхода к решению данного вопроса могут и не заметить, в какой момент могут перегнуть палку и лишиться таких детей. Давайте ребенку одно задание, но после каждого урока и вы обязательно увидите с течением времени определенные результаты. Возможно, что попозже и сам ребенок попросит увеличить порцию задаваемого на дом материала.

Своих ребят я стараюсь вовлекать в различные виды деятельности. Все зависит, естественно, от уровня их готовности к участию в различного рода мероприятиях (я имею в виду, второклассник это или уже учащейся среднего или даже старшего звена). Именно этот фактор является немного сдерживающим для меня при  работе с детьми. Например, учащего второго класса вряд ли можно сильно задействовать, особенно когда они только пришли ко мне. Единственное, что мне пока возможно на данном этапе их развития в моем предмете – выдача дополнительных заданий для самостоятельного выполнения или помощь мне с отстающими ребятами. У второклассников пока еще нет тех необходимых мне основ и языкового багажа, который позволил бы мне активно вовлекать их в олимпиады и другие мероприятия, что я делаю с ребятами постарше. Во втором классе я формирую их языковую базу для следующего года, когда я начинаю потихоньку их вовлекать в более активное участие в процессе изучения английского языка.

Для реализации развития способностей своих одаренных детей я стараюсь создать определенные условия и во внеурочное время:

  • Предметные недели английского языка;
  • Принятие активного участия в научно-практической конференции, ежегодно проводимой на базе нашей гимназии (ее школьный этап), иногда это и заочное участие в научно-практической конференции на краевом уровне;
  • Активное участие в различных олимпиадах по английскому языку;
  • Кружок;
  • Ведение собственного портфолио;
  • Система дополнительных занятий во внеурочное и каникулярное время для разных возрастных групп школьников.

Мудрые педагоги говорят, бездарных детей нет. Есть дети, искру одаренности в которых не смогли разглядеть. Каждый ребенок талантлив по-своему. Нужно просто суметь это увидеть и вовремя направить его творческую активность в нужное русло.

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М.: Знание, 1991.
  2. Психологические особенности работы с одаренными детьми: учебное пособие / сост. А. В. Кайсарова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013.– 80 с.

Поскольку данная статья является обобщением моего личного опыта работы с одаренными детьми, то могу сказать следующее: описанная выше мною схема работы с одаренными детьми помогает мне придерживаться определенного порядка в данном процессе. Это, в свою очередь, позволяет достичь высоких результатов в данном процессе. Очень надеюсь, что данная статья окажется полезной и многим другим коллегам, которые еще пока в поисках своих «звездочек» или пока не сумели понять весь интерес и прелесть работы с одаренными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноцен...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях глобального усложнения сферы образования усложняется и образовательная деятельность. Она становится многомерной. Появляются потребности в активизации деятельности школьника, обеспечени...

Особенности организации учебно-воспитательного процесса для обучающихся с РАС с учетом здоровьесберегающих технологий

В наши дни сохранение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. В данной статье расматриваются специфические особенности применения здоров...

«Особенности организации учебного процесса детей с ЗПР»

Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практическог...

Особенности организации учебного процесса второму иностранному языку в условиях разновозрастного обучения

Особенности организации учебного процесса второго (немецкого) иностранного языка в условиях разновозрастного обучения заключаются в концептуальном подходе Усть-Илимского лицея “Реализация идей р...

Рекомендации педагогам по организации учебного процесса с обучающимися с ЗПР.

Практические рекомендации по орагнизации учебного процесса с обучающимися с задержкой психического развития....