Творческие экологические проекты на английском языке в начальной и средней школе: опыт создания и реализации.
статья по английскому языку (5 класс)

Гусева Полина Петровна

Опыт создание эффективных проектов экологической тематики -  театральных постановок, фильмов и лэпбуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие экологические проекты на английском языке в начальной и средней школе: опыт создания и реализации.

Будучи жителями мегаполиса, мы живем в сложной экологической обстановке, и, к сожалению, можем только констатировать этот факт, но не можем взять волшебную палочку и сделать чистой воду и воздух, уменьшить количество машин и мусора. Однако я верю, что это смогут сделать наши дети.  Как учителя, мы можем повлиять на наших детей и учеников таким образом, чтобы их поколение выросло с развитым экологическим сознанием. Я уверена, что «разруха начинается в головах», там же и заканчивается. Пример тому - опыт соседней с нами, но благополучной в экологическом отношении Финляндии.

Дети не рождаются с экологическим сознанием. Наша задача как педагогов- задать им вектор для развития экологического сознания, чтобы, став взрослыми, они бы помогли бы и нам, и своим детям жить в более красивом и гармоничном мире. Учителя естественно-научных дисциплин могут со своими детьми больше участвовать в научно-практической и исследовательской деятельности: проводить с учениками кабинетные или полевые исследования. Учителя английского языка как гуманитарии могут больше задействовать учащихся в просветительской и социальной работе: это распространение экологических знаний разными путями, через создание творческих проектов, школьную прессу. Также учителя английского языка могут привлекать детей к участию в международных экологических проектах.

На протяжении четырех последних лет мы работаем в этом направлении с кружком внеурочной деятельности «Английский театр» начальной школы лицея № 393 Кировского района.  Путем проб и ошибок мы пришли к выводу, что лучше всего работает метод непрерывного экологического образования и полного погружения в тему экологии. Чтобы дети могли «прожить» какой-то свой опыт на практике, так как обычные беседы на тему экологии в буквальном смысле слова «влетают в одно ухо и вылетают из другого». Погружению способствуют среднесрочные и долгосрочные творческие и исследовательские проекты, продолжительностью от 2-х месяцев до нескольких лет, из которых в нашей практике самыми эффективными оказались создание театральных постановок, фильмов и лэпбуков экологической тематики. Когда ребенок надолго погружается в тему, она становится родной, знакомой и интересной для него.

Из театральных постановок в первый год обучения в «Английском театре удачным опытом стала постановка флэшмоба на английском языке на песню «The Earth Day» Брайена Одена Плюсы этого жанра в том, что благодаря движениям облегчается понимание смысла английской песни, его могут понять даже дети дошкольного возраста, в отличие от сценок, где требуется более глубокое понимание текста. Очень важно, чтобы песня нравилась детям, тогда они с удовольствие многократно ее повторяют. Флэшмоб можно многократно вставлять в разнообразные мероприятия – утренники, концерты, выездные мероприятия. Мы показывали наш экологический флэшмоб на открытых уроках, городском празднике «День Земли», и на его основе провели экологический утренник в детском саду.  Метод погружения здесь заключался в том, что на первом этапе дети отрабатывается сама песня, лексика, произношение. На втором - добавляется хореография, оттачиваются сценические движения, подбираются костюмы и реквизит. На третьем -  для каждого исполнения готовятся своя история. Например, из 3-х минутной песни мы подготовили 25-минутную программу для экологического утренника в детском саду. Учащиеся 3-х классов лицея подготовили еще инсценировку сказки «The Little Red Hen», стихи и подарки, сделанные своими руками. Хочешь научиться сам – научи другого.  Дети учились самым простым языком рассказывать малышам, как быть другом природы.

На втором году обучения в «Английском театре» был использован другой интересный метод погружения в тему экологии: создание фильма «Твой экологический след» о том, что экология начинается с самого ребенка и его действий: с фантиков, брошенных на пол в классе или жвачки, прилепленной под парту. Толчком послужил городской конкурс «От года кино к году экологии», а вдохновением стала простая статья в газете «Метро» с наглядной инфографикой на тему Международного Дня земли. Погружение было полным благодаря многоступенчатому процессу создания фильма. Примечательно и преемственно то, что в фильм вошли съемки предыдущего проекта – экологического флэшмоба. Снимались и озвучивали фильм полностью дети, оператором стал отец ученика, натурой - гипермаркет «Карусель», где надо было оказаться в воскресенье в 9.00 утра (!).  Фильм стал дипломантом VII Всероссийского кинофестиваля экологических фильмов «Меридиан надежды», призером городского смотра-конкурса фильмов: «От года кино к году экологии» и призером II фестиваля медиатворчества «Панорама». В настоящее время готовится overvoice дублирование на английском языке.

На третьем году обучения метод погружения в тему экологии стал исследовательский проект в форме лэпбука на тему Дня Земли. «Every day is the Earth day» (Каждый день – это День Земли). Лэпбук в готовом виде представляет интерактивный обучающий плакат или папку с такими элементами как классификации, диаграммы, иерархии и пр. Окунувшись в область дизайна, дети в новой для себя форме анализировали и систематизировали опыт предыдущих проектов – флэшмоба и фильма, а также узнавали новое. На теоретическом этапе шло изучение информации о Дне Земли в различных источниках: энциклопедиях, научно-популярной литературе, интернет-источниках, а также шла систематизация собственного опыта. Из этого было создано и включено в лэпбук: 1) викторина о Дне Земли 2) коллекция текстов песен о Земле на английском языке, которые исполнял «Английский театр» лицея: «The Earth day», «I Love the Mountains», «This is the Earth» и другие. 3)Различные классификации. Классификация отходов, например, пригодились знания видов упаковок, изучаемых в школьном учебнике «Spotlight-4», а также опыт создания фильма «Твой экологический след», в котором мы попытались предложить решения, что можем именно мы сделать для уменьшения количества мусора на Земле. В лэпбуке они были представлены в виде классификаций4) Классификации 5 R – reuse, repair, reduce, refuse, recycle, 4) Иерархии «my house, my street, my nieghbourhood, my city, my country, my planet».  Благодаря иерархиям ребенок может наглядно представить, что он, еще такой маленький, может сделать сам сначала в своем доме, школе, потом на своей улице, микрорайоне, но в итоге внесет свой вклад для большой планеты. Дети анализируют, прописывают это, представляют в наглядных образах. 5) Для работы над лексикой экологической тематики мы использовали сервис «облако слов» Всю с активную лексику мы «залили» в облако слов в виде капли и тоже включили в лэпбук.E:\Английский театр\англ.теарт выступления\лэпбук\DSCF8016.JPGE:\Английский театр\англ.теарт выступления\лэпбук\DSCF8014.JPG

Погружение в создание лэпбука «Everyday is the Earth Day», усвоение информации и работа над проектом длилась около двух месяцев, Результаты были представлены на различных конференциях. На практическом этапе опыт создания всех трех проектов: флэшмоба, фильма и лэпбука был использован в качестве обучающего материала для проведения серии экологических уроков, посвященных Международному Дню земли. Примечательно, что эти уроки готовились и проводились совместно со студентами-  экологами Российского гидрометеорологического университета, членами волонтерского движения «Зеленый век» для учащихся 2-х, 5-х и 10-х классов лицея №393. На новом витке нами был использован тот же подход: хочешь научиться сам, научи другого. Для интересного начала урока мы использовали викторину о Дне Земли из лэпбука. Далее продемонстрировали фильм «Твой экологический след», а в качестве динамической паузы исполнили флэшмоб «The Earth Day». Студенческая часть программы завершила урок. Таким образом, участники «Английского театра» лицея, имея собственный опыт экологических проектов, использовали не готовые материалы, предложенные учителями, а свои собственные творческие наработки, созданные ими в течение трех лет, что позволило им выступать в классах начальной, средней и старшей школы более уверенно и убедительно. Также, за три года ими был накоплен опыт публичного представления своих экологических проекта в разных аудиториях: от воспитанников детского сада до студентов и взрослых.

Подводя итог нашей проектной экологической работы на английском языке, можно сделать вывод, что только длительные многоступенчатые проекты, где дети надолго погружаются в тему экологии, по-настоящему меняют их убеждения, формируют экологическое мышление. Можно надеяться, что, как итог непрерывного экологического образования, в сознании следующего поколения произойдут «тектонические сдвиги», способные изменить сначала отношение людей, а затем и экологическую обстановку к лучшему, а также исправить ошибки нашего и предыдущих поколений по отношению к окружающей среде, которые исправить в настоящее время не представляется возможным.

Источники и литература:

Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС/ И.В. Комарова. – СПб.: КАРО, 2015

Песня «The Earth Song», автор Bryant Oden: https://youtu.be/6XqfD2oqcoo 

Фильм «Твой экологический след» https://youtu.be/ruLPnK4HrUU Авторы: Осьмеркина Алина, Осьмеркин А.В., Гусева П.П.

Сервис для создания облака слов https://wordart.com/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней школой

Проблема снижения успеваемости в обучении учащихся при переходе из начальной в среднюю школу была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...

Статья "Использование флеш историй на уроках английского языка в начальной и средней школе"

Данная статья  посвящена использованию флеш историй на уроках английского языка  как эффективного ресурса  в начальной и средней школе....

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной и средней школе.

Современные дети проводят большое количество времени, играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ....

Программа активных перемен на английском языке в начальной и средней школе (с учетом ФГОС НОО и ФГОС СОО)

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, также ...

«Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»

В данном разделы представлены теоретические материалы по теме «Преемственность в формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной и средней школе»...