Функциональные компоненты педогогической культуры
статья по английскому языку

Функциональные компоненты педогогической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnye_komponenty_pedogogicheskoy_kultury.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональные компоненты педагогической культуры

1.Аксиологический компонент – совокупность педагогических ценностей.

 Пед.ценности это собственно знания, идеи и теории, которые значимы для современного общества. Как эти ценности включены в педагогический процесс.

2.Технологический компонент – способы и приемы педагогической деятельности. Способы решения разных задач:

аналитико-рефлексивная

Конструктивно-прогностическая

Организационно-деятельностная

Оценочно-информационная

Коррекционно-регулирующая

3.Личноство-творческий компонент – это профессиональная самореализация. Бывает двух видом – прогрессивная и регрессивная.

Функциональные компоненты пед.культуры

(на примере анализа открытого урока учителя географии)

  1. Гносеологическая функция целостное представление о педагогической деятельности. Эта функция направлена не только на изучение педагогической деятельности, но и на изучение и познание самого себя ( уровень профессионализма, своих навыков и умений)

  1. Гуманистическая функция -  ценность личности ученика, ценность человека и его нравственных качеств.

  1. Коммуникативная функция определяется целями воспитательной работы

  1. Образовательная функция овладение студентами некоторым объемом знаний. Зависит от мотивированности студентов,  профессионального уровня преподавателя и т.д.  Учить не только знаниям, но культуре. Переход школы от «Знание-центрической к культуросообразной»

  1. Воспитательная функция – влияние личности педагога на формирование личности ученика. Взращивание определенных мировоззренческих, экологических, эстетических и других представлений.

  1. Нормативная функция регулирует деятельность педагога, учеников и т.д.

Соблюдение дистанции между преподавателем и учеником и т.д. Правила приветствия.

  1. Информационная функция – связывает все вышеперечисленные. Основа процесса наследования. Ценности педагогической культуры накапливаются в книгах, фильмах, где угодно. Сегодня учитель должен обладать некоторой информационной грамотностью, чтобы быть в состоянии воспользоваться этой информацией

Сам факт того, что учитель географии участвует в таком процессе, есть свидетельство того, что он стремится изучить и познать самого себя.

Также участие в подобных вебинарах учитель способствует повышению уровня профессионализма, улучшает свои педагогические навыки и умения.

В ходе урока пересаживает детей согласно их желанию.

Этому посвящен весь вебинар.

На уроке  осущенствлен переход от знание-центрической формы обучения к культуросообразной форме подачи материала. (музыка, видео клип)

Показ видео о мальчике, брошенном африканской семей, безусловно, формирует мировоззрение и нравственные качества ученика. Страдание ребенка всегда пробуждает сопереживание и внутреннее установление нравственных понятий.

Дети встают и приветствуют учителя стоя, что помогает создавать здоровую дистанцию между педагогом и учениками

Учитель современный, безусловно обладает достаточной информационной грамотность. Это проявилось в подборе материала для заданий на уроке.

Также учитель географии осведомлен о исторических процессах (рабовладение, торговля), что помогает ему лучше донести знания своего предмета.

В онлайн вебинаре «менторинг урока георграфии» основной акцент был сделан на коммуникативную компетенцию/грамотность преподавателя. Вообще, попытки формализовать педагогику предпринимается давно.

  В списке критериев, по которым производилась оценка, присутствовали следующие пункты:

Создание доверительной атмосферы

Партнерские отношение

Активное слушание (со стороны учителя)

Грамматическая, лексическая и орфоэпическая грамотность речи

Стилистическая грамотность

Соотношение речи учитель-ученики.

Мне представляется, что все эти умения или характеристики, за исключением разве что соотношения процесса говорения учитель-ученик органически присущи всякому образованному человеку. Разве грамотная речь и правильное употребление слов не являются свойствами воспитанного и образованного человека? Ровно как и постановка правильного ударение в словах, отсутствие в речи лОжить и звОить.

Умение создать доверительную атмосферу, в принципе, свойственно любому добросердечному человеку, даже при отсутствии какого-либо образования.

Здесь уместно было бы оценивать способность или умение учителя активно слушать ученика, что на самом деле является так называемым эмпатическим слушанием или технологией, применяемой в психотерапии и имеющей две составляющих – уточнение настоящего смысла беседы и демонстрация знаков, подтверждающих ценность диалога.

Создание партнерских отношений между учителем и учеником на самом деле являются завуалированной формой мотивации студентов. Посредством создания общей цели (например, освоение материала и т.д.) преподаватель перестает быть ментором, но организует соработничество со студентом. Любая мать или отец прекрасно пользуются этой «коммуникативной компетентностью» (созданием партнерских отношений), когда говорят своему ребенку: «Сейчас мы будем делать скворечник, как ты думаешь, куда его лучше повесить?», «сегодня мы будем шить платье для куклы, чем мы его украсим?»

 Если посмотреть еще глубже, процесс мотивации студента это, по сути, передача  ценностных ориентиров от учителя к ученику, создание общности между людьми вокруг единого стержня. И здесь возникает краеугольных вопрос, что за единый стержень, какую систему ценностей может предложить учитель своим ученикам?

Сколь угодно детально можно изучать каждый из пунктов коммуникативной компетентности преподавателя, но рассмотрение и препарация естественных свойств любящего сердца является всего лишь попыткой выстроить механическую парадигму создания некоего идеального педагога.  Такой подход напоминает книгу «10 шагов к успеху» Кацудзо Ниши. Это своего рода «косметический ремонт» личности преподавателя, при этом неясной остается внутренняя наполненность личности педагога.

Еще хотелось бы особенно остановиться на современной тенденции оценивать необходимость получения знаний через призму их практичности или, как сказано в вебинаре, прагматичности. Утверждается, что для гипотетических Пети и Маши надо найти доступное для них практическое применение знаний.  Эта тенденция особенно опасна по двум причинам.

  1. рационально пояснить необходимость знания многих вещей просто невозможно. Действительно, какую практическую пользу для школьника имеет знание поэтического размера стихотворений?

И если следовать предложенной нам прагматической логике, то часть проявлений культуры и религиозной мысли теряют всякий смысл. А ведь именно здесь и находится ключ к воспитанию педагога, так как именно религиозная мысль и предлагает человеку тот высокий идеал, который практически совершенно утратило современное общество.

 2. такой подход воспитывает в учениках ложное восприятие мира, где кажется, что человек способен все объяснить и измерить, а также экстраполировать в будущее свои знания до степени предвидения.

Вспоминаются слова великого Пушкина нельзя «…поверить алгеброй гармонию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся

Молодежный сленг как компонент речевой культуры учащихся. В наши дни речевая культура подростков испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, особенно это заметно в школьной речи. При общени...

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

В этой работе рассматриваются основные приемы работы с информацией, используемые на уроках информатики и ИКТ....

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту « Художественная культура Урала»

Материалы к уроку краеведения в 8 классе , национально-региональному компоненту« Художественная культура Урала»Уральские промыслы.Чугунное художественное литьё...

Изучение жилища русских старожилов Сибири как компонента материальной культуры субэтноса в школьном краеведении

методические рекомендации для организации этнографических исследований школьников...

Саморегуляция эмоциональных состояний как компонент профессиональной культуры педагога

Успех педагогической деятельности зависит не только от профессио-нальной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но  и  эмоционального состояния педагога, умения владеть...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...