Методическая статья. Дидактические игры.
учебно-методический материал по английскому языку

Атоян Лаура Мушеговна

Для процесса формирования личности в младшего школьном возрасте характерны такие черты как: освоение новых знаний, появление новых качеств и потребностей. Развитие ребенка в этот период осуществляется за счет деятельности самого ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников.

Особое значение в этот период имеет игровая деятельность, в частности дидактические игры.

Главной особенностью игры является сама человеческая деятельность в качестве ее предмета. В дидактической игре ведущим видом деятельности является учебная деятельность, которая, тесно переплетаясь с игровой, приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Применение дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста способствует их самоутверждению и самореализации, развивает настойчивость и целеустремленность, стимулирует их познавательную активность, стремление к успеху.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что игры необходимы для гармоничного и всестороннего развития ребенка младшего школьного возраста. Игра, является наиболее простым и привычным человеку способом познания. Она является наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками.

На данный момент появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика. Она рассматривает игру как один из основных методов воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с этим упор на игровую деятельность является одним из основных путей включения детей в учебную деятельность, а так же является способом обеспечения эмоционального отклика на воспитательные и учебные воздействия в нормальных условиях жизнедеятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_effektivnoe_sredstvo_obucheniya.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как эффективное средство обучения

Л.М. Атоян

Учитель английского языка ГБОУ школа №536 Московского района г. Санкт-Петербург

Для процесса формирования личности в младшего школьном возрасте характерны такие черты как: освоение новых знаний, появление новых качеств и потребностей. Развитие ребенка в этот период осуществляется за счет деятельности самого ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников.

Особое значение в этот период имеет игровая деятельность, в частности дидактические игры.

Главной особенностью игры является сама человеческая деятельность в качестве ее предмета. В дидактической игре ведущим видом деятельности является учебная деятельность, которая, тесно переплетаясь с игровой, приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Применение дидактических игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста способствует их самоутверждению и самореализации, развивает настойчивость и целеустремленность, стимулирует их познавательную активность, стремление к успеху.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что игры необходимы для гармоничного и всестороннего развития ребенка младшего школьного возраста. Игра, является наиболее простым и привычным человеку способом познания. Она является наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками.

На данный момент появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика. Она рассматривает игру как один из основных методов воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с этим упор на игровую деятельность является одним из основных путей включения детей в учебную деятельность, а так же является способом обеспечения эмоционального отклика на воспитательные и учебные воздействия в нормальных условиях жизнедеятельности.

Дидактическая игра обширно применялась как одно из ключевых средств воспитания детей младшего возраста, задолго до того, как стала предметом научных исследований. Выделение воспитания как особой общественной функции, а также использование игры как средства воспитания уходит корнями вглубь веков.

Ведущее значение игры для детей младшего-школьного возраста в процессе обучения и воспитания является развитие мотивационной сферы ребенка. Л.С. Выготский [2] выдвигал на первый план проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Принципиально важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

П.Я.Гальперин [3] выделял следующие этапы формирования умственных действий и понятий:

• этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях;

• этап формирования того же действия в плане громкой речи;

• этап формирования собственно умственного действия.

Часто эти этапы называют этапами функционального развития умственных действий. Дж. Брунер высоко оценил значение игры для интеллектуального развития ребенка. Он отмечал, что «в ходе игры появляются такие сочетания материала и такая направленность в его свойствах, которые способствуют последующему использованию данного материала в качестве средств при решении задач» [1, с. 58]. В таком случае речь идет о свободном, не связанном решении определенно поставленной учебной задачи. В игре также развиваются внимание, память и мышление ребенка.

Игра является ведущим способом для формирования самостоятельности, активизации познавательной деятельности, положительного отношения к труду. Все эти воспитывающие и обучающие эффекты опираются не только на свое основание, но и на то влияние, которое игра оказывает на психологическое и интеллектуальное развитие ребенка, на становление его личности.

Основными аспектами развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие [4]:

1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка: в процессе игры возникает классификация мотивов, где социальные мотивы приобретают ведущее значение в жизни ребенка, чем личностные (соподчинение мотивов).

2. Преодолевается познавательная и эмоциональная эгоцентричность: ребенок, вживаясь в роль какого- либо персонажа или героя, учитывает особенности его поведения, его реакции. Это помогает ему ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения: в процессе игр, ребенок стремится приблизить свою роль к идеалу. Он воспроизводит характерные элементы взаимоотношения людей в обществе, перестраивает свои собственные желания, импульсы таким образом, чтобы действовать в соответствии с требованиями социальных образцов. Это помогает ребенку усваивать и учитывать нормы и правила поведения в обществе.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются интеллектуальные способности и творческие возможности ребенка.

В игре интересы ребенка направлены не на заданную цель и поставленные задачи, а непосредственно на сам процесс. Для детей младшего школьного возраста игра является наиболее доступным видом деятельности и способом усвоения полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре наиболее ярко выражаются особенности мышления и творческих возможностей ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра является наиболее эффективным способом повышения умственной активности.

В процессе игры дети учатся самостоятельно решать поставленные игровые задачи, находить наиболее оптимальный способ осуществления поставленной цели, пользоваться своими знаниями и умениями в конкретно заданной ситуации, выражать их словами.

Нередко игра служит средством для сообщения новых знаний, а также для расширения кругозора ребенка. С постепенным увеличением интереса ребенка к труду взрослых, к особенностям социальной жизни у ребенка появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении быть похожими на любимых героев.

Игровая деятельность одно из наиболее эффективных средств формирования личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а так же его морально-волевых качеств, этических норм. В процессе игры реализуется потребность в общении, самореализации и самоутверждении. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» [6, с. 25]

Значение и эффективность применения дидактических игр на уроках в процессе обучения во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от уровня знания им психологических особенностей детей разного возраста, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от уровня владения методикой организации учебного процесса, взаимоотношениями с детьми, от четкой организации, продуманности и проведения всевозможных игр.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально созданных педагогикой в целях наиболее эффективного обучения и воспитания детей [3]. Такие игры направлены на решение конкретных образовательных задач, которые возникают в процессе обучения. В это же время в дидактических играх ярко выражается воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети самостоятельно решают поставленные перед ними образовательные задачи, предлагаемые им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом возникающие трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, что способствует повышению его умственной активности, а также позволяет провести параллель между знаниями и навыками, полученными в ходе игровой деятельности с их практическим применением в повседневной жизни. Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры можно отнести к «рубежным играм», представляющим собой этап перехода к неигровой деятельности, которую они предопределяют.[4] Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности ребенка, интеллектуальных возможностей, представляющих собой базу для процесса обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ее берут за основу педагоги, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную форму деятельности для детей форму.

Игровая деятельность является основным видом деятельности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Л. С. Выготским писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде».[2, с. 98] На основании этого можно сделать вывод, что акцент на игровую деятельность, а также игровые формы и приемы в процессе воспитания и обучения — это важный и наиболее эффективный способ включения детей в учебную деятельность.

Дидактическая игра в качестве самостоятельной игровой деятельности базируется на осмыслении данного процесса. Самостоятельная игровая деятельность происходит лишь тогда, когда учащиеся проявляют активный интерес к игре, ее правилам и действиям. В связи с этим нужно учитывать ряд правил и принципов по организации игровой деятельности в процессе обучения. Дети положительно относятся к играм, хорошо знаком, с удовольствием играют в них, если поставленная учебная задача является посильной и учитывает их возрастные, интеллектуальные и психологические особенности.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в педагогике как один из метод обучения детей с помощью сюжетно - ролевых игр: умением взять на себя определённую роль, выполнять правила игры, развернуть её сюжет.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [7, с 5-6]. С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития ребенка, а также в качестве средства развития познавательных психических процессов учащихся. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, например в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Применение дидактических игр способствует повышению эффективности педагогического процесса, кроме того, они являются средством развитию памяти и мышления у детей, оказывая огромное влияние не только на умственное развитие ребенка, а также создают благоприятные условия для самореализации и самоутверждении ребенка.

Таким образом, основными функциями дидактической игры являются [5]:

1. формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьной жизни;

2. формирование психических новообразований;

3. формирование собственной учебной деятельности;

4. формирование обще учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5. формирование навыков самоконтроля и самооценки;

6. формирование адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что дидактическая игра крайне необходима в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В игре удаётся сконцентрировать внимание даже самых неактивных и слабых детей. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому материалу, без которого эта игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес к процессу обучения, активизируется их познавательная деятельность.

Список литературы

1. Брунер Дж. Психология познания /перевод под ред. А.Р.Лурия -  М:  Прогресс -1977 - 413с.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии.– М.: Просвещение -  2009 – 541 с.

3. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М.: Изд-во АПН РСФСР- 1959

4. Леонтьев А.Н Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948 - С. 4-15

5. Пидкасистый П.И. "Технология игры в обучении" – М.Просвещение -  1992 – 269с.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М. – 1985 – 270с.

7. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5 -  С. 5-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка дидактической игры "Классы органических соединений по правилам "Кто хочет стать миллионером""

Развитию  внутренней мотивами изучения химии способствует проведение игр. Есть множество разработок различных дидактических игр, но все они рассчитаны на классы с нормальной наполняемостью. Данну...

Статья Дидактические игры на уроках математики

Самое естественное стремление  ребенка - играть....

Статья "Дидактические игры на уроках математики"

Включение  в  урок  дидактических  игр  и  дидактических  заданий,  игровых  заданий  делает  процесс  обучения  интересным...

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

Статья "Дидактические игры на уроках математики"

В данной статье рассматривается роль дидактических игр на уроках математики, правила организации. Кроме того, представлены конкретные примеры математических игр....