Статья "Дидактические игры на уроках математики"
статья по алгебре на тему

  Включение  в  урок  дидактических  игр  и  дидактических  заданий,  игровых  заданий  делает  процесс  обучения  интересным  и  занимательным,  создает  у  учащихся  бодрое,  рабочее  настроение,  помогает  преодолеть  трудности  в  обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках математики.

Целью  обучения  математике  в  общеобразовательной  средней  школе является:   обеспечить прочное  и  сознательное  овладение  учащимися  системой  математических  знаний  и  умений,  необходимых  в  повседневной  жизни  и  профессиональной  деятельности,  достаточных  для  изучения  смежных  дисциплин  и  продолжения  образования. 

  Включение  в  урок  дидактических  игр  и  дидактических  заданий,  игровых  заданий  делает  процесс  обучения  интересным  и  занимательным,  создает  у  учащихся  бодрое,  рабочее  настроение,  помогает  преодолеть  трудности  в  обучении.

Педагогическая  деятельность  учителя  математики  направлена  на  формирование  умения  работать  на  абстрактном  уровне  без  опоры  на  конкретный  материал,  т.к.  математика  в  отличие  от  большинства  других  преподаваемых  в  школе  дисциплин  имеет  предметом  своего  изучения  не  непосредственно  вещи,  составляющие  окружающий  нас  внешний  мир,  а  количественные  отношения  и  пространственные  формы,  свойственные  этим  вещам. 

Возникает  вопрос:  как  сделать  предмет  математики  интересным,  как  преодолеть  в  сознании  учеников  возникающее  со  стихийной  неизбежностью  представление  о  «сухости»,  формальном  характере,  оторванности  этой  науки  от  жизни  и  практики?  Интерес  к  любому  школьному  предмету  зависит  от  нескольких  условий,  одним  из  которых  является  использование  игровых  форм  обучения.  Игра  -  это  творчество,  игра  -  это  труд. 

В  процессе  игры  у  детей  вырабатывается  привычка  сосредоточиваться,  что  является  неотъемлемой  частью  внимания.  Игра  дисциплинирует  учащихся,  заставляет  контролировать  каждый  свой  шаг  [2].

Существует  огромное  количество  дидактических  игр,  поэтому,  естественно,  встает  вопрос  об  их  классификации.  Педагогическая  классификация,  представленная  мною,  призвана  стать  ориентиром  в  многообразии  игр,  источником  информации  о  них.

При  организации  дидактических  игр  с  математическим  содержанием  необходимо  продумывать  следующие  вопросы  методики  [1]:

1.       Цель  игры.  Какие  умения  и  навыки  в  области  математики  школьники  освоят  в  процессе  игры?  Какому  моменту  игры  надо  уделить  особое  внимание?  Какие  другие  воспитательные  цели  преследуются  при  проведении  игры?

2.       Количество  играющих.  Каждая  игра  требует  определенного  минимального  или  максимального  количества  играющих.  Это  приходится  учитывать  при  организации  игр.

3.       Какие  дидактические  материалы  и  пособия  понадобятся  для  игры?

4.       Как  с  наименьшей  затратой  времени  познакомить  ребят  с  правилами  игры?

5.       На  какое  время  должна  быть  рассчитана  игра?  Будет  ли  она  занимательной,  захватывающей?  Пожелают  ли  ученики  вернуться  к  ней  еще  раз?

6.       Как  обеспечить  участие  всех  школьников  в  игре?

7.       Как  организовать  наблюдение  за  детьми,  чтобы  выяснить,  все  ли  включились  в  работу?

8.       Какие  изменения  можно  внести  в  игру,  чтобы  повысить  интерес  и  активность  детей?

Можно  сформулировать  требования  к  проводимым  на  занятиях  дидактическим  играм,  приведенные  в  [3]:

·          Дидактические  игры  должны  базироваться  на  знакомых  детям  играх.  С  этой  целью  важно  наблюдать  за  детьми,  выявлять  их  любимые  игры,  анализировать  какие  игры  детям  нравятся  больше,  какие  меньше.

·          Каждая  игра  должна  содержать  элемент  новизны.

·          Нельзя  навязывать  детям  игру,  которая  кажется  полезной,  игра  —  дело  добровольное.  Ребята  должны  иметь  возможность  отказаться  от  игры,  если  она  им  не  нравится,  и  выбрать  другую  игру.

·          Игра  не  урок.  Это  не  значит;  что  не  надо  играть  на  уроке.  Игровой  прием,  включающий  детей  в  новую  тему,  элемент  соревнования,  загадка,  путешествие  в  сказку  и  многое  другое,  …  —это  не  только  методическое  богатство  учителя,  но  и  общая,  богатая  впечатлениями  работа  детей  на  уроке.

·          Эмоциональное  состояние  учителя  должно  соответствовать  той  деятельности,  в  которой  он  участвует.  Необходимо  не  только  уметь  проводить  игру,  но  и  играть  вместе  с  детьми.

·         Игра  —  средство  диагностики,  в  которой  раскрываются  качества  ребенка.

·          Ни  в  коем  случае  нельзя  применять  дисциплинарные  меры  к  детям,  нарушившим  правила  игры  или  игровую  атмосферу.  Это  может  быть  лишь  поводом  для  доброжелательного  разговора.

Хочется  отметить,  что  игры  и  игровые  ситуации  способствует  развитию  не  только  внимания,  но  и  развитию  познавательного  интереса,  воображения  и  мышления.

 

Список  литературы:

1.Кальт  Е.А.Дидактические  игры  на  уроках  математики  в  классах  повышенного  педагогического  внимания  //  Электронный  научный  журнал  «Вестник  государственного  педагогического  университета».-2006.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –http://  WWW  eduhmao.ru  ›  var/db/files/16209.matem-osh4.doc.

2.Крутецкий  В.А.  Психология:  учебник  для  учащихся  педагогических  училищ  [Текст]  /  В.А.Крутецкий  -  М.:  Просвещение,  1980.-  350с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.

Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый разд...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

Дидактические игры на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах

Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение  на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...