Главные вкладки

    Дидактические игры на уроках математики в 5 кл.
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Сокирко Светлана Петровна

    Материал содержит математические игры , которые можно использовать на уроках в 5 классе. Презентации в программе PowerPoint 2007 и Notebook позволяют организовать коллективную игру, а прилагаемый раздаточный материал - игру в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon Didakticheskie_igry.zip879.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Автор - Сокирко Светлана Петровна, учитель математики и физики
    2. Образовательное учреждение -  МОУ «СОШ № 15 п. Березайка» Бологовского района, Тверской области 
    3. Предмет, класс, в котором используется продукт – математика,

    5 класс

    1. Авторы учебника – Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.  
    2.  Материалы к урокам по теме: Уравнения. Свойства сложения и умножения. Упрощение выражений. Формулы.
    3. Необходимое оборудование и материалы для занятий – компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация, для игры по группам  раздаточный материал «Математическое лото» , «Математическое домино»
    4. Описание мультимедийного продукта (медиапродукта):

    презентации в PowerPoint 2007, в программе Smart Notebook.

    1. Цель создания и использования медиапродукта на занятиях:
    1. повторение и закрепление изученного материала в игровой форме;
    2. поддержание интереса учащихся к предмету посредством игры.
    1. Используемая литература и ресурсы:
    1. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.  Математика. 5 класс
    2. http://www.france-cei.com/catalog/images/Loto11.jpg  лото - общая картинка
    3. http://www.formfarm.ru/images/uploads/1213708430-loto_pac.jpg мешочек для лото
    4. Фото авторское

    Комментарии к  использованию презентации.

    Презентация «Лото» (РР-2007): 1 сл. – титульный; 2-13 сл. – ЛКМ по мешочку – появится бочонок;  ЛКМ по бочонку – появится вопрос; ЛКМ по ответу – бочонок переместится на ячейку с ответом; далее переход на следующий слайд; 15 сл. – литература и ресурсы.

    Презентация «Домино» (Notebook): 1 сл. – титульный; 2 сл. – непосредственно для передвижения карточек, карточки располагать горизонтально слева направо по 3 в ряду; 3 сл. – литература.

    Интерактивное средство  «Парные карточки» (Notebook): на экране 9 пар карточек. На каждой карточке с обратной стороны написано либо задание, либо ответ. При щелчке по любой карточке она переворачивается, и мы видим, что на ней написано. Второй раз щелкая, необходимо найти пару, если она найдена, то обе карточки исчезают. Если пара не угадывается, то карточки переворачиваются и остаются на своих местах. Очень хорошее средство для развития памяти и внимания.

    Методические рекомендации

         Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно  в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно  в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

         Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

        Предлагаю  примеры использования на уроках математики в 5 классе одних из самых распространенных детских развивающих игр.

    Игры с раздаточным материалом

    «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО»

    Правила игры. Любая игра, называемая «Лото», содержит 15 – 16 больших карточек (по числу парт в классе) и 20 – 30 маленьких. Все большие карточки разделены на 8 клеток (два горизонтальных ряда по 4 клетки; из них 6 клеток заполнены), и прямоугольников, которые по размеру своему помещаются в клетки. И те и другие сделаны из плотной бумаги. На прямоугольниках написаны вопросы-задания, а ответы – на картах. Задания такие: дать определение, назвать неизвестный компонент в уравнении, продолжить начало фраз и т. д. Ответы даются в разном виде: текстом, формулой, числом, графиком. На обратной стороне прямоугольников имеются номера, а на картах их нет.

           Игра проходит так. Каждый ученик получает карту и комплект маленьких карточек (24 шт.), раскладывает последние по порядку в 4 ряда номерами вверх. Такие же карточки есть и у учителя. Учитель вынимает один из конверта, называет номер. Можно использовать и бочонки в мешочке из русского лото, оставив необходимое количество бочонков. Ученики находят у себя соответствующую карточку. Учитель читает вопрос-задание,  а ученики ищут ответ на своих картах; если он есть, то клетка закрывается маленькой карточкой с заданием. Игра продолжается. Тот, кто раньше заполнит свою карту, - победитель. Затем – проверка ответов.

    Можно организовать коллективную игру с помощью презентации. Ребята отвечают на вопросы, появляющиеся на экране, и тут же проверяют правильность своих ответов.

    Методические указания.

           Лото можно использовать в начале или в  конце урока с целью кратковременного (на 5 – 10 мин) повторения пройденного материала, а можно устроить и более длительную игру-повторение. Кроме того, после изучения большой темы лото может быть использовано в качестве итоговой работы.

    Вариант игры по теме: «Уравнения. Свойства сложения и  умножения»

    ( 5 класс )

    Приведем примеры больших карт, а также задания к ним, которые будут записаны на маленьких карточках.

    слагаемое

    частное умножить

    на делитель

    0

    49

    вычитаемое

    а + в = в + а

    120

    а + (в + c) =

    (a + в) + c

    х

    делимое разделить на частное

    уменьшаемое

    делимое

    (a – b)∙ c=

    a∙c - b∙c               

    делитель

    a ∙ (b ∙ c) =

    (a ∙ b) ∙ c

    произведение разделить на известный множитель

    у

    4

    1

    (a + b)∙ c =

    a ∙ c + b ∙ c

    a 

    множитель

    делимое

    из суммы вычесть известное слагаемое

    у

    4

    1. Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестный множитель, надо …»
    2. Сочетательное свойство сложения
    3. Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестное делимое,

    надо …»

    1. Распределительное свойство умножения относительно вычитания
    2. Назовите неизвестный компонент в уравнении   85 – z = 38
    3. Назовите неизвестный компонент в уравнении  у ∙ 5 = 35
    4. Решите уравнение  32 : х = 8  
    5. Переместительное свойство умножения  
    6.   x · 0 = ?
    7.   Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестный делитель,   надо …»
    8.  Решите уравнение  2 · y = 98
    9.  х · 1 = ?  
    10.  у : 1 = ?
    11.  Назовите неизвестный компонент в уравнении   х + 15 = 32
    12.  Продолжите утверждение: «Чтобы найти неизвестное слагаемое,

      надо …»

    1.  Решите уравнение  64 :  х  = 16
    2.   Назовите неизвестный компонент в уравнении: у : 35 = 3
    3.   Назовите неизвестный компонент в уравнении: 85 – х = 38  
    4.   Назовите неизвестный компонент в уравнении: у – 76 = 23
    5.   х : х = ?
    6.   Переместительное свойство сложения
    7.   Сочетательное свойство умножения
    8.   Распределительное свойство умножения относительно сложения
    9.   a + 0 = ?

    «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОМИНО»

    Правила игры.

          Для игр данного типа готовится четное число карт, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещают графики и формулы, рисунки геометрических фигур и их названия.

          Карты раздают учащимся и заранее договариваются о той, которая начинает игру. Затем играющие по очереди выставляют свои карты так, чтобы каждая следующая карта была логически связана с предыдущей. Ученик, неправильно выставивший карту или не сумевший объяснить причину ее выставления, пропускает один  ход.

          Выиграет тот, кто первым выставил все свои карты.

    С помощью презентации в программе Notebook можно организовать игру на интерактивной доске или на экране с помощью беспроводной мыши.

    Методические указания.

          Игра проводится на уроке во время групповой работы для повторения и закрепления материала по всей теме. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, обеспечивающих активную работу групп. Такую игру можно провести перед контрольной работой, что позволит ребятам повторить материал и дать правильную самооценку своим знаниям.

           В каждой группе играющих обязательно наличие арбитров, в качестве которых могут выступать подготовленные учащиеся данного класса.

    Вариант  домино по теме:  «Упрощение выражений»  (5 класс)

    3х + 4х + 5х

    12х

    10х - 2х

    24 + 2х + 7х

    24 +  9х

    4х + 6х – 12

    10х – 12

    32х – х

    31х

    у + 56у

               

              57у

        5 · (у – 7)

    5у – 35

    (2+ у) · 13

    160х

    3а + 14 + 17

    3а + 31

    3х + 35 + х

           4х + 35

          с + с + с

              3с

    45 + 55 – с

    26 + 13у

    6 · 3 · х

    18х

    8 · х · 20

    100 – с

    11 · (6 + х)

    66 + 11х

    ( х – 9 ) · 2

    2х – 18

    49у – у

    48у

    102к – 4к

    98к

    38 + 5к + 6к

    38 + 11к

    7х + 12 + 8

    7х + 20

    2к + к + 4 – 2

    3к + 2

    25 · (х + 4)

                 

    «ПАРНЫЕ КАРТОЧКИ»

    Правила игры.

           Для игры готовят карточки квадратной формы из плотной бумаги, число которых определяется удвоенным количеством понятий, подлежащих закреплению. Карточки делят на пары. На одной карточке пары пишут определение понятия, на другой – его название; вторые их стороны остаются чистыми. Карточки перемешивают и раскладывают чистой стороной вверх. Задача; отыскать карточки, образующие пары. Первый игрок «открывает» (переворачивает) две любые карточки. Если они парные, то берет их себе и имеет право следующего хода; если  они непарные, то переворачивает в исходное положение, а ход передается другому игроку. Все стараются запомнить место карточек на столе и их содержание. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется ни одной карточки. Выигрывает тот, у кого окажется больше пар. Для проведения игры учеников можно разбить на четверки и каждой дать комплект карточек. Победителю задают дополнительный вопрос и ставят оценку.

          Есть усложненный вариант этой игры. Он направлен на закрепление знаний о понятиях, формулах, чертежах. Для этой игры требуются не пары карточек, а тройки. Каждый участник игры открывает по три карточки, а остальные действия – прежние.

    Методические указания.

            Игру проводят на заключительных уроках темы, ибо она направлена на закрепление знаний о понятийном аппарате, на тренировку памяти и внимания. Можно изготовить несколько комплектов игры, чтобы одновременно могло играть несколько групп учащихся.

       

      Вариант парных карточек по теме: «Формулы» (5 кл.)

    Формула периметра прямоугольника

    P =( а + b ) · 2  

    Формула площади прямоугольника

    S = а · b

     

    Формула пути

    s = v · t

            

    Формула скорости

    v = s : t

    Формула времени

    t = s : v

    Формула площади

    квадрата

    S = а · a

    Формула периметра квадрата

    P = 4а

    Объём прямоугольного параллелепипеда

    V = а · b ∙ c

    Формула

    четного числа

    x = 2 · n

    Формула

    нечетного числа

    x = 2 · n - 1

    Объём

    куба

    V = a ∙ a ∙ a = a3

    В приложениях 1, 2, 3 – карточки в натуральную величину. Их можно напечатать и наклеить на плотную бумагу, а если ещё обклеить скотчем – они будут служить долго.

    Литература и ресурсы:

    1. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.  Математика. 5 класс
    2. В. Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
    3. http://www.france-cei.com/catalog/images/Loto11.jpg  лото общая картинка
    4. http://www.formfarm.ru/images/uploads/1213708430-loto_pac.jpg

     мешочек для лото

    1. интерактивное средство из программы Notebook. Коллекция LAT 2.0

    http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com

    1. Фото авторское


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

    В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

    Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

    В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

    Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

    В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

    Дидактические игры на уроках математики

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

    Дидактические игры на уроках математики

    Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задумываться о том, как поддержать у обучаемых интерес к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо поза...

    Дидактические игры на уроках математики в 1-2 классах

    Интерактивная игра для учащихся 1-2 классов. Возможно применение  на протяжении всего обучения в начальной школе. Игры "Математический футбол", "На рыбалке" и др. Материал выполнен красочно, инте...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Проблема образования сводится не только к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков по предмету, но и реализации возможностей каждого предмета в развитии личности ребенка. “Отношение...


     

    Комментарии

    Короленко Наталья Ивановна

    Посмотрела Ваше лото. Очень понравилось. Жаль уже тему прошла эту. Воспользуюсь на повторении изученного. Спасибо.