«Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)»
статья по английскому языку (7 класс)

«Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие читательских умений с учетом требования ФГОС на уроке английского языка с практическим примером урока в 7-м классе (УМК “Spotlight”)»

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

Но все же, начнем с определения. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В читательскую компетентность вкладываются и большинство основных компетенций:

- Ценностно-смысловая компетенция,

- Общекультурная компетенция,

-Учебно-познавательная компетенция.

ОСНОВНЫЕ ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ 1. Находить и извлекать информацию 2. Интегрировать и интерпретировать информацию 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста 4. Использовать информацию из текста. Однако в последнее время особое внимание уделяется развитию способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в нестандартных.

 В зависимости от целевой установки различают следующие виды чтения:

•  просмотровое;

• ознакомительное;

•  изучающее;

•  поисковое.

Просмотровое предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемыx в тексте. Учебные задания должны быть направлены па формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста в соответствии с конкретным коммуникативным заданием .

Ознакомительное - чтение, при котором предметом внимания  читающего становится  все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без предварительной специальной установки на конкретное   использование   или   воспроизведение   полученной информации. Основная задача извлечь из текста основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Изучающее чтение предполагает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста.

Поисковое чтение — это чтение газет и литературы по специальности. Цель - быстрое нахождение в тексте (текстах) вполне определенных данных.

Одной из целей работы с текстом является формирования у обучаемых навыков и умений полного понимания содержания. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи, отражающее особенности культуры стран изучаемого языка. Стратегии ознакомительного чтения включают формирование следующих умений:-

-зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей

-определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;

- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

-разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;

-озаглавливать текст, его отдельные части;

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- вычленять причинно-следственные связи в тексте;

- кратко и логично излагать содержание текста;

- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур.

-прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;

-догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

-игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение) осуществляется на аутентичных материалах, прагматических текстах, ориентированных на предметное содержание речи на каждом этапе.

Стратегии изучающего чтения предполагают формирование таких умений как

- полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования главным образом англо-русского словаря и овладеть приёмами поиска слов в толковых словарях;

- кратко и/ или подробно излагать содержание прочитанного;

- интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим опытом, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.

-анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста;

-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий

-анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста.

-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.

-оценивать полученную информацию.

-комментировать некоторые факты/события текста, выражая своё мнение о прочитанном..

-оценивать полученную информацию.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.

В процессе овладения данными видами чтения должны быть использованы стратегии,, формирующие умения:

— определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;

— выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

— выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

— устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

— вычленять причинно-следственные связи в тексте;

— кратко, логично излагать содержание текста;

— оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;

— интерпретировать прочитанное — выражать своё мнение, соотносить со своим

опытом.

Хочу привести пример развития читательской грамотности на уроке в 7 классе. На уроке был предложен текст «Дети в Викторианскую эпоху».

Любой урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, т.е. цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке, быть достижимой и измеряемой. Кроме того, уровень мотивации учащихся бывает наиболее высоким, когда дети участвуют в постановке цели. Конечно, этот способ трудоемкий и занимает довольно много времени. Но только в том случае если учащиеся принимают цель урока, как личностно значимую, что и происходит при её совместной постановке, они демонстрируют высокий уровень мотивации к её достижению.

Урок мы начали с вопроса: легко ли современным детям? А легче ли было раньше?  Мнения были разнообразные, подкрепленные разнообразными аргументами, однако к общему соглашению не пришли. Тогда  учащимся было предложено прочесть текст “Children in Victorian times” и решить легче ли жизнь современных детей. На уроке мы использовали изучающее чтение текста, после перешли к выполнению упражнений, предложенных к тексту. После учащимся было предложено разделиться на 2 группы: те, кто считает, что детство в Викторианскую эпоху было легче и те, кто считает, что оно было сложнее. Также был выделен ведущий, который бы рассказал об актуальности темы, регулировал спор между командами. Каждая команда на основе текста должна была составить аргументы в подкрепляющие именно их теорию. При этом также происходила отработка лексики по теме «высказывание своего мнения».  В качестве домашнего задания обучающимся было предложено составить сочинение- на тему “Life was easier in Victorian times rather then now”. Тема сочинения была выбрана неслучайно. Предполагается, что написание сочинения поможет развить критическое мышление. Также целью была поставлена отработка лексики и оттачивание навыков написания сочинения по высказыванию своего мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Английский- язык мира. Разработка вводного урока английского языка.7-8 кл.

Английский- язык мира. Разработка вводного урока английского языка.7-8 кл....

«Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС»

методическая статья на тему  "Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС"...

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС

Требования к уроку на примере урока английского языка в контексте ФГОС...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Презентация по английскому языку на тему "Повышение уроков английского языка с помощью приёмов технологии критического мышления"

Способы повышения эффективности уроков английского языка с помощью приёмов технологии критического мышления...