Развитие грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку
статья по английскому языку

Пиперова Валя Александровна

Статья предназначена для учителей иностранного языка основной и старшей школы. Статья затрагивает вопросы построения стратегий урока при обучении грамматике для достижения оптимальных результатов у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку

Статью подготовила учитель английского языка МБОУ Одинцовской СОШ №1 Пиперова Валя Александровна

Наряду с лексическим и фонетическим составом грамматика является основой любого языка. Правильное сочетание лексических единиц, порядок слов в предложении в зависимости от его типа, в итоге - законченность мысли, объединение предложений в тексты – все это осуществляется на основании грамматического состава того или иного языка. Изучение грамматики и приобретение соответствующих навыков необходимо не только для конструкции собственной речи, но это и необходимое условие для понимания речи собеседника. Недостаточность грамматических навыков создает барьер в речевой и социокультурной компетенции, когда человеку не удается общение. Грамматика – это скелет, на котором держатся лексические единицы. Изучение грамматических правил позволяет развивать логическое мышление, способность к анализу и обобщению.

        В отличие от родного языка иностранный язык является вторичным средством общения, и овладение им не осуществляется на непроизвольном уровне в силу отсутствия постоянной среды общения. Таким образом, для развития грамматической компетенции учащегося необходимо тесное сочетание теоретических знаний с оптимальной речевой практикой, которое приводит к последующему формированию принципа сознательности и продуктивных грамматических навыков.  Такой навык сформирован лишь при условии его успешного применения в коммуникативной деятельности учащегося, при условии его автоматизации, когда его применение осуществляется на подсознательном уровне. Совокупность автоматизированных(конечных) навыков образует грамматическое умение, что наряду с лексическим и фонетическим умением формирует коммуникативную компетенцию языка.

        Формирование грамматических навыков осуществляется в результате сложного процесса от восприятия, логической обработки до контроля получаемого навыка. Эта последовательность нерушима, и именно контроль определяет степень сформированности навыка. Контроль осуществляется как традиционными способами (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант сочинение, реферат, зачет, экзамен), так и тестовыми. Все чаще применяемая в обучении иностранному языку тестовая форма контроля наиболее объективно измеряет результат обучения, поскольку эта форма контроля свободна от субъективной составляющей. Именно поэтому, итоговая аттестация учащихся проводится в форме теста.

        Контроль грамматических навыков имеет место на всех стадиях процесса обучения иностранному языку, первоначальный контроль направлен на формирование отдельных грамматических навыков, а их систематизация приводит к итоговому контролю, который формирует грамматическую, а затем и коммуникативную компетенцию учащегося.  Все этапы контроля можно проводить совершенно разными способами. Например, поставить предложения в вопросительную или отрицательную форму сначала нужно выполнить письменно, формируя устойчивые навыки, а затем можно выполнить устно, предоставляя возможность рефлексии приобретенных навыков. Затем можно это же задание выполнить в виде теста с целью осуществления выбора, и автоматизации навыка. Из этого следует, что контроль обязательно должен быть системным, и отсутствие какого-либо звена в этой цепи приводит к нарушению последовательности формирования грамматических навыков, что очень негативно сказывается на конечном результате: учащийся не в состоянии освоить грамматический материал. Пошаговый контроль необходим в виде промежуточных упражнений, заданий, переходящих в более сложную форму и формирующих абсолютный навык.

Для осуществления контроля необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Достижение определенной степени овладения новым материалом (например, образования множественного числа существительных с поэтапным усложнением приобретаемых навыков – сначала общее правило прибавления окончания –S, затем введение правил, затем исключений, затем множественное число сложных существительных),
  2. отделение навыков, подлежащих контролю (например, отработка только степеней сравнения прилагательных),
  3. обобщение навыков (например, вставить прилагательное или наречие в соответствующей степени сравнения в предложение),
  4.  стимулирование выработки навыка (выставление оценок),
  5. обучение навыкам (контроль для определения уровня сложности, контроль с целью создания затруднения для формирования мотивации к поиску информации и овладению навыком)
  6. диагностику навыков (выявление уровня сформированности навыков за определенный этап обучения -тема, четверть, год, курс и т.д.),
  7. воспитание и развитие (применение навыков учащимися самостоятельно в различных актуальных ситуациях).

В конечном итоге, контроль грамматических навыков в устной речи объединяет все промежуточные этапы контроля грамматических навыков.

Итоговый контроль же заключается в контроле всех навыков, приобретенных за определенный курс обучения, который призван следить за эффективностью усвоения знаний, разработкой необходимых методов подачи знаний, выбором заданий, составлением рабочих программ. Итоговый контроль определяет цели и способы следующего этапа обучения иностранному языку, выявляет проблемы, исследует формы достижения поставленной цели. Итоговый контроль осуществляется по – разному: в виде экзамена, в тестовом режиме, в виде интервью и т.д. Цель контроля одна – устойчивое формирование языковых навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами....

Роль аутентичных материалов в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения иностранному языку

Автор данной статьи предлагает разнообразные формы, приемы и методы работы с аутентичными материалами (песнями, различными видами художественных и функциональных текстов) на уроках английского  я...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...