Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".
статья на тему

Бондарь Ирина Николаевна

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tvorcheskaya_lichnost_v_spo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО

Бондарь И.Н.,

СПб ГБП ОУ «ИПЛ», 2017

            Постоянно ускоряющийся ритм жизни требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым новшествам, главным образом осваивать новые знания, огромные потоки информации с пользой для себя и общества. А уж молодой специалист, выпускник для того чтобы находиться на высоте в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, обязан постоянно использовать свой творческий потенциал.

      Большинство современных обучающихся не раскрывают в полной мере своих способностей. Вследствие этого взрослыми людбми они часто испытывают трудности в самореализации и остаются на нижних ступенях социальной лестницы, с которыми в последнее время коррелируют нетворческие, рутинные профессии, профессии тяжелого физического, монотонного, «конвейерного» труда. Поэтому создание педагогических условий для выявления творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики и проыессов обучения и воспитания в совокупности.

     В настоящее время главное стратегическое направление развития системы образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – овладения коммуникативной компетенцией.  Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется, когда личность студента находится в центре внимания преподавателя, чтобы традиционная парадигма образования преподаватель - учебник - студент, приобрела вид студент - учебник - преподаватель, отражающая гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

       Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.            

       Стремление выполнять задачи, требующие большой интеллект, воображение, желание получить знания, мечты, - вот необходимые условия возникновения большого интереса к предметам.

       Самостоятельная работа как средство обучения языку,  рассматривается как специфическая форма образовательного  процесса,  характеризующаяся как деятельность, в которой обучающийся использует все свои  знания и  возможности. На самом деле, это форма самообразования тесно связана с образовательной деятельностью обучающегося  в аудитории. Концепция самостоятельной работы обучающегося в  современной дидактике напрямую совпадает с организующей ролью учителя. Оправданными методиками в этом случае являются нетрадиционные формы урока английского языка, они помогают, например, студентам первого года обучения овладеть навыками выполнения заданий самостоятельно, стимулируют творческий потенциал обучающегося, воображение, желание получить знания.

Нетрадиционные формы урока

       Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Итогом такого урока может быть написание эссе по заданной теме/проблеме, которое обучающиеся выполняют самостоятельно. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всей группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений, обучающихся по определенной теме;
  • создается дополнительная мотивация к изучению иностранного языка;
  • реализуется творческий потенциал обучающегося;
  • предусматривается минимальное участие на уроке педагога.

             Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания обучающихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий. При подготовке и проведении данных форм обучения, педагоги зачастую используют интернет ресурсы.

        Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности обучающихся, обусловленными определенными целями образования. Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которая представляет всемирная сеть.

       Различные виды деятельности от индивидуальных до коллективных обучающиеся среднего профессионального образования, например, осуществляют вне аудитории, самостоятельно.  Деятельность обучающегося производится в соответствии с задачами учебного процесса, без прямого участия педагога. Она представляет собой различные виды деятельности в области образования и воспитания характера самого обучающегося, и должна быть реализована в виде свободного выбора, внутренне мотивированной деятельности.

       Такие задачи помогает решить проектная методика. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами.

       Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Учитель, в таком случае выполняет пассивную роль -    подсказывая   и направляя мысль обучающихся для самостоятельного поиска информации. Но в результате обучающиеся должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

       Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Обучающиеся приобретают навыки критического мышления, или рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи).

       Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.        

       В проектной методике предполагается выступление обучающегося,  и выполнение ряда действий связанных с ним, как то понимание целей деятельности, принятие учебной задачи, давая личную оценку, как своей деятельности,  так и остальных выступающих, представления иных интересов выполнения этой задачи и различные формы учебной деятельности.

        В результате проектной деятельности, обучающийся учится самостоятельно распределять учебные действия во времени, осуществлять самоконтроль в процессе выполнения.

        В процессе обучении иностранному языку в  средних профессиональных учебных заведениях на первый план выступает проблема понимания значимости предмета в сфере профессиональной деятельности обучающихся. Формируя связи профессия-язык, педагогу приходиться опирать не только на требования ФГОС,  но и на собственный опыт и знания в специализации учебного заведения.

       Поэтому наиболее интересной является проектная работа, где обучающиеся могут реализовать свои способности применительно к области знаний  получаемой профессии.

Этапы проектирования

Работа с проектами имеет следующие этапы:

Первый этап - подготовительный.

Предложение темы исследования.

Второй этап- организация работы.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. 

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы - это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Третий этап - завершающий ( этап презентации) .

Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

Четвертый этап - практическое использование результатов проекта

( в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)

      Примером данного вида самостоятельной работы может служить  проект 2015г. студентов на тему «Личность героя произведений зарубежной литературы» 2 курса любых специальностей. Эта тема наиболее интересна и близка студентам старших курсов, так как они уже прошли:

  • активное производственное обучение,
  • имеют опыт создания творческих проектов по всем общеобразовательным предметам
  • имеют достаточные знания в получаемой профессии
  • имеют достаточный словарный запас

       На первом этапе обучающиеся определяют наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Тема проекта «Личность литературного героя» вызвана её актуальностью в условиях года Литературы, объявленного в России в 2015 году.

       На втором этапе распределяются на группы,  согласовывают материал, выбирают информационные источники. Определяют форму презентации проекта.

Результатом этого проекта являются целый ряд фактов из отобранной ими и проанализированной информации о качествах личности того или иного, как правило, положительного героя. А в итоге групповое соревнование в форме участия в викторине «Своя игра», рубрики и вопросы к которой составлены самими участниками проекта и продемонстрированные посредством ИКТ.

       Готовясь к проекту,  студенты:

  • изучили проблему  досконально, опираясь на аутентичные английские тексты;
  •  узнали  больше о характере и творчестве конкретных писателей;
  • применили на практике навыки письма на языке, говорения, чтения;
  • активно использовали информационные технологии, изучая иноязычные сайты.
  • применили свои творческие способности на этапе подготовки и презентации проекта (видеоролики, иллюстрации, стихи и т.д.)

      Такой вид работы активизирует когнитивную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к иноязычной, художественной литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка. Таким образом, происходит процесс запоминания активного словаря. В то же время формирование словаря  обучающегося приводит к так называемому пассивному запасу лексики. Немаловажным фактом являются межпредметные связи, которые прослеживаются в процессе подготовки проекта.

         

       Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве. Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками.

       Профессионально-ориентированные виды деятельности на уроках иностранного языка являются основой мотивации к получению профессии, её популяризации, и более глубокому изучению предлагаемого материала вне аудитории. Как вариантом других тем проектов могут быть и «Личность известных профессионалов», если это спецкурс иностранного языка, то как вариант – брошюра «Рецепты блюд из морепродуктов», например для поваров,  и т.п.

       Проектная методика является эффективным и продуктивным способом исследования. Использование проектов на уроках иностранного языка повышает навыки учащихся в говорении, обеспечивает создание коммуникативной, информационной и эстетической мотивации. Повышается эффективность творческой работы, которая способствует развитию навыков общения на языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

       На уроках английского языка обучающиеся анализируют выбранные проблемы и задачи, учатся отстаивать свою позицию. Они должны быть в состоянии оценить полученные в аудитории знания и умения в соответствии с поставленной проблемой и принимать свои собственные решения.  Поэтому, можно сделать вывод, что от умения преподавателя правильно сформировать нравственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, их единство и приведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Используемая литература:

  1. Егоров, О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель. — 2001. — №1. — С. 13–15.
  2. Казакова, Е.В. Речевые коммуникативные упражнения на уроках иностранного языка в среднем звене. http://www.openclass.ru/lessons/81294 
  3. Пассов 2003  Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — м.: Аркти, 2003. — 192 с. (Метод, биб-ка).
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
  5. Развитие творческой личности ребенка. http://diplomba.ru/work/111027


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Особенности формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам

В статье освящается вопрос особенностей формирования поликультурной языковой личности в процессе обучения иностранным языкам: рассматриваются понятия концептуальная картина мира и языковая картина мир...

Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."

В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"

Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"

В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...

Статья "Нетрадиционные уроки и их роль в процессе обучения иностранным языкам"

В статье рассматривается нетрадиционный урок как одна из эффективных организационных форм обучения иностранному языку на всехэтапах обучения....

Статья "Метод фонетических ассоциаций как неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку в начальной школе"

Статья содержит материал, который можно использовать для повышения качества запоминания новой лексики младшими школьниками...