Современные интенсивные методы обучения английскому языку
статья по английскому языку

В наши дни интенсивные методы обучения иностранным языкам пользуются все большей популярностью. Интенсивные методы обучения  -  совокупность методов обучения иностранному языку.

В методике интенсивные методы рассматриваются как своеобразная система обучения, отличающаяся по ряду характеристик от существующих, именуемых традиционными, методов. Цели интенсивных методов направляются на достижение наибольшего количества усваиваемого материала в малый срок. Содержание обучения включает овладение комплексом умений, навыков и знаний, которых достаточно для осуществления деятельности в конкретной сфере общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В наши дни интенсивные методы обучения иностранным языкам пользуются все большей популярностью. Интенсивные методы обучения  -  совокупность методов обучения иностранному языку.

В методике интенсивные методы рассматриваются как своеобразная система обучения, отличающаяся по ряду характеристик от существующих, именуемых традиционными, методов. Цели интенсивных методов направляются на достижение наибольшего количества усваиваемого материала в малый срок. Содержание обучения включает овладение комплексом умений, навыков и знаний, которых достаточно для осуществления деятельности в конкретной сфере общения.

Они базируются на последующих методических принципах:

1. Принцип коллективного взаимодействия. Данный принцип объединяет цели воспитания и обучения в условиях единого учебно-воспитательного процесса. Обучение в группах способствует проявлению у обучающегося дополнительных социально-психологических мотивов к обучению, формирует в учебном коллективе некую психологическую атмосферу, в которой обучаемые имеют возможности для удовлетворения важнейших социально-психологических потребностей людей: уважение, признание, интерес со стороны людей, которые его окружают. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность обучаемых.

2. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе общения любой обучаемый является как подвергаемым воздействию, так и воздействующим. При таких условиях, формирование личности обусловлено отношением людей друг к другу, их общением.

Владение языком - это, в первую очередность, способность участвовать в настоящем общении. Система понятий, в которой может быть описано общение, содержит понятие «роли». Общение преобразуется в собственно мотивированный, созидательный процесс. В таком случае учащийся не имитирует активность, но «обладает» мотивом деятельности, т. е. совершает мотивированные речевые поступки. В интенсивном обучении иностранным языкам личностно-речевое общение является основой построения учебно-познавательного процесса.

3. Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение подразумевает одновременно и учебную, и речевую и игровую деятельность. Если с позиции учащегося ролевое общение  -  игра, то со стороны педагога  -  это главная форма организации учебного процесса. Согласно с идеей, центральным учебным текстом для обучаемых является полилог, а соучастниками описываемых в нем действий являются сами обучающиеся. Так может быть реализован один из приемов метода недирективной регуляции поведения воспитанника в группе.

4. Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Указанный принцип характеризует как качественную, так и количественную специфику интенсивного общения. Представленная специфика воплощается во многих аспектах: концентрированность учебного материала, связанная с его объемом и распределением в курсе обучения, концентрированность учебных занятий, ситуаций.

На начальном шаге обучения емкий объем учебного материала дает возможность уже на первом занятии организовать очень приближенные к действительному общению ситуации, что гарантирует высшую мотивацию учения, как бы приближая итог обучения к его истоку. Специфическая организация учебного процесса обуславливает концентрированность в организации учебного материала, которая проявляется, в частности, разнообразии видов и форм работы, в высокой " плотности общения " и др.

5. Принцип полифункциональности упражнений. В данном принципе заключается специфика метода активизации в системе упражнений. Языковой опыт, который был сформирован в неречевых условиях, не способен к переносу и непрочен. Поэтому продуктивным является такой подход к обучению, когда осуществляется параллельное и одновременное овладение речевой деятельностью и языковым материалом.

Как у всех методов обучения, так и у интенсивных методов в частности, одна главная цель  -  обучение коммуникативной компетенции (возможности устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми), т.е. реализуется коммуникативный подход в обучении иностранному языку, но в условиях жесткого ограничения по времени.

Отсюда можно выделить последующие определения интенсивного обучения:

" Интенсивное обучение иностранному языку  -  обучение, которое, главным образом, ориентировано на овладение общением на изучаемом языке и базируется на психологические резервы личности и виды деятельности учащихся, которые не используются в обычном обучении "  -  Г. А. Китайгородская.

" Интенсивное обучение - это не просто действенное обучение, а такое, при котором достигается наибольшая эффективность за минимально возможное учебное время, при малых затратах усилий учащегося и учителя "- В. М. Блинов, В. В. Краевский.

Определив понятие " интенсивное обучение ", можно перейти к сущности и содержанию отдельных методов, направленных на его реализацию.

ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

На сегодняшний день  существует большое разнообразие интенсивных методик обучения иностранному языку взрослых. Чаще всего они используются на кружковых или факультативных занятиях в школах и гимназиях. Но, не смотря на это, успешное применение приемов и элементов работы, которые свойственны данным методам, возможно и на уроках в обычной школе. Ускоренные методы позволяют по-новому посмотреть на методику преподавания иностранных языков в школе, активизируют процессы восприятия и усвоения основ общения и повышают результативность коллективной работы.

Важно сказать, что использование интенсивных методов в средней школе может оказаться сложным по нескольким причинам. К таким причинам относятся, например, технические проблемы, сопряженные со сложностью оборудования специального помещения для занятий, а также отсутствие специально обученного специалиста. Помещение для занятий такой направленности должно быть оборудовано соответствующим освещением, мягкими креслами, расставленными полукругом, двумя магнитофонами, проектором и т.д. Для общеобразовательной школы было бы весьма затруднительно техническое оснащение подобного типа помещения.

Следовательно, касательно средней школы, правильнее говорить об интеграции в процесс преподавания иностранных языков элементов интенсивных методик.

Опираясь на теоретические основы и анализ школьных учебников «Spotlight», а так же методических пособий к этому учебнику, можно выделить следующие виды упражнений:

Упражнение 1: «Имитация».

Цель имитации  –  непроизвольное запоминание речевых моделей текста. Максимальные результаты достигаются при действии по принципу «от простого к сложному», т.е. в первую очередь следует заучивание слов по изучаемой теме, а потом, переход от выученного слова к сочетаниям слов и предложениям.

Перед началом работы озвучиваются установки на русском и на иностранном языках: Смотрите на меня! Слушайте меня! Повторяйте с мимикой и интонацией, как у меня! Затем слова произносится учителем (диктором) на иностранном и на русском языках несколько раз (в зависимости от сложности), и ученики хором повторяют. Им нужно повторить мимику и интонацию учителя или диктора (а может и превзойти его).

Эмоциональное состояние можно выразить множеством способов: произнесением лексических единиц с удивлением, грустью, возмущением, улыбками, радостью, гордостью. Некоторые слова можно произносить нараспев. Во избежание монотонности применяется разнообразный спектр паралингвистических средств: интонация, мимика, рифма, ритм, жесты.  

В качестве примера можно привести упражнения по изучение новой лексики в учебниках Spotlight, где применимы все вышеописанные приемы (упр. 1, стр. 40; упр. 2, стр. 46; упр. 1, стр. 73 и другие. Упр. 1, стр. 10; упр. 1, стр. 13; упр. 1, стр. 46 и другие).

Упражнение 2: «Рифмовки».

Цель использования рифмовок  –  непроизвольное запоминание речевых моделей текста. Особенность произнесения стихотворного текста с «отчеканиванием» каждого слова и в поставленном быстром темпе приводит к непосредственному бессознательному запоминанию информации. Например, при изучении глагола Can, в третьем классе, приведена песня:

Can, can you dance

Like I can?

Can you sing like I can?

Can you run

And can you jump

Like me?  

Can, can you walk

Like I can?

Can you talk like I can?

Can you swim

And can you climb

Like me?

Песня положена на узнаваемый мотив. Текст песни предварительно прочитывается учителем и учениками. В процессе выполнения приведенного упражнения повторяются глаголы, запоминается форма построения вопроса с глаголом Can.

Упражнение 3: «Активный сеанс».

Активный сеанс лучше всего проводить после имитации, главной целью данного упражнения является закрепление пройденного материала в памяти учащихся. Ученикам раздаются распечатки со словами и/или предложениями на русском и на иностранном языках. После сказанной учителем фразы дается установка вспомнить ее английское значение, не пользуясь распечатками. Когда же произносится фраза на английском языке, ее необходимо проговорить про себя, одновременно глядя на распечатки, т.е. запоминая зрительно. Затем учитель прочитывает слова и предложения следующим: фраза на русском языке  –  быстро, тихо, монотонно; фраза на английском – эмоционально, взволновано, громко.

Данный прием можно использовать при выполнении упражнений на изучение новой или повторение изученной лексики, а также в упражнениях на повторение или запоминание грамматических конструкций.

Упражнение 4: «Смена имен».

Целью представленного упражнения является снятие страхов перед ошибками, ослабление внутреннего напряжения, преодоление языкового барьера. Такая смена  –  немаловажный психологический фактор в общении, который можно использовать таким образом: на доске прикреплены фотографии (картинки) с лицами детей, подписанные традиционными английскими именами. Учащимся предлагается выйти к доске, выбрать понравившегося персонажа и от его лица разыгрывать диалог-сценку (к примеру, диалог о хобби). Почувствовав себя английским мальчиком Джоном или девочкой из Шотландии Нелли, ребенок становится эмоционально более раскрепощен и более непринужденно вступает в диалог на иностранном языке. Описанный прием можно использовать при чтении диалогов по ролям.

Упражнение 5: «Иноязычная физкультминутка».

Такая физкультминутка ставит своей целью сочетание приятного и полезного, т.е. активного отдыха и подсознательного запоминания разнообразных рифмовок, шуточных стишков и т.д. Во время физкультминутки ученики не только выполняют ряд физических упражнений, но и комментируют их по-английски, сопровождая мимикой и жестами, проговаривая и специальные стихи, нередко смешные и нелепые, что только усиливает эффект их непроизвольного запоминания. То, что учитель также выполняет упражнения, дополнительно мотивирует учащихся на двигательную и речевую активность.

Come on, everybody,

Stand up, stand!

Stamp your feet

And clap your hands!

Come on, everybody,

Sit down, sit!

Clap your hands

And stamp your feet!

Упражнение 6: «Релаксопедия».

Если цель иноязычной физкультминутки это запоминание фраз во время активных действий, то  цель релаксопедии  -  запоминание речевых форм в процессе пассивного отдыха. После физкультминутки дается установка: Закройте глаза и думайте о чем-то приятном! Расслабьтесь. В это время, можно включить негромкую спокойную музыку и несколько минут медленно и  тихо говорить на иностранном языке на отвлеченные темы. С переводом каждой фразы. Например, можно говорить о погоде, времени года, кабинете и т.д.

Приведенные упражнения могут корректироваться и варьироваться в зависимости от целей и задач, вида урока, особенностей лексического, фонетического, синтаксического, грамматического материала.

Урок английского языка по теме: School Days ( Module 2a)

Класс: 3

УМК: Spotlight

Цель урока: формирование коммуникативных навыков учащихся.

Задачи урока: изучить называния школьных предметов, тренировка ведения беседы о любимых предметах; развитие навыков аудирования, чтения, говорения и письма.

Оборудование и материалы: карточки с цифрами, со словами; картинки с изображением предметов школьного обихода; компьютер; учебник Spotlight 3 класс.

Ход урока:

Организационный момент

Good morning, children!

Glad to set you!

Sit down!

How are you?

I’m glad that you! (1 мин)

Повторение лексики по теме

Look at the blackboard. Put the word in the right place.

Учитель пишет заголовки двух колонок на доске: первая - school, вторая - one. Далее он произносит слова, из лексики предыдущего урока (pen, pencil, ruler и т.д. и числительные от 1 до 20), а учащиеся выходят к доске один за другим и вписывают их в соответствующую колонку. Учитель спрашивает у класса, правильно ли выполнено задание (7 мин).

Повторение цифр

Let’s refresh our memory with a song about count (5 мин).

Учитель включает запись песни из урока 1b One, two, three, four… и предлагает детям спеть ее.

Повторение лексики по теме «Цвета»

1) Let’s refresh our memory with a song about COLOURS

I have white

I have red

I have brown

I have black

I have grey

I have green

I have blue

Ученикам нужно разложить цветные карточки в том порядке, в котором названия

цветов звучат в песне

2) Teacher: What’s this?

Pupil: It’s a brown pen (white pencil, green book, yellow pencil case, grey ruler, blue rubber и т.д.) (6 мин)

Динамическая пауза

Let’s rest!

Hands up

Hands down

Hands on the hips

Sit down!

Hands up

Hands on the sides

Bend left, bend right

One, two, three – hop

One, two, three – stop (3 мин)

Hands down

Sit down! (Упражнение 5: «иноязычная физкультминутка»).

Работа с учебником

Open your books at p. 23. Ex. 5

Read the text.

Write the names of the school subjects.

Ученики выписывают название школьных предметов.

Учитель несколько раз проговаривает название этих предметов.

Ученики пробуют повторить, копируя произношение и интонации (упражнение 1: «имитация») (5 мин).

Введение новой лексики

Ребята получают карточки с изображением (глобус, мяч, ноты, краски и т. д.). На обратной стороне карточек написаны названия соответствующих школьных предметов. Дается установка после произнесенного учителем названия предмета на русском языке вспомнить его английское значение, не заглядывая в карточки. Когда же произносится название на английском языке, его нужно повторить про себя, одновременно глядя на карточки.

Затем учитель следующим образом читает слова: название на русском языке  –

тише, быстрее, монотоннее; название на иностранном  –  громче, взволнованней,

эмоциональней (упражнение 3: «активный сеанс») (7 мин)

Устная речь

Teacher: What is your favourite subject?

Pupil: I like ……

I don’t like ……. (работа по цепочке) (5 мин)

Подведение итогов урока

Now our lesson comes to the end. Write down your homework. Thank you for your excellent work at the lesson! Well done! (1 мин)

С момента  появления интенсивных методов изучения иностранных языков и до настоящего времени обсуждается потенциал и целесообразность их использования в обычной школе. Интенсивные методы занимают определенное место на каждом этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе: на начальном, среднем, старшем этапах.

Практическое применение комплекса упражнений, который содержит элементы интенсивной методики, выявляет повышение эффективности обучения, что обусловлено активизацией сферы подсознательного наравне с сознательным, кроме того, отмечается возросший уровень  запоминания лексики и повышение мотивации к изучению иностранного языка. Многообразие типов упражнений, аудиовизуальные возможности обеспечивают повышение эмоционального настроя, желания продуктивной работы и создают дружескую атмосферу на протяжении всего  урока. Двигательная и речевая вовлеченность всех участников образовательного процесса делает урок более оживленным, способствует снятию напряженности в учебном процессе и эмоциональной разрядке.

Обучающиеся настроены вести себя более открыто, замечается активность и желание включаться в общую коммуникативную деятельность. Со стороны более способных детей отслеживается желание помочь, разъяснить, подсказать своим товарищам.

Без всякого сомнения, главной задачей интенсивного обучения является повышение уровня иностранного языка, но вместе с тем оно  направлено на комплексное развитие личности учащегося, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных ее сторон.

Интенсивные методы обучения обладают как достоинствами,  так и недостатками. К безусловным преимуществам можно отнести достижение поставленных целей обучения: возможность овладения языком в действительно короткие сроки, по сравнению с традиционным обучением. Однако недостаточная изученность и относительная новизна вызывают трудности с повсеместным внедрением интенсивных методов, в следствие чего, сами методы подвергается критике. Методы интенсивного обучения пока еще невозможно перенести

непосредственно в школу. Компоненты интенсивной методики используются наиболее эффективно в качестве дополняющих и совершенствующих традиционное обучение элементов, а также, при изучении второго иностранного языка, на различных факультативах, языковых спецкурсах.

Использование интенсивных методов обучения иностранным языкам достаточно нескучный и результативный способ образования. Изучение языка в неофициальной и непринуждённой обстановке, выполнение заданий, предмет и форма которых представляют подлинный интерес для обучающихся, способствует развитию интереса обучающихся к освоению языка. В конце концов, сегодня существует множество методов обучения иностранному языку. Каждый метод обладает как достоинствами, так и недостатками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные интенсивные методы обучения английскому языку Учитель английского языка 1 квалификационной категории МБОУ Чепчуговская СОШ Бакиева Резеда Раисовна

Слайд 2

Интенсивные методы обучения -совокупность методов обучения иностранному языку. К таким методам относятся: эмоционально-смысловой метод, метод ускоренного обучения, метод активизации резервных способностей обучаемого , ритмопедия , метод погружения, экспресс-метод, курс речевого поведения.

Слайд 3

1. Имитация - Look at me! -Listen to me! -Repeat after me!

Слайд 4

Can, can you dance Like I can? Can you sing like I can? Can you run And can you jump Like me? Can, can you walk Like I can? Can you talk like I can? Can you swim And can you climb Like me? 2. Рифмовки

Слайд 5

Come on, everybody, Stand up, stand! Stamp your feet And clap your hands! Come on, everybody, Sit down, sit! Clap your hands And stamp your feet! 6. Релаксопедия 3. Активный сеанс 4. Смена имен 5. Иноязычная физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку»

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доклад на тему: « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку» Курсы пов...

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Интенсивные методы обучения иностранным языкам

В дидактике методы обучения трактуют как способы работы учителя с учащимися. В связи с этим их названия предполагаются в такой форме: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с...

Интенсивный курс обучения английскому языку

Интенсивный курс обучения английскому языку...

Интенсивный метод обучения иностранным языкам в школе

Интенсивный метод обучения иностранным языкам в школе...

Интенсивные формы обучения английскому языку как средство развития творческих способностей учащихся»

В своём выступлении делюсь опытом работы по развитию творческих способностей учащихся основной школы по английскому языку посредством интенсивных форм обучения....

Современные методы обучения английскому языку

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.С появле...