Техники и технологии запоминания при изучении иностранного языка
статья по английскому языку

Гордеева  Екатерина Николаевна

рассмотрены техники и технологии запиминания при изучении иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техники и технологии  запоминания при изучении иностранного языка. 

        Новые информационные технологии, педагогическая технология, самостоятельная работа, языковые социальные сети. В последние годы в педагогическом образовании происходят большие изменения, которые охватывают практически все стороны учебного процесса. Всё чаще поднимается вопрос о применении современных педагогических технологий в обучении иностранным языкам. Появляются новые методы и формы обучения, которые, в свою очередь, представляют не только различные технологии средства обмена и передачи информации, с помощью которых осуществляется учебный процесс, но и одну большую систему методов обучения, направленных на развитие коммуникативных знаний учащихся, улучшение навыков речи. Основная задача иностранного языка состоит в обучении практическому овладению иностранным языком, в формировании базисных знаний, то есть способности осуществлять иноязычное и интернациональное общение с носителями языка. Поиск новых педагогических технологий связан с нехваткой у учащихся мотивации к изучению иностранного языка. Очень часто положительная мотивация отсутствует, так как при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей. Опыт работы показывает, что использование различных, современных, свежих источников и средств провоцирует у слушателей интерес, повышает их мотивацию к учебе. Педагогическая технология – это совокупность приемов, область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление 39 которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.         Применение современных педагогических технологий в процессе обучения иностранным языкам позволяет воспроизводить учебные ситуации, помогает дополнять традиционные методы обучения, способствует формированию основополагающих навыков иноязычного общения от осознания возможности выражать мысль на другом языке до самостоятельного решения коммуникативных задач, повышает желание, интерес учащихся к учёбе, заставляет по-новому взглянуть на изучаемые предметы, раскрывая, таким образом, их творческие и интеллектуальные возможности, таланты [4]. В настоящее время понятие «СМАРТ» является главным назначением развития образовательных систем. Основным источником знаний является электронный, образовательный интернет-контент, технологическими операциями являются обеспечение обратной связи учителей и учащихся, обмен знаниями между ними. Смарт образование – это концепция, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах.

        СМАРТ-образование способно обеспечить высокий уровень обучения, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира, позволит молодым людям приспосабливаться в условиях быстроменяющейся, неустойчивой среды, обеспечит переход от книжного контента к активному с помощью единого общего хранилища учебных материалов при наличии аналитической системы поиска. Качество учебных материалов в хранилище должно постоянно контролироваться за счет внедрения различных материалов и работать в единой связке с системами управления учебным процессом. Рассматривая актуальные, инновационные технологии, следует подробнее остановиться на теме использования Интернет-ресурсов в обучении иностранного языка. Возможности использования онлайн-ресурсов громадны. С помощью веб-ресурсов можно осуществлять следующие задачи:

∙ включать материалы сети в содержание урока;

 ∙ осуществлять самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;

∙ организовать и развивать умения и навыки чтения, используя материалы из сети любой степени сложности;

∙ улучшать навыки аудирования на основе звуковых текстов сети онлайн-ресурсов;

∙ пополнять словарный запас лексикой, сокращениями современного иностранного языка;

 ∙ изучать культуру того или иного языка.

         В настоящий момент существует большое количество сайтов, посвященных самостоятельному изучению иностранных языков. На таких сайтах 40 можно найти готовые уроки преподавателей иностранных языков, упражнения, аудиозаписи, непонятные для учащегося грамматические пояснения. Так, например, преподаватель немецкого языка в ЧГПУ им И.Я. Яковлева М. Г. Алексеева в своей работе со студентами активно использует сайт «die deutsche Welle». Как правило, этот сайт очень полезен в самостоятельной работе. Он представляет собой бесплатный курс немецкого языка, который подходит как для начинающих, так и для продвинутых пользователей. Сайт предлагает большой выбор аудиотекстов, видеороликов, имеющих разные уровни сложности. Данным материалом могут пользоваться на своих уроках и школьные учителя немецкого языка. Преимущество сайта в том, что он прост и удобен в работе, поэтому является одной из лучших платформ для изучения языка. Чтобы заинтересовать слушателя, здесь предлагаются знаменитые ток-шоу, музыкальные клипы, забавные ролики со скрытым смыслом, новости, увлекательные диалоги и т. п. С помощью упражнений, которые также имеются на этом сайте, можно проверить свои знания по грамматике и лексике немецкого языка, выявить свои слабые стороны. Хочется привести пример работы с аудиотекстами с сайта «die deutsche Welle», на который мы входим достаточно часто для выполнения различных заданий по немецкому языку. Запись многих текстов длится всего 2 минуты и это способствует тому, что слушатель не устает за это время, внимание его не рассеивается и не пропадает интерес. Одна из тем называется «Viele Köche verderben den Brei». Это немецкая пословица, которая переводится на русский как «У семи нянек дитя без глазу». В начале записи автор расписывает в нескольких предложениях смысл пословицы. Например, он говорит: «Alleine arbeitet man manchmal am besten. Denn wenn viele Menschen mit unterschiedlichen Meinungen und Methoden zusammen etwas machen wollen, kann das zu Schwierigkeiten führen». Сначала работа проводится в индивидуальной форме. Каждый слушает самостоятельно. Так как показывает опыт, при коллективном прослушивании возникают различные трудности. После этого автор начинает рассказ. При прослушивание обучающиеся делает пометки. Запись разрешается слушать 2-3 раза. При первом прослушивании необходимо обратить внимание на скорость речи диктора, его интонацию, постараться понять общий смысл текста. При втором прослушивании записывают: «Кто? Где? Когда? Что сделал?». В случае, если текст оказался сложным или речь диктора очень быстрая, то рекомендуется слушать три раза. После этого преподаватель задает вопросы типа – «richtig oder falsch», чтобы узнать насколько хорошо обучающиеся поняли текст. Далее выполняется работа в парах. Ученики должны пересказать текст своему собеседнику, задавать и отвечать на вопросы по содержанию. Таким образом, формируется умение работать в парах, что способствует развитию диалогической речи. Но на этом сайте есть и длинные аудиозаписи от 11 до 19 минут, которые лучше всего слушать во внеаудиторное время, например, дома. Работа во внеаудиторное время формирует навык самостоятельной работы.  Например, по теме «Lernen an der Universität» текст длится 9 минут и речь диктора в данном аудиотексте очень быстрая. Но тема очень полезная и имеет практическую ценность для школьников и студентов, потому что диктор дает советы по учебе: «Как подготовиться к экзаменам?», «Как пользоваться электронной библиотекой?», «Откуда искать материал?» и т. п. Так как учащиеся обычно выполняют эту работу дома, они могут слушать тексты много раз до тех пор, пока не поймут и не извлекут необходимую информацию. Обычно каждый получает индивидуальное задание для проверки понимания после прослушивания. Задания могут быть такого рода как, подготовить частные вопросы, правильные и неправильные высказывания, распечатать текст с ошибками или же текст с пропусками, поэтому ученик должен слушать аудиотекст внимательно и записывать каждое слово, чтобы не пропустить важное. Преимущество работы с «die deutsche Welle» в том, что преподаватель может чередовать аудиотексты от легких до сложных. Например, в течение недели слушают нетрудные и достаточно короткие тексты, длящиеся 1-2 минуты, а перед выходными дать запись среднего уровня, чтобы у ученика было достаточно времени прослушать длинный материал и записать самые важные моменты, чтобы после выходных на занятиях обсудить их с преподавателем. 30 лет назад, невозможно было представить, что можно слушать носителя языка в режиме реального времени, но сегодня благодаря новым инновационным технологиям нам предоставлена эта возможность, что делает изучение иностранного языка в разы проще и намного интереснее. Таким образом, в настоящее время невозможно представить учебный процесс без использования инновационных педагогических технологий. Такого рода технологии прочно обосновываются в современной системе образования. На сегодняшний день преподаватель иностранного языка имеет массу возможностей, которая помогает проводить свои занятия интереснее, познавательнее. Эти возможности способствуют более активной деятельности учащихся. По сравнению с традиционным методом обучения, новые внедрения в обучение неизбежно меняют роль педагога. Ее задачей становится – увеличение самостоятельной работы учащихся, поддержка в развитие личности. Такое обучение позволяет повысить мотивацию к обучению, значительно повышает интерес к учёбе, а также даёт хорошие результаты по формированию коммуникативных навыков по сравнению с традиционной методикой.

ЛИТЕРАТУРА 1. Назарова Н. Б., Мохова О. Л. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. 2. Применение SMART-технологий в образовательном процессе «Образование без границ». МБОУ «СОШ №1». 2015. 20 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://infourok.ru/primenenie-smarttehnologii-v-obrazovatelnom-processe-mobu-soshobrazovanie-bez-granic-540134.html 3. Саркисян А. В. Использование Интернет-ресурсов на уроке иностранного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://nsportal.ru/shkola/inostrannye42 yazyki/library/2016/02/23/ispolzovanie-internet-resursov-na-uroke-inostrannogo 4. Кизлякова Е. С. Внедрение новейших информационных технологий в обучении иностранным языкам. С.-П., 2010. 11 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Интерактивные технологии Mimio в изучении иностранного языка

Тип урока – урок закрепления изучаемого материала:   закрепление знаний по теме местоимения и глагол to be  настоящем регулярном времени.Цели урока – формирование умений ино...

Использование инфокоммуникационных технологий в процессе изучения иностранных языков

Интенсификация учебного процесса и реализация идей развивающего обучения возможны благодаря применению в учебном процессе инфокоммуникационных технологий и психолого-педагогических разработок.Основным...