Эффективные методы изучения лексики на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку

Альбина Андреевна Черняева

Материал содержит описание эффективных методов изучения лексики на уроках иностранного языка. Материал подкреплен примерами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodischeskiy_seminar.docx18.07 КБ
Файл metodicheskiy_seminar_1.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Изучение лексики на уроках иностранного языка».

Добрый день, уважаемые члены жюри! Меня зовут Черняева Альбина Андреевна. Сегодня мне бы хотелось представить вашему вниманию мой методический семинар на тему: «Изучение лексики на уроках иностранного языка».

В течение своей педагогической деятельности я ищу решение одной из наиболее важных проблем в изучении иностранных языков. Это проблема сложности одновременного изучения двух иностранных языков в общеобразовательной школе. Учащиеся сталкиваются с многочисленными трудностями при изучении первого иностранного языка, английского, а теперь, обязательным станет изучение и второго иностранного языка в школе.

По моему мнению, самой основной трудностью, с которой встречаются учащиеся в изучении языков, - это работа с лексикой и запоминание новых слов. Если грамматическое правило можно выучить и запомнить, то с лексикой приходится сложнее. Мало просто «вызубрить» новые слова, нужно научиться применять их на практике и включить их в так называемый активный словарный запас («active vocabulary»). Как показывает моя педагогическая практика, сделать это совсем не просто. В рамках данного методического семинара я предлагаю рассмотреть эффективные методы изучения лексики на уроках иностранного языка, которые я использую в своей педагогической деятельности.

Таким образом, чтобы добиться эффективного изучения и запоминания лексических единиц среди своих учеников, я применяю следующие методы работы с лексикой:

  1. A student-centered approach – подход, ориентированный на учащихся. Такой подход подразумевает, что при изучении новой лексики по той или иной теме, вместо того, чтобы просто раздать или озвучить ученикам значение слов, эффективнее будет позволить ученикам поработать с этими словами, и самим установить их значение. Для этого могут быть использованы упражнения на установление соответствия (matching exercise); просмотр видео или прослушивание аудио с использованием этих слов; введение слов через картинки.
  2. Teaching vocabulary in CONTEXT. Смысл этого метода заключается в том, чтобы представлять новую лексику в предложениях, которые помогают подчеркнуть и объяснить значение вводимого слова.

Example: «After the wedding, they went to the Caribbean on their honeymoon».

Данный пример иллюстрирует как из контекста можно понять значение слова.

  1. Meaning is not enough. Для того, чтобы использовать слово, просто значения, перевода недостаточно. Учащийся должен знать, например, с какими предлогами используется слово, значить синонимы/антонимы, произношение и написание для того, чтобы применять лексическую единицу правильно и всесторонне.
  2. Using a vocabulary box. Метод «словарной коробки», на мой взгляд, очень эффективен. Сейчас я расскажу, как это должно быть организовано и с помощью каких activities эта коробка применяется на уроках.

Необходимо завести коробку и в каждом классе назначить за нее ответственного (the scribe, ответственные могут меняться). Ответственный ученик или группа учеников будут подготавливать словарные карточки по теме и отправлять их в коробку. Важно, что карточки должны содержать не просто само слово и его перевод, но и relevant features (word stress, word class, collocations, synonyms, antonyms, etc), актуальные особенности слова (ударение, часть речи, словосочетания, синонимы/антонимы и т.д.

Более того, нужно регулярно просматривать коробку, так как она очень быстро наполняется, или некоторые слова могут потеряться, или, возможно, вы захотите в ней что-то дополнить.

Также словарная коробка должна иметь open access – открытый доступ, чтобы ученики могли ее использовать в любое время, когда она нужна, например, при подготовке к уроку на перемене.

  1. Group activities and games with Vocabulary Box. Теперь мне хотелось бы остановиться на играх и разновидностях речевых упражнений, которые можно применять для практики лексики с использованием словарной коробки.
  • Mingle swap – каждый ученик получает карточку из коробки и описывает слово с карточки, не показывая его другому ученику, который должен угадать, какое слово из активной лексики описывает первый. Когда оба угадали слова, они меняются карточками и ищут других игроков. Данная игра позволяет запоминать значение слов и развивать устную речь, так как задача учеников – объяснить слово, используя уже имеющийся словарный запас.
  • Chain story – каждый ученик в классе (или небольшой группе) получает карточку с любым словом из коробки (слова по одной теме). Задача учеников – придумать историю всей группой или классом, используя слова, полученные на карточках. Один ученик – одно предложение со словом с карточки. Должна получится логичная история с началом и концом. Упражнение тренирует способность применять лексику в неподготовленной речи.
  • Hot Seat – один ученик сидит спиной к доске, на которой написано загаданное слово. Остальные ученики описывают слово, не называя его. Задача первого – с помощью объяснений одноклассников угадать слово. Это также может быть представлено в виде соревнования между двумя командами (2 ученика, каждая из команд объясняет слово своему участнику, кто быстрее угадал – тот и выиграл). Можно угадывать как одно и то же слово, так и разные слова.
  • Positive/Negative – для более продвинутого уровня. Один ученик берет карточку из словарной коробки и должен объяснить, позитивные стороны этой вещи или явления. Следующий ученик объясняет негативные.
  • Worksheets – учащиеся могут быть поделены на группы, каждая группа получает набор карточек из словарной коробки. Задача каждой группы – придумать определенное задание с этими словами для противоположной группы (это могут быть кроссворд, тест на спеллинг, упражнение на сопоставление и т.д.). Упражнение позволяет еще раз закрепить употребление лексики, а также протестировать способности учащихся в разработке каких-либо заданий.  

По моему мнению, выше перечисленные методы работы с лексикой могут быть очень полезны и эффективны в применении на уроках иностранного языка. Такие методы помогают учащимся лучше усваивать лексический материал, и я могу сравнить результаты успеваемости и уровня качества учащихся, с которыми я применяла данные методы и учащихся, с которыми применялись самые простые методы изучения лексики. Как мы видим, применение данных методов показывает положительную динамику, и подтверждает эффективность использования предложенных методов на уроках иностранного языка.

Во второй части методического семинара я бы хотела также сказать о том, что, на мой взгляд, ключом к успешному изучению иностранных языков является любовь к ним. В своем эссе я представила 5 способов полюбить иностранный язык. Эти способы я стараюсь передать своим ученикам, чтобы привить им любовь к языкам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Эффективные методы изучения лексики на уроках иностранного языка» Черняева Альбина Андреевна Учитель английского и французского языков МАОУ СШ №1

Слайд 2

Изучение 2 иностранных языков в школе Трудности в изучении лексики и запоминании новых слов

Слайд 3

Active vocabulary – активный словарный запас – набор слов, которые учащиеся способны использовать свободно при коммуникации иностранном языке.

Слайд 4

Методы изучения лексики на уроках иностранного языка A student - centered approach

Слайд 5

Методы изучения лексики на уроках иностранного языка Teaching vocabulary in CONTEXT Example : «After the wedding, they went to the Caribbean on their honeymoon ».

Слайд 6

Методы изучения лексики на уроках иностранного языка Word Pronunciation ( произношение) Synonyms/Antonyms Синонимы/Антонимы Prepositions ( предлоги) Collocations ( словосочетания)

Слайд 7

Методы изучения лексики на уроках иностранного языка Using a vocabulary box – метод словарной коробки.

Слайд 8

Примеры словарных карточек

Слайд 9

Group activities and games with Vocabulary Box Игры и занятия со словарной коробкой Mingle Swap – ссылка на видео из zoom Hot Seat – ссылка на видео с 9 классом

Слайд 10

Group activities and games with Vocabulary Box Игры и занятия со словарной коробкой

Слайд 11

Результаты применения данных методов изучения лексики

Слайд 12

Школьник по лестнице Я знаю как запомнить слова по теме Я знаю, как применять слова по теме Я могу свободно использовать эти слова при коммуникации Я чувствую себя более уверенно Я люблю английский язык Ученик

Слайд 13

Я знаю как запомнить слова по теме Я знаю, как применять слова по теме Я могу свободно использовать эти слова при коммуникации Я чувствую себя более уверенно Я люблю английский язык

Слайд 14

Я знаю как запомнить слова по теме Я знаю, как применять слова по теме Я могу свободно использовать эти слова при коммуникации Я чувствую себя более уверенно Я люблю английский язык

Слайд 15

Я знаю как запомнить слова по теме Я знаю, как применять слова по теме Я могу свободно использовать эти слова при коммуникации Я чувствую себя более уверенно Я люблю английский язык

Слайд 16

Я знаю как запомнить слова по теме Я знаю, как применять слова по теме Я могу свободно использовать эти слова при коммуникации Я чувствую себя более уверенно Я люблю английский язык

Слайд 17

Я знаю как запомнить слова по теме Я знаю, как применять слова по теме Я могу свободно использовать эти слова при коммуникации Я чувствую себя более уверенно Я люблю английский язык

Слайд 18

Спасибо за внимание! Thank you for attention! Merci pour votre attention!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над лексикой на уроках иностранного языка.

Работа над лексикой способствует развитию языковой наблюдательности, что важно для общей культуры школьников, для владения иностранным и родным языком....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках англ...

Приемы эффективного запоминания лексики на уроке иностранных языков

Данное сообщение посвещено актуальному вопросу об эффективном запоминании лексики на уроках иностранного языка....

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка

Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса английского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной деят...

Доклад "Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"

quot;Использование метода фонетических ассоциаций для изучения лексики на уроках английского языка"...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Повышение мотивации к изучению лексики является неотъемлемой составляющей в процессе изучения иностранного языка в средних профессиональных образовательных организациях.  Обучающиеся теряют интер...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики. Цель выбранных приемов и методов состоит в максимальной резу...