Статья :"Работа с одаренными детьми на уроках английского языка"
статья по английскому языку

Сколота Людмила Раимовна

 «Если звёзды зажигают – значит - 

это кому-нибудь нужно…»

В.В.Маяковский.

«К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...». Талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос.

Талантливые люди – главное богатство общества. Работа с одаренными и талантливыми детьми является одним из основных направлений в образовании РФ.

Одаренные дети- это особенные дети, которые требуют больше внимания и понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_odarennymi.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

на уроках английского языка

«Если звёзды зажигают – значит -  

это кому-нибудь нужно…»

В.В.Маяковский.

«К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...». Талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Работа с одаренными и детьми является одним из основных направлений в образовании РФ.

Одаренные дети- это особенные дети, которые требуют больше внимания и понимания.

Выявлению успешных детей способствует тот факт, что иностранный язык дети начинают изучать со второго класса в общеобразовательных школах. А в нашей школе успешно работают курсы подготовки к школе  «Малышок», где дети, готовясь к поступлению в первый класс, наряду с математикой и письмом уже приобретают первые знания английского языка. Так же существуют языковые  кружки, которые дети могут посещать с первого класса.

Во втором классе, когда дети начинают изучать английский язык, уже есть возможность выявить способных учеников, которые любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. 

 На своих уроках я стараюсь реализовать принцип разноуровневого обучения. Для этого осуществляется деление учащихся на группы, это позволяет разнообразить формы взаимодействия педагога с учениками при работе в относительно маленьком коллективе, с учетом их интересов, склонностей и способностей.

Особенно отмечу важность индивидуальных занятий-консультаций и внеклассную проектную деятельность по предмету.

Для того чтобы работа с одаренными детьми была более эффективной, нужно привести ее в систему, составить план работы.

Я стала включать в учебную деятельность задания повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского характера, начала организовывать индивидуальную работу с одарёнными детьми. Значительную роль играет  подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различных  уровней.

Необходимо организовать работу с одаренными детьми на всех этапах обучения начальной, средней и старшей школе.

Начальная школа:

- развитие интереса к изучению английского языка;

- привлечение учащихся к творческой деятельности (художественная самодеятельность – стихи, песни, сценки; творческие задания - изготовление открыток, приглашений и т.д.

Средняя школа и старшая шокла:

- использование проблемного метода метод обучения (дети формулируют проблему и сами ее решают);

- использование метода проектов.

Проектная работа предполагает использование исследовательских методов : определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», «кейс », « CLIL»,творческих отчетов, защиты проектов и т.п.). Работа над проектом действительно помогает учащимся мыслить, а это суть развивающего личностно-ориентированного обучения.

В начальном и среднем звене обучения в школе закладываются основы исследовательской деятельности, и самым, на мой взгляд, удачным инструментом здесь является практико-ориентированный проект. Конечным продуктом такого творческого проекта могут быть справочники, иллюстрации, квизы и кроссворды.

Именно метод проектов подтолкнул меня к развитию у учащихся навыков и умений исследовательской деятельности, которой мне бы хотелось отвести отдельное место в своей работе.

Немаловажную роль в исследовательской деятельности играет познавательный характер материала, который должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Этого можно достигнуть путём сообщения нового об известном. Например, в 5-ом классе учащиеся только называют самые большие города Британии, в 6-ом они могут назвать некоторые их  достопримечательности, в 7-ом уже могут сказать, когда был основан город и чем он знаменит и т.д..

Вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность способствует использование игровых упражнений, которые позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, формирования  разных типов высказываний (описания, сообщения, информации, выражения мнения, согласия и т.д.).

Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем “скрытой” от нас информации. 

Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;  

- развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

- сформировать чувство ответственности за порученное дело;

- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;

- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Ученик, занимающийся исследовательской деятельностью, должен обладать определенными компетентностями:

 1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2 Умение критически осмысливать материал, представленный в книге  т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.

Как правило, свои исследовательские работы мои ученики представляют на научно-практических конференциях различного уровня: школьный, муниципальный уровень.

Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать идеи и критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы – в общем, выполнять всевозможные мыслительные операции.

В научно-исследовательской деятельности следует сделать акцент на поиске личностно необходимых новых знаний.

Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребенок должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим. Обязательно вовлекать одаренных учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.

К результатам моей работы с одаренными можно отнести призовые места  в конкурсах и олимпиадах (как очных так и дистанционных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Презентация к статье "Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Презентация к статье "Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка"...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...