Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа по английскому языку

Мананникова Наталья Николаевна

   Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.       

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем.                  Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и  воспроизводит условия для учения одаренного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.plan_.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

им. Героя Советского Союза Русанова М.Г., с. Варны

Утверждаю приказ №                                                                                                

Директор МОУ СОШ №1                                    

_________/Завалищин В.В./                                                        

           

Программа    работы с одарёнными детьми

на уроках английского  языка

и внеурочной деятельности на

2017-2021 учебный год

                                                   Составила: Мананникова Н.Н.

                                                                                      учитель английского языка

                                   

Пояснительная записка.

   Программа работы с одарёнными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одарённых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.        

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в работе с одарёнными детьми, развитие непрерывного углублённого обучения творческих школьников, изменение массовых способов обучения в пользу интеллектуально ориентированных учебных систем.                  Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и  воспроизводит условия для учения одаренного ребенка.

   Выявление способных детей, работа с ними, система поддержки таких детей, создание условий для оптимального  развития  детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся. А также  одаренных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей -  главные  направления работы  школы.            

    Содержание понятия «одаренный ребенок». 

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
    • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Кто такой одаренный ребенок? Это ребенок, который обладает:

  •  отличной памятью,
  •  высоким уровнем мышления и интеллекта,
  •  хорошо развитой речью и хорошим произношением
  • большим словарным запасом.
  • широким кругозором

   Одаренный ребенок отличается:

  • любознательностью и наблюдательностью;
  • способностью сосредоточиться на нескольких видах деятельности;
  • быстро схватывает новый материал;
  • самостоятельно достигает поставленной цели;
  • легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями;
  • выполняет задания повышенной трудности;
  •  умеет искать, анализировать, обобщать;
  • неприязнью к традиционным методам обучения.

   Одаренные дети:

-   имеют более высокие интеллектуальные способности по сравнению с

    другими учащимися, восприимчивость к учению, творческие возможности    

    и проявления;

-   имеют доминирующую активную познавательную потребность;

-   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Цель данной программы : создание благоприятной образовательной среды, которая позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал одаренных детей, поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, развить интерес  к предмету.

Задачи:

  • Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  • Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития и укрепления здоровья одаренных детей;
  • Стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
  • -  отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • - расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

     Принципы реализации программы :

  • гуманизм;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • системность
  • комфортность
  • добровольность

Реализация мероприятий программы позволит:

  • создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к ученику и его развитию;
  • создать возможности для проявления одарённости и таланта;
  • обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня;
  •  подготовить лучших учащихся к городским, окружным, всероссийским конкурсам, олимпиадам. 

                      Этапы реализации программы:

Этап

Мероприятия

Организация

1 этап: диагностико - прогностический, методологический

Мониторинг  

Создание:

  • банка данных по   детям с высоким уровнем обученности;
  • банка текстов, заданий, олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
  • портфолио ученика;
  • рекомендаций по работе с  детьми с высоким уровнем обученности.

Организация:

  • системы дополнительных занятий;  
  • внеклассной работы по предмету;
  • деятельности научного общества.

Анкетирование учащихся по

методике «Карта одаренности»

(А.И.Савенкова)

Выявление детей по следующим видам одаренности:

интеллектуальная, академическая,

техническая. Тест «Есть ли у вас склонность к языкам?»

Формирование групп.

2 этап: деятельностный

  • Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  • Внедрение метода проектов.
  • Учет индивидуальных достижений.  
  • Переход на систему портфолио.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

Организация в школе олимпиад и конкурсов по английскому языку;

организация участия учащихся в дистанционных олимпиадах;

организация сотрудничества учащихся с вузами, колледжами;

участие учащихся в научно- исследовательских конференциях.

3 этап: констатирующий

Создание банка педагогического опыта в работе с  детьми с высоким уровнем обученности.

Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Организация конкурса портфолио учащихся.

Организация награждения учащихся.

Проведение рефлексии.

  Функции учителя английского языка:

  -  Выявление одарённых детей.

  -  Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

 -  Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  -  Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, районного и областного уровня.

  -  Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

  -  Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

  -  Предоставление необходимой информации классным руководителям.

 Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.

1.​ Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства  чтением, подготовкой докладов, рефератов, сочинений на английском языке , работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и  экзаменам.

2.​ Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.

3.​ Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели английского языка, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • работа по индивидуальным образовательным маршрутам;
  • научно-практические конференции;
  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • работа в парах, малых группах;
  • участие в международных конкурсах;
  • участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;
  • организация исследовательской деятельности учащихся;
  • творческие задания, проекты.

     Для успешного  развития одаренности учащихся применяю следующие технологии: 

1) личностно-ориентированное обучение;  

2) информационно – коммуникационные технологии;  

3) технология исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

5) проектная

6) игровые

7) элементы технологии «развитие критического мышления»

                                       Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

  • совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
  • расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
  • личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
  • укрепление сотрудничества родителей с учителем английского языка.

Формы работы с родителями

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Творческие отчеты;
  • Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
  • Выполнение рекомендаций литературы.
  • Консультирование учащихся вместе с родителями.

Планируемые  результаты:

К числу планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов можно отнести:

  • обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;
  • обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
  • введение знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);
  • приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.

План работы с одарёнными детьми на 2017-2018 учебный год

              Мероприятие

       Сроки

 Результат работы

1.

Выявление одаренных детей

  сентябрь

анкетирование

2.

 Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне

 

В течение  года

Составление расписания

3.

Организация  индивидуальной работы с одаренными детьми

       сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

Проектная деятельность

В течение года

Проект

4.

Организация и проведение школьных олимпиад

сентябрь-октябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку

   октябрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских  конкурсах

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели        

апрель

Викторины, праздники, инсценировки

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми.

В течение  года

9.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка

В течение года

     Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми .

Подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

Элективные курсы и консультации

10.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

Тренажеры

11.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В течение года

12.

Анализ и корректировка результативности

В конце года

План работы

План работы с одарёнными детьми на 2018-2019 учебный год

              Мероприятие

       Сроки

 Результат работы

1.

Выявление одаренных детей

  сентябрь

анкетирование

2.

 Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне

 

В течение  года

Составление расписания

3.

Организация  индивидуальной работы с одаренными детьми

       сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

Проектная деятельность

В течение года

Проект

4.

Организация и проведение школьных олимпиад

сентябрь-октябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку

   октябрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских  конкурсах

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели        

апрель

Викторины, праздники, инсценировки

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми.

В течение  года

9.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка

В течение года

     Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми .

Подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

Элективные курсы и консультации

10.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

Тренажеры

11.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В течение года

12.

Анализ и корректировка результативности

В конце года

План работы

                 План работы с одарёнными детьми на 2019-2020 учебный год

              Мероприятие

       Сроки

 Результат работы

1.

Выявление одаренных детей

  сентябрь

анкетирование

2.

 Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне

 

В течение  года

Составление расписания

3.

Организация  индивидуальной работы с одаренными детьми

       сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

Проектная деятельность

В течение года

Проект

4.

Организация и проведение школьных олимпиад

сентябрь-октябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку

   октябрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских  конкурсах

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели        

апрель

Викторины, праздники, инсценировки

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми.

В течение  года

9.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка

В течение года

     Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми .

Подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

Элективные курсы и консультации

10.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

Тренажеры

11.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В течение года

12.

Анализ и корректировка результативности

В конце года

План работы

План работы с одарёнными детьми на 2020-2021 учебный год

              Мероприятие

       Сроки

 Результат работы

1.

Выявление одаренных детей

  сентябрь

анкетирование

2.

 Выбор конкурсов для участия на всероссийском уровне

 

В течение  года

Составление расписания

3.

Организация  индивидуальной работы с одаренными детьми

       сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий

Проектная деятельность

В течение года

Проект

4.

Организация и проведение школьных олимпиад

сентябрь-октябрь

Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий

5.

Участие в муниципальной олимпиаде по английскому языку

   октябрь

Самостоятельная работа с  литературой по  предмету, консультации учителя

6.

Подготовка учащихся к участию в школьных, районных и всероссийских  конкурсах

В течение  года

Индивидуальная работа

7.

Проведение предметной  недели        

апрель

Викторины, праздники, инсценировки

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми.

В течение  года

9.

Индивидуальные консультации по сложным вопросам грамматики и других аспектов английского языка

В течение года

     Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми .

Подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ

В течение года

Элективные курсы и консультации

10.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

Тренажеры

11.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

В течение года

12.

Анализ и корректировка результативности

В конце года

План работы

Формы контроля и мониторинга результативности:

В обучении

В воспитании

В развитии

Результаты участия в олимпиадах, конкурсах.

Портфолио достижений школьника.

Индивидуальный образовательный план одаренного ребенка. Это документ образовательной деятельности обучающегося на определенный период, который способствует обеспечению оптимального для каждого отдельного ученика образовательного процесса, включающего обучение, воспитание и развитие в конкретный период.

Приложение № 1

Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№        Качество                                                             Отметка

1         Любознательность

2        Сверхчувствитeльность к проблемам

3        Способность к прогнозированию

4        Словарный запас

5        Способность к оценке

6        Изобретательность

7        Способность рассуждать и мыслить логически

8        Настойчивость

9        Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

                                                   

Приложение 2

1.Проекты

В настоящее время в практике обучения иностранным языком в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует общеучебные  интеллектуальные  умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета.

Я широко использую метод проектов в своей практике со 5по 11 классы, естественно, с учетом возрастных особенностей.На старшей ступени обучения я провожу уроки защиты проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....