Использование технологии Артпедагогики на уроках английского языка
статья по английскому языку

Дамбаева Баярма Цыденжаповна

Предварительный просмотр:

  1. Тема опыта  «Использование  технологий артпедагогики  на уроках английского языка»

  1.  Сведения об авторе:
  • Дамбаева   Баярма  Цыденжаповна;
  • Место работы:  Загустайская СОШ  Селенгинского района Республики Бурятия;
  • Должность: Учитель английского языка;
  • Педагогический стаж: 13 лет;

  1. Условия становления опыта

       Импульсом к изучению литературы и других источников знаний, посвященных технологиям атпедагогики стало  знакомство с опытом работы учителя музыки Загустайской СОШ Мельниковой Н.А.  по  теме  «Воздействие музыки на душевное и физическое состояние человека».

       Важным фактором становления  опыта работы в данном направлении является руководство деятельностью команды  волонтеров, которая вносит весомый вклад в пропаганду здорового образа жизни на уровне школы, района и республики. Также опыт работы в данной системе отрабатывается в деятельности в качестве классного руководителя. Немаловажным условием применения технологий артпедагогики на уроках  и внеурочной деятельности являются и  собственные достижения в сфере музыкального творчества.  

  1. Теоретическая   база  опыта 

Понятие «арт-терапия» - лечение искусством, впервые появилось в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга, включая гармонические модели развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

На западе данная инновация раскрывается в трудах следующих ученых М. Кара, X. Кэдьюсона, П. Холмса, Ч. Шеффера, В. Оклендера,  Дж. Морено.

В современной отечественной науке  рассматривали данные вопросы  И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. Кипнис, А. И. Копытин, Л.С. Выготский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и другие исследователи в области психологии и педагогики. Л.Д. Лебедева, Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин и Н. М. Назарова исследуют арт-педагогику   как педагогическую инновацию.

  1. Актуальность опыта  

       

      Педагогический коллектив Загустайской СОШ стремится к тому, чтобы образовательная система школы обеспечивала всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления. Особенно актуальной проблема  формирования  общественно активной, социально - полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, детьми девиантного поведения. К сожалению, в силу многих факторов число таких детей неуклонно растет. Более того, в современных условиях, процесс обучения, воспитания и развития личности становится мало продуктивным и результативным, обнажая следующие проблемы:

-доминирование обучения над воспитанием:  итог – разорванность традиций, культуры, падение духовно – нравственной культуры личности; утрата человека культуры и возникновение человека – потребителя, человека рынка;

-падение креативности и учителя, и ребенка приводит к снижению уровня обучаемости и обученности;

- снижению качества образования.

Всё чаще у школьников стала проявляться апатия или, напротив, агрессивность и повышенная возбудимость.  Такие проявления психического состояния  обучающихся  приводят к поиску новых форм работы с детьми в целом. Поэтому передо мной как учителем, классным руководителем и руководителем волонтерской группы   стоит сложная задача - попытаться повлиять на сознание и поведение обучающихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, т.е. обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку психолого- педагогическую поддержку. Опыт работы в этом направлении показывает, что одним из эффективных путей решения данной проблемы  может стать применение  арт-педагогических методов  и технологий. Эти технологии создают условия для профилактики и коррекции  негативных эмоциональных состояний школьников, нормализации их эмоционально-волевой сферы обеспечивая как духовно-нравственное, так и физическое оздоровление  обучающихся.

  1. Новизна опыта

Новизна опыта заключается:

-  в  построении открытой  системы образования, обеспечивающей  каждому школьнику  

   собственную траекторию обучения;

 - в изменении  организации  процесса обучения учащихся;

- в рациональной организации познавательной  деятельности школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  1. Адресная направленность

 Данный опыт раскрывает использование возможностей арт-педагогических технологий в преподавании  английского языка  в рамках программы общеобразовательной школы,  адресован учителям английского языка, учителям-предметникам гуманитарного цикла, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.

 Уместно отметить, что эти методы, приемы и способы работы со школьниками в силу их результативности активно внедряются в нашей школе на уроках географии, биологии и т.д.

  1.  Технология опыта

Артпедагогика – особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства как классического, так и народного.

Она имеет единые цели с общей педагогикой: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу вместе с другими людьми, познавая окружающий мир по законам красоты и нравственности.

Объект артпедагогической науки: сфера искусства как сфера обучения, воспитания, развития, коррекции личности.

Предмет артпедагогической науки: закономерности образовательного процесса, имеющие место, когда мы используем искусство.

Объект артпедагогической практики: реальное взаимодействие участников педагогического процесса на основе совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и обучающихся.

Предмет артпедагогической практики: процесс обретения участниками педагогического процесса этического и эстетического иммунитета.

Парадигма артпедагогики  (концептуальные начала артпедагогики):

= сферы, в которых технологии артпедагогики оптимально реализуются – это духовный мир ребенка и учителя; их духовная культура;

= общие признаки артпедагогики:

  • активное использование искусства и его средств (в целокупности???) с содержанием материалов для освоения интеллектуального и духовного опыта человечества в целях образования школьников;
  •  интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого особых условий (подача материала в трех модальностях);
  • присутствие педагога рядом с ребенком в процессе их духовного общения (без чего не может эффективно усваиваться учебный материал), их совместное художественное творчество, восприятие произведений искусства и использование педагогом особых приемов, помогающих ученику более эффективно осваивать программный материал по различным дисциплинам на внутреннем, глубинном уровне.

Проблемы, которые решает артпедагогика: Технологии артпедагогики создают условия для:

  • облегчения процесса учения (в частности мыслительной деятельности) и ребенка и педагога;
  • социально-приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые естественно возникают в процессе общения педагога со школьниками;
  • получения информации для интерпретаций и диагностических заключений о воспитаннике;
  • проработки  учебного материала в интерактивном режиме с опорой на имеющийся духовный  опыт педагога и воспитанника;
  • налаживания взаимоотношений между учителем и учениками, создания самых благоприятных условий для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения;
  • развития рефлексивной культуры, чувства внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;
  • содействия сохранения целостности человеческой личности;
  • приобщения учащихся к духовной культуре человечества через единую систему ценностей педагогики, науки, искусства;
  • содействия развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства;
  •  содействия сохранению в учителе  и ученике Ребенка и встрече-диалогу Учителя-Ребенка с Учеником-Ребенком, где посредник Искусство (наряду с содержанием предмета урока);
  • вооружения педагога системой приемов, обеспечивающих школьникам радостное вхождение   в мир знаний;
  • содействия адаптации личности в социум через:

- приобщение к плодам творчества Человечества в его разных ипостасях,

- через свое собственное творчество.

         Арт-педагогика - относительно новое направление в российской педагогике, где воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

      Сущность артпедагогики определяется как "синтез искусства и педагогики, обеспечивающих вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность". На основании анализа психолого-педагогической литературы и полученных экспериментальных данных предлагается следующее определение артпедагогики.   'Артпедагогика' - самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Она имеет единые цели с общей педагогикой - помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир. Иными словами, помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.

        Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Искусство уникальным образом воздействует на человека, дает преобразующую силу его внутренним ресурсам, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.

        Артпедагогика, безусловно, имеет много общего с арттерапией, музыкотерапией,терапией на основе экспрессивных искусств и др. Термин «терапия» в переводе с латинского означает "лечение". Очевидно, что многообразие форм, методов, приемов, которое применяется в артпедагогике, имеет отношение к "лечению". С другой стороны, артпедагогика во многом реализует и психотерапевтическую функцию, помогая детям справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушения в поведении. И все же сущность артпедагогики выражается в функции воздействия на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и ее способности к социокультурной адаптации с помощью  средств искусства.

         В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют: идеи гуманизации, креативности,  интегративности  и  рефлексивности.

         Гуманизация - стержень нового педагогического мышления, основная установка которого-восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма- основополагающая для артпедагогики, она превращается в принцип деятельности артпедагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от способностей. Большинство методов и приемов артпедагогики может освоить любой учитель вне зависимости от его специализации. Личный опыт творческой деятельности с художественными материалами позволит ему по-новому взглянуть на экспрессивные возможности, снять психологическую инерцию традиционного мышления, избавиться от боязни нового, шаблонности и стереотипности своей деятельности.

          Из самой сущности креативности ясно, что творческая способность не может возникнуть в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество школьников. Лишь обеспечивая условия психологической безопасности и свободы, артпедагог способствует созидательному творчеству на основе: принятия безусловной ценности индивида; создания атмосферы, в которой отсутствует внешняя оценка; эмпатийного понимания между участниками процесса.

          Идея интегративности заложена в самой сущности артпедагогики, технологии которой обеспечивают: гармоничное сочетание всех видов и форм организации деятельности, направленной на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося, воспитание эстетического отношения к окружающему, рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию.

          Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности рассматривается ее способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию.

           Нестандартный урок на основе технологии артпедагогики включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые непросто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей; например, умению декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, изучать традиции, обычаи и культурное наследие англо-говорящих стран. При такой форме организации вся деятельность на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского.

            Концептуальные идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности артпедагога. Именно они легли в основу комплексной программы, призванной обеспечить эмоциальное благополучие школьников средствами искусства.

Наблюдения показывают, что содержание артпедагогического урока формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы урока обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания урока на духовную сферу ученика.

В практику работы в режиме артпедагогических уроков мы включаем все, что может помочь ребенку в строительстве и развитии его личности.

Для того, чтобы обрести себя, ребенку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

В соответствии с этим наши уроки строятся на принципах личностно ориентированного, творческого  образования, которое, в свою очередь, включает следующие компоненты: аксиологический,  когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.

Опыт работы свидетельствует о том, что:

Аксиологический компонент способствует введению учащихся в мир ценностей и оказывает им помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. И здесь, на наш взгляд, без искусства не обойтись.

Когнитивный компонент содержания обеспечивает школьников научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития. В этом случае искусство одухотворяет интеллектуальную деятельность ученика.

Деятельностно-творческий  компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности. При этом средства искусства способствуют интеграции разных видов человеческой деятельности.

Личностный (духовный) компонент обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию. Здесь искусство помогает ученику встретиться  с самим собой.

Определенный опыт работы убеждает в том, что личностный (духовный) компонент является системообразующим в содержании артпедагогического урока, и этим он существенно отличается от традиционного, системообразующим компонентом содержания которого признается когнитивный компонент (знания, интеллект).

         Изучение специальной литературы, опыта коллег и собственные наработки показывают,   что если на традиционном уроке преимущество отдается развитию интеллекта, мышления (в оптимальном варианте); в артпедагогическом – акцент делается на развитие личностно-смысловой (духовной) сферы учащихся, признаком которой является их отношение к постигаемой действительности, ее переживание, осознание ее ценности. В такой системе ученик выступает как субъект не только учения, но и жизни, а это меняет представление о развитии ребенка, которое истолковывается уже не в узкоинтеллектуальном, рационалистическом, а в значительно более широком, личностно-смысловом плане.

        Общеизвестно, что на традиционном уроке движущая сила учебного процесса содержится в противоречии между знанием и незнанием. Это противоречие актуализирует лишь гностическую, когнитивную сторону деятельности учащихся, не затрагивая личностно значимую, ценностную сферу их сознания.

         Наблюдения свидетельствуют о том, что на артпедагогическом уроке когнитивная сторона деятельности учащихся обогащается духовной, где посредник, катализатор, интегрант – искусство. Отрадно, что это приводит к обогащению мыслительной деятельности ученика, т.к. происходит интеграция рационального и художественного мышления. В итоге оптимально формируется творческая личность, личность, способная жить не только в цивилизации, но прежде всего в культуре.

       Основополагающие методы артпедагогики, которые используются в практике работы:

   -импровизация;

   -проблемно – диалоговый метод;

   -метод игры.

Преимущества артпедагогического урока, на наш взгляд заключаются в следующем:

  • диалогичности;
  • деятельностно-творческом характере;
  • направленности на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • предоставлении школьникам необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения;
  • создании условий для формирования целостности личности обучающегося (мышления, познания); соединения в ней цивилизационных и культурных начал, с явным доминированием  культурных.

        Больше года назад я постепенно стала включать в свою работу элементы технологии артпедагогики. В работе со слабоуспевающими детьми и детьми из неблагополучных семей фоновым компонентом служила музыка определённого характера. После определенных результатов такой работы стала вводить элементы данной системы и в работе с  остальными детьми. Наблюдения показали, что приемы такой работы положительно влияют на всех детей независимо от их уровня обучаемости и обученности.  Можно предположить, что музыка снижает эмоциональное напряжение детей и устраняет страхи. Мягкие и релаксирующие импульсы музыки положительно влияют на работоспособность ребёнка, создавая у него потребность к самореализации и самоопределению.

       При работе на основе технологий артпедагогики вокруг  ребёнка создается пространство, воздействующее как на сферу его разума, так и на чувственную сферу. В данном случае  средства искусства создают такую среду, которая способствует адаптации ребёнка к деятельности в микросоциальной среде.

       Арт-педагогика, как свидетельствует опыт работы, создает условия для использования в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместного художественного  творчества педагога и ученика, «вплетенного» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

      В  практике своей работы как учителя-предметника,  классного руководителя и организатора волонтерского движения в школе применяю следующие техники и приемы арт-педагогики: музыкальные, театральные и изобразительные; сказкотерапияю, фотоколлаж и  т.д. Необходимо отметить, что все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Опыт работы приводит к выводам о том, что технологии арт-педагогики способствуют достижению следующих целей:

1. Облегчают процесс учения и ребенку, и учителю.

2.  Дают социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, которые, естественно, нередко возникают в процессе общения педагога с учащимися.

3.  Обеспечивают  получение информации для интерпретации и диагностических заключений об уровне изменений в развитии личности воспитанников.

4. Позволяют прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми для обучающихся.

5. Помогают наладить взаимоотношения между учителем и учениками, создают наиболее благоприятные условия для ведения диалога, способствующего созданию условий для продуктивного обучения.

6. Содействуют сохранению целостности человеческой  личности, воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

7. Содействуют адаптации личности в социуме, следовательно, обеспечивают процесс самопознания, самоопределения, самореализации через приобщение к плодам творчества Человечества в разных его ипостасях.

В заключение уместно отметить, что изучение и использование основ различных видов арт-педагогики является важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности уроков и внеурочной деятельности обучающихся.

10. Результативность опыта

В технологиях артпедагогики содержится мощный потенциал, реализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации совместной интеллектуальной и эмоционально – художественной деятельности учителя и учащихся. Определенный опыт работы на основе использования средств артпедагогики показывает, что в этих условиях появляется возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин, что снижает учебную перегрузку детей; способствует овладению учеником механизмов самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения.

   Наблюдения свидетельствуют о том, что использование артпедагогических технологий дает намного больший эффект, чем использование традиционных методик и технологий.

По результатам использования технологий артпедагогики в практике нашей работы можно сделать  вывод о том, что такая форма работы помогает детям успешно справляться с проблемами психологического состояния, восстанавливать эмоциональное равновесие и переключаться с отрицательных переживаний на положительный и позитивный лад.

   Как показывает практика нашей работы, по сравнению с мероприятиями, которые проводятся на основе традиционных методик, школьные коллективные дела, акции, уроки и занятия, на основе элементов арт-педагогических технологий, дает больший воспитательный, развивающий, обучающий эффект.

Социологические опросы обучающихся показывают рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента обучающихся в классе, проявляющих интерес к изучению  предмета):

  • От 50% до 63% детей относят английский язык к любимому предмету, который им пригодится в жизни.
  • Количество обучающихся, принимающих участие в творческих письменных конкурсах разного уровня, участвующих в межпредметных творческих проектах составляет в среднем  50% - 65%.

Результаты анкетирования обучающихся по методике «Учитель – ученик» свидетельствуют о том, что:

  • 75% учеников уровень компетентности учителя как специалиста называют очень высоким.
  • У 90% учащихся степень симпатии к учителю является высокой.  
  • 94% учащихся считают, что у них хорошие взаимоотношения с учителем.

80% - 90%  учеников активно участвуют в тех внутришкольных мероприятиях и проектах, которые организуются Б.Ц.Дамбаевой, что также свидетельствует о высокой мотивации к изучению предмета. Повышение мотивации к изучению предмета является следствием того, что 90% этих мероприятий проводится с привлечением родителей и других представителей социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка"

возможность использовать  технологию РКПЧМ на уроке английского языка...

“Living in the city is better than in the country”.Использование технологии "Дебаты" на уроках английского языка

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции обучающихся целесообразно использовать на уроках английского языка на средней ступе...

Использование технологии сотрудничества на уроках английского языка.

В данном материале показан вариант межвозрастного сотрудничества в рамках недели иностранных языков между первым и одиннадцатым классами. Урок проводился в форме игры по станциям....

Использование технологии синквейна на уроках английского языка

Использование технологии синквейна по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках английского языка...

«Использование технологии РКМЧП на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции.

Материал включет в себя краткую характеристику технологии РКМЧП, технологическую карту урока, планируемые результаты и ход урока по теме Семья по УМК Spotlight 5....

Совершенствование мастерства публичных выступлений с использованием технологии "Дебаты" на уроках английского языка

В статье даются практические рекомендации по организации дебатов на уроках английского языка в старших классах, алгоритм действий учителя и учащихся, примеры языковых конструкций  для применения ...