особенности преподавания английского языка для детей с ОВЗ
статья по английскому языку

Остроухова Виктория Вячеславовна

       В связи с переходом на инклюзивное образование вопрос об обучении детей с ОВЗ встал очень остро. Совершенно очевидно, что к таким детям нужен особый индивидуальный подход. Возникла необходимость подбирать методы обучения под каждого конкретного ребенка в зависимости от его особенностей здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Остроухова Виктория Вячеславовна

Учитель английского языка

ГБОУ школа №189 «Шанс»

Санкт-Петербург, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

       В связи с переходом на инклюзивное образование вопрос об обучении детей с ОВЗ встал очень остро. Совершенно очевидно, что к таким детям нужен особый индивидуальный подход. Возникла необходимость подбирать методы обучения под каждого конкретного ребенка в зависимости от его особенностей здоровья.

        Существует много факторов определяющих особенности преподавания английского языка для детей с ОВЗ. Для начала надо разобраться, что означает термин ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Определяющую роль играет то какие ограничения здоровья имеет обучающийся. Согласно основным классификациям выделяют 8 категорий детей с ОВЗ

1. отсталость умственного развития (с нарушениями интеллекта)

В данном случае ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, болезнь Дарвина, эпилепсия, шизофрения, олигофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.

2. задержка психического развития (ЗПР)

В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

3. нарушения слуха (глухие, плохо слышащие)

Относятся дети, которые имеют стойкое двустороннее нарушение слуха, при котором общение с людьми при помощи речи существенно затруднено или вовсе невозможно.

4. проблемы со зрением (слепые, слабовидящие)

В эту группу входят дети, которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования. Если я не ошибаюсь, то показатель зрения до 0,08.

5. речевые отклонения

Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.

6. нарушения в работе опорно-двигательного аппарата

Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.

7. расстройства поведения и общения

В данную группу могут входить гиперактивные дети, но поскольку подобный диагноз сейчас ставят в поликлинике практически каждому второму, то здесь еще важно учитывать сопутствующие факторы.

8. комплексные нарушения (представляют собой сочетание двух и более групп)

          В Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование, а также имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. Работая с такими учениками, передо мной встал вопрос, «Как научить этих детей английскому языку?»

Совершенно определённо, что в данном вопросе основополагающим является здоровье ребенка.  Применяемые методы, задачи, цели будут связаны с особенностями здоровья ребенка. Те методы, которые используются при обучении детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата могут не подойти для детей, у которых есть проблемы со слухом или зрением.

Важную роль в своих занятиях я отвожу мотивации, поощрениям и подбадриванию своих учеников.

Учебная программа корректируется согласно общим требованиям:

- уменьшать объем изучаемой лексики

- выбирать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;

- подбирать аутентичные адаптированные тексты для чтения и аудирования

- снизить требования к изучению иностранного языка.

- оценивать обучающихся не столько по достигнутым учебным результатам, а больше по личностным УД, познавательным УД т.е. старание и усилия учащихся, личностные продвижения и успех и т.д.

      Изучение букв и новых лексических единиц ввожу в основном со зрительной опорой. Тексты для чтения стараюсь соотносить с картинками, задания к ним составлять на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение. Объём грамматического материала преподношу дробно, но большую часть грамматики ввожу лишь с целью ознакомления. Аудирование проводится с опорой на хорошо отработанную лексику и на зрительные опоры. Задания составляются в основном на выбор из нескольких предложенных ответов. Письменные работы в основном выполняются в Рабочих тетрадях к УМК, по которому обучается ребенок.  Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности. Одной из главных задач данного вида деятельности является формирование и отработка навыков чтения. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается наглядностью. Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. Письмо же на всех этапах обучения использую только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков чтения. Акцентирую внимание на чтении и переводе прочитанного, поскольку при переводе дети осознают смысл прочитанного и таким образом у них исчезает боязнь пред незнакомым текстом.

      Все виды заданий выполняются при условии, что состояние здоровье обучающегося позволяет выполнять данный вид работы. Программа корректируется под каждого конкретного ученика и его ОВЗ.

                                                      Список литературы:

1. https://растимдетей.рф/articles/rebenok-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

2. https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-11032016-n-vk-45207/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosam-vnedreniia/1/ 

3. https://rumc.cfuv.ru/sites/default/files/2018/kurs-povish/madul02-1.pdf#:~:text=Дети%20с%20ОВЗ%20(ограниченными%20возможностями,нарушениями%20зрения%20(слепые%2C%20слабовидящие)%3B      %203)

4. https://neboweb.ru/pechersk/wp-content/uploads/2018/05/Организация-обучения-детей-с-ОВЗ-в-общеобразовательных-организациях-в-условиях-инклюзивного-и-интегрированного-образования.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения различных категорий учащихся.

Особенности преподавания английского языка в условиях индивидуального обучения на дому детей с ослабленным здоровьем и сохранным интеллектом....

Особенности преподавания французского языка для детей 6-7 лет

Данный материал представляет собой презентацию опыта работы с дошколятами в рамках подготовки их к поступлению в школу....

Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям

Статья. Тема: Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям...

Презентация по английскому языку на тему "Особенности преподавания английского языка"

Исследовательская деятельность это- специфическая  деятельность, которая  регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных по...

Статья "Особенности преподавания английского языка творчески одаренным детям"

Быть учителем в современной школе – это непростая задача. Нужно быть режиссером, актером, менеджером, специалистом в области психологии, но чаще всего нужно быть внимательным и добрым помощником...

Особенности преподавания английского языка детям-инофонам в средней общеобразовательной школе с полиэтническим составом.

Особенности преподавания иностранных языков  детям-инофонам в средней общеобразовательной школе с полиэтническим составом....