Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
статья по английскому языку

 Анна Борисовна Кривосудова

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pechati.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

 В основе построения содержания ФГОС лежит системно-деятельностный подход (компетентностный). Ключевые слова здесь - системный и деятельностный. Чтобы разобраться в том, что это такое, давайте разберемся, что означают термины "система" и "деятельность". 
Наш мир это огромная система состоящая из множества подсистем. Он удивительным образом организован и систематизирован. В связи с чем наш мир познаваем и исследуем. 
Предметом школьного образования является "знание". Мета предметом является деятельность. Знание системно. Деятельность также является системой. Только знание это статическая система, а деятельность - динамическая система. В этом их разница. Деятельность, как любая система, состоит из нескольких мини-действий, которые можно алгоритмизировать. Эти действия носят универсальный характер. Давайте посмотрим, как протекает любая деятельность, посмотрим, как мы работаем. 
И так:
Сначала мы нацеливаемся на деятельность, другими словами ставим цель. 
Затем мы озадачиваемся тем, как же нам достичь нашей цели, как достичь результата. Определяем задачи, которые нам предстоит решить, чтобы добиться своей цели. 
Продумываем в каком порядке будем решать задачи, т.е. составляем план, планируем наши действия. 
Затем в соответствии с планом, выясняем, что у нас уже есть для достижения нашей цели, а чего нет. 
Находим недостающие компоненты и переходим к решению оставшихся задач. 
По мере выполнения работы, мы проверяем каждый наш шаг, т.е. контролируем ход работы, и если надо исправляем, то, что выполнили неправильно, корректируем работу. 
В конце, получив результат, оцениваем свою работу.
Т.е так строится любая деятельность, любая работа, другими словами эти действия носят универсальный характер, а в школьной методике определяются как УУД и подразделяются на регулятивные (постановка целей, контроль, оценка и самооценка), коммуникативные и познавательные. 

Теперь, что касается знания. Знание тоже системно, тоже может быть структурировано. Причем в основе статической системы всегда лежат некие базовые элементы, при помощи которых эта система строится и функционирует. Если усвоить основы предмета и умножить их на мета деятельность, т.е. научить работать с базовыми элементами как с конструктором, результаты не заставят себя долго ждать. 
Деятельность по исследованию знания также имеет свои закономерности и называется мыслительной деятельностью. Способы мыслительной деятельности также являются универсальными. Сюда относятся такие методы как анализ, синтез, выделение главного, установление причиной-следственных связей, систематизация материала, классификация, обобщение, моделирование и некоторые другие. 
Новый ФГОС требует от нас, чтобы ученик овладел этой методикой и мог самостоятельно не только работать с информацией, учиться, но и решать любые проблемы личного, профессионального и иного характера. 
В основе любого урока лежит деятельность учителя и деятельность ученика. Деятельностная схема лежит в основе любого этапа урока, в основе любого вводимого понятия или концепта. Формирование мета предметных результатов может происходить на протяжении всего урока, а также во внеурочной деятельности. для этого учителю следует не самому все делать, а включить в орбиту своей деятельности ученика на правах сотрудника, а не потребителя учебных результатов. 
 Знать - это еще не значит уметь. Поэтому ученика необходимо практиковать в такой работе, где бы он выступал в качестве субъекта урочной или внеурочной деятельности, на правах сотрудника, подводя его к самостоятельности. Самостоятельным ребенок никогда не станет, если он будет только потребителем знаний. Он станет самостоятельным только практикуясь в самостоятельных работах, в самостоятельной деятельности. Поэтому нередко мы слышим, что многие наши отличники зачастую менее успешны в жизни, чем наши троечники и двоечники, потому что последние более самостоятельны в силу тех или иных социальных причин. Отсюда вывод, что самостоятельность не менее важна, чем знания. Самостоятельность это один из важнейших мета результатов, которые мы должны 
формировать у школьников. 
Как сформировать у ученика этот важный мета результат. 
Необходимо давать ребятам не только багаж знаний, но и учить их правильно работать, другими словами уметь учиться. Т.е. дети должны знать не только Что, но и Зачем и Как. 
     Вот ведь как учат на рабочие специальности: учат не только что рабочий должен делать, но и как он должен это делать. При чем от того как работает человек зависит степень его мастерства. Другими словами, мастерство зависит от того насколько профессионально рабочий владеет способами работы. Поэтому и школа должна учить ученика способам учебной деятельности, иначе говоря формировать у него мета-умения. 
Ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
      Опытный учитель может так организовать урок, что мета предметные результаты будут формироваться на каждом этапе урока, тем не менее ученик большую часть урока работает под руководством учителя и его работа носит условный самостоятельный характер. 
 Наиболее эффективными формами в плане формирования мета предметных результатов, являются проекты и учебные исследовательские работы. Так как они позволяют использовать весь спектр мета деятельности в рамках одной работы. 
Проектная деятельность помогает решить такие задачи как: 
- овладение учащимися навыками поисковой деятельности, умение работать с литературой, поиском необходимой литературой в сети Интернет; 
- выделение нужной информации и ее обобщение;
- умение представлять свои проекты в форме презентаций; готовить свое выступление;
- развитие способности к самоанализу и самооценке;
- развитие творческих способностей;
- повышение интереса к изучаемому языку;
Критерии оценивания проекта также очень важны, т.к. они позволяют формировать такие мета предметные результаты как оценка и самооценка. 
     Анализ результатов внедрения проектной деятельности свидетельствует о повышении внутренней мотивации у школьников. 
  У учащихся совершенствуются такие мета предметные результаты, как:
- умение планировать свое речевое и не речевое поведение;
- формируется коммуникативная компетенции, включая умение взаимодействовать со окружающими , выполняя разные социальные роли;
- формируются исследовательские умения, включая навыки работы с информацией; 
- умения смыслового чтения;
- умения осуществлять регулятивные действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценке в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
       Кроме того, важно формировать у школьников умение использовать логические приемы и способы работы с информацией. Такие как анализ, синтез, моделирование и другие. 
     Необыкновенно важен такой мета предметный результат как владение стратегиями чтения. Это просмотровое чтение, чтение для поиска информации и др. 
      Мета предметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося и учителя, который не "застревает" в рамках одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями разных дисциплин. 

Вывод: 

Таким образом системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса способствует:

- повышению эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формированию компетенций и компетентностей в предметных областях;

- формированию учащимися обобщенного системного представления о мире.

- освоению содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечию при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума.

- реализации идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- формированию учащимися способностей принятия решений в ситуациях выбора.

- максимальной ориентации на творческое начало в образовательном процессе 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС...

«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»

реферат на тему «Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»...

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.

Данный материал раскрывает сущность системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС второго поколения....

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.

Что такое современный урок?Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем мы понимаем состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также со...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

В наши дни особенно актуально говорить о системно-деятельностном подходе, лежащем в основе разработки стандартов нового поколения, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и созд...

Эссе "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС"

Эссе по теме "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС"...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.С позиций компете...