Использование интеллект-карт на уроках.
материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бойкова Наталья Андреевна

Обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, умению грамотно выстраивать предложения. Одной из самых важных задач обучения является формирование лексических навыков. Грамматика позволяет связывать отдельные слова в предложение, в то время как лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный смысл. Вопросам формирования лексических навыков уделяется большое внимание. Ученик использует язык в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учителя направлено на поиск ресурсов для совершенствования уровня владения иностранного языка.

Интеллект-карты - это визуальные карты информации, где связанные понятия (подтемы) вытекают из центральной темы. Они могут быть сделаны в форме линий, которые похожи на ветви дерева, или в форме кругов, которые также могут использоваться при введении новой темы. Создавая карту, ученики разбирают сложную информацию в ключевые понятия, которые они помещают в карту, где все перечисленные понятия связаны.

Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, а именно:

1.       Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

2.       Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3.       Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.       Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5.       Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6.       Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7.       Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8.       Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. [13; 122]

Помимо введения нового материал интеллект-карты можно использовать при проверке пройденного материала, а также при проверке учителем знаний учащихся. Интеллект-карты позволяют задействовать оба полушария мозга, обогащает словарный запас, повышает результативность, развивает мышление, речь, интеллект и познавательную активность. Путем составления карт, учащийся проделывает большую работу, так как он усваивает информацию, анализирует ее, выделяет главное и второстепенное.

Ее использование на уроках английского языка способствует:

  • Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
  • Повышению уровня комфортности обучения;
  • Повышению активности и инициативности школьников на уроке;
  • Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности;
  • Становлению новых отношений между учителем и учениками.

Основываясь на вышесказанных фактах, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития среднего и высшего образования в России, применение интеллект-карт в обучении может дать огромный толчок при изучении иностранного языка, не только с лексической стороны, но и с грамматической.

Использование интеллект карт на уроках английского языка позволяет:

1.       Прежде всего, создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2.       Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

3.       Организовывать проектную деятельность учащихся. (Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте)

4.       Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным. Учителю следует составить свою интеллект-карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, интеллект карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллект-карт на уроках

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень к...

Образовательный проект "Использование интеллект-карт на уроках английского языка"

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и ...

Использование интеллект-карт на уроках истории

Методика внедрения интеллект-карт на уроках истории в 5 классе, примеры интеллект-карт...

Использование интеллект карт на уроках информатики и физики

Использование интеллект карт на уроках информатики и физики...

Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка

Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся

Интеллект-карта – это удобный и эффективный способ запоминания большого объёма информации. Можно практиковать составление интеллект – карт по каждой изучаемой теме на уроках физики....

«Технология использования интеллект - карт на уроках химии с использованием приложения XMind»

Интеллект-карта (на англ. Mind maps) – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как  изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, само...