Урок открытия нового знания
статья по английскому языку

Портнова Елена Юрьевна

True teaching is not that which gives knowledge but that which stimulates pupils to gain it. (John Milton Gregory)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_novogo_znaniya.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому главной методической целью урока становится создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. В новой системе образования для учителя главным становится управление процессом обучения, а не передача знания. Учитель

  • составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;
  • побуждает учащихся к преобразующей деятельности и направляет коллективный поиск (т.е. ученики наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности); 
  • создает педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Т.е. функция учащегося на уроке - активный деятель, умеющий ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) уроки “открытия” нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

Рассмотрим подробнее критерии и структуру урока «открытия» нового знания.

Цели урока “открытия” нового знания:

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

Содержательная цель: расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, сделает для себя научные открытия.

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что, уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

По требованиям технологии деятельностного метода структура урока «открытия» нового знания представлена 9 этапами:

  • этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
  • этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии;
  • этап выявления места и причины затруднения;
  • этап построения проекта выхода из затруднения;
  • этап реализации построенного проекта;
  • этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
  • этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • этап включения в систему знаний и повторения;
  • этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Рассматриваем конкретный пример поэтапного построения урока «открытия» нового знания для учащихся 5 классов, обучающихся по УМК Starlight 5 (Звездный английский по теме Famous International Schools: Цирковая школа The Flying Fruit Fly Circus School/  Module 3 Day After Day, 3f An Amazing School.

Основной целью этапа 1 мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. На этом этапе учителю необходимо:

  • организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  • организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»);
  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Как реализуем:

После оргмомента на экран выводится слайд с изображением школы. Учитель задает обучающимся вопросы и побуждает к предположениям о предстоящей теме урока: 

Look at the photo and guess what we are going to talk about. (ожидаемый ответ: school) and

Who are these young people? What are they doing there? Do the students look happy? Are they wearing a school uniform?

Меняем слайд– на двух фото теперь студенты в спортивных трико в зале акробатики в цирковых костюмах на поклоне- обращаем внимание детей и предлагаем предположить тему урока

Guess what the theme of our lesson is. (Скорее всего, среди ответов будет звучать: school) Продолжаем задавать вопросы, активизируя деятельность обучающихся:

Is it a Russian School? Prove it. и т.д.

Далее, для активизации других каналов восприятия и как некий мотивационный момент показываем коротенький тематический видеоотрывок (на нашем уроке это было коротенькое видео «Fruit Flying Cirsus School in Australia .Let’s Cook Chocolate Rotator Creator» взятое из Интернета),  т.е. учитель создаёт  условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») – мотивационный аспект. Учащиеся определяют первично тему урока и личностное отношение к предлагаемой теме.

Затем открываем слайд с изображением разных школьных учебных предметов, английские названия которых ранее изучались:

Let’s see... Can you name all these subjects and activities? Ученики называют, учитель констатирует: Well, you see, we know a lot of words. То есть ученики активизируют имеющийся в памяти словарный запас по теме, учитель актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 

Переходим к следующему этапу - этапу 2 – актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Целью этого этапа является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
  • организовать обобщение актуализированных способов действий и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
  • мотивировать к пробному учебному действию;
  • организовать самостоятельное выполнение пробного действия;
  • организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного действия или в его обосновании.

Как реализуем:

На слайд выводим расписание общеучебных и специальных занятий и фото билетов разных шоу и просим назвать все сведения и перевести:

What is unusual about the School? Do students have to wear a school uniform? Can they use mobile phones in the classroom? Work in pairs. Give all the information you can and fill in the chart (заполняют таблицу и по ней могут рассказывать). Don’t use any helpers, only your skills and knowledge. (Даем время на работу).

Затем спрашиваем:

Who has manadged to do this? Who hasn’t done the translation? Why? What’s the problem? (Ожидаемый ответ: We don’t know some words and word combinations).

То есть учитель готовит и мотивирует учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, происходит его осуществление, во время которого ученики пробуют описать процесс обучения Школы по пунктам таблицы. Очевидно, испытывают затруднения из-за недостатка активной лексики и отсутствия некоторой информации и, соответственно, далее происходит фиксация индивидуального затруднения. И сразу же осуществляется переход в следующий этап 3– выявление места и причины затруднения, основная цель которого организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Вопросами: Why can’t we do this task now? What’s the problem? и т.п. учитель направляет учащихся к выходу в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения

Следующим этапом 4 является построение проекта выхода из затруднения. Основной целью этого этапа  является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
  • определили средства для построения нового знания (с помощью чего?: изученные понятия, алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
  • сформулировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Как реализуем:

Учащиеся при помощи учителя окончательно определяют цель урока – устранение возникшего затруднения (т.е. в данной случае: овладеть умением кратко представлять учебное заведение, имеющее мировую известность, на английском языке), предлагают и окончательно согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели, т.е. алгоритм действий или эталон. У нас получилось следующее:

What we need to do to solve the problem

• Learn new words

• Read and learn the example

• Find in a dictionary the words you need but don’t know or don’t remember

• Write the School portfolio.

Далее необходимо реализовать построенный проект (в нашем случае – выработанный алгоритм действий). Основной целью этапа 5 - реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащимся нужно:

  • на основе выбранного метода и в соответствии с планом реализовать построенный проект;
  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Как реализуем:

Используя построенный способ действий, учащиеся возвращаются к решению исходной задачи, вызвавшей затруднение.  Т.е. сначала заучиваются необходимые слова и выражения (в учебнике это страница 52), затем листают образцы портфолио других известных школ и выполняют исходную задачу - оформление портфолио цирковой школы (для дальнейшего написания рекламной статьи (но это уже задача другого урока). В завершении, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Следующий этап 6 – первичное закрепление во внешней речи – может включать в себя проговаривание, в ответ на вопрос учителя, например, какая информация обычно содержится в анкете школ,

Далее идет этап 7 самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (составляют по образцу портфолио своей школы для рекламы) и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном; учитель контролирует выполнение задания. Задание можно вывести на экран, работать в парах или мини-группах, можно устроить мини-соревнование для мотивации к более активной деятельности (т.к. к этому этапу урока уже накоплена некоторая усталость и возможно снижение активности в деятельности учащихся).

И остаются два последних этапа: 8 включение в систему знаний и повторение, на котором учитель задает вопросы о применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (О чем еще в рамках данной темы мы с вами можем поговорить? Где мы можем применить полученные сегодня знания? Какие темы, связанные с едой, мы еще можем обговорить? и т.д.) и 9 рефлексия учебной деятельности – этап, на котором обучающиеся оценивают собственную  учебную деятельность на уроке; соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Для повторения и закрепления полученного знания домашнее задание может быть дано как в форме репродукции, так и в творческой форме (мини-проект), например, разработка группой единомышленников идеи собственной школы артистов.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, т.е. успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...