Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку

Гудилова Елизавета Игоревна

Статья будет полезна учителям иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

В наши дни проблема формирования творческих способностей у школьников в процессе  обучения  иностранному  языку  приобретает  особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является  значимой  научной  проблемой,  имеющей  историческое,  этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение. «Креативность»,  «творческий  подход»,  «креативная  личность», «творческие креативности» – эти  понятия  в современном  обществе  являются  показателями профессионализма.  Ведь  именно креативность, способность  к  творчеству  и  созиданию,  мы  считаем атрибутом одарённости и таланта.

Творческие способности, то есть креативность (от англ. create – создавать, творить) – это способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых  идей,  отклоняющихся  от  традиционных  или  принятых  схем  мышления  и входящие  в  структуру  одарённости  в  качестве  независимого  фактора,  а  также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Так как же развить творческие способности обучающихся на уроке английского языка? Е. Григоренко и Р. Стернберг предлагают 12 стратегий  развития творческого потенциала. Данные стратерии подойдут для любого предмета.

  • быть примером для подражания;

  • поощрять  сомнения,  возникающие  по  отношению  к  общепринятым предположениям и допущениям;

  • разрешать делать ошибки;

  • поощрять разумный риск;

  • включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности;

  • проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;

  • поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;

  • поощрять  и  вознаграждать  творческие  идеи  и  результаты  творческой деятельности;

  • предоставлять время для творческого мышления;

  • поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;

  • подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;

  • стимулировать дальнейшее развитие;

  • найти соответствие между творческой личностью и средой.

   Итак, какие виды творческой деятельности можно предложить ученикам на уроке:

  • Творческая работа со стихами, песенками и сказками . Больше подойдет для учеников начальной школе.  Их можно рассказать по ролям, можно использовать разные интонации. Можно поменять роли. В качестве домашнего задания можно предложить ученикам нарисовать героев или сочинить свое стихотворение(песню, сказку).
  • Творческая работа с диалогами. Подойдет для любого уровня ученика. Опять же диалоги можно разыгрывать по ролям, менять роли. В процессе можно просить учеников менять эмоции, мимику и жесты. Получается очень смешно.
  • Размышления над интересными цитатами и высказываниями. Подойдет для учеников средней и старшей школы, чьи знания грамматики и достаточный запас лексики позволяет составить связанный спонтанный рассказ по предлагаемой теме. Если уровень знаний недостаточен. То тему можно обозначить на уроке, дать возможность подготовить высказывания дома. А на уроке уже обсудить данный вопрос.

Варианты заданий в классе.:

- обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение.

- дебаты в группах. Одна группа соглашается, другая - против. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем обученности.

  • Проектная работа  - ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по темам.
  • Работая с  текстом
  1. учащимся предлагается создать коллаж (плакат) по тексту,  нарисовать главных героев сказки (стихотворения)
  2. учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке
  • Работа с лексикой.
  1. Учимся находить общие и различающиеся признаки.

«Лишнее слово»: ученикам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов и объяснить, почему он его выбрал; учащиеся сами составляют ряды слов.

  • cucumber, tomato, pepper, bread
  • potato, nectarine, kiwi, apple
  • cheese, salt, banana, water
  • chocolate, onion, yoghurt, ice cream
  • juice, coffee, tea, ice cream
  1. Группировка слов, обобщение.
  • pencil, pen, schoolbag, rubber, pencil box
  • pepper, onion, cucumber, potato, tomato
  • doctor, singer, teacher, cleaner, driver
  • train, bus, plane, bicycle, underground
  1. Учимся составлять сюжетный рассказ. Ученик вытягивает бумажку, с записанным на ней словом, можно по определенной теме, например «Animals». Задача класса задавать вопросы ученику и отгадать слово на бумажке. Задача ученика ответить на задаваемые вопросы. Можно предложить вопросы:
  • Who are you?
  • What is your name?
  • How old are you?
  • Where do you live?
  • Have you got a mother?
  • What colour are you?
  1. Игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Учащиеся называют как можно больше слов по заданной теме.
  2. Творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали.
  • Ребусы, кроссворды, викторины

Работа с данными заданиями активизирует изученную лексику, дает возможность к её непроизвольному запоминанию.

  • Сочинения, открытки, сообщения

В заключение хочется сказать, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода


Источники:

  1. Г.В.Рогова. Ф.М.Рабинович и др. Методика   обучения   иностранным   языкам   в   средней   школе. М.: Просвещение, 1991.
  2. Н.Я.Манилова  Игра на уроке иностранного языка». Журнал «Иностранные языки в школе» No 1,  1997 год, стр. 25.
  3. Яцкова, О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Работа, представленная в материале, помогает учителю в развитии творческого потенциала учащихся на уроках английского языка....

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Методические рекомендации по развитию творческого потенциала учащихся на уроках английского языка...

Проект на тему «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка в старших классах»

Проект соответствует актуальным задачам развития образования, среди которых:- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых творческих методов обучения и воспитания, образо...

«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...