Статья "К вопросу о мотивации школьников при изучении английского языка"
статья по английскому языку

Дарья Васильевна Варламова

Рассмотрены вопросы мотивации к изучению английского языка обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_voprosu_o_razvitii_motivatsii.docx61.84 КБ

Предварительный просмотр:

Варламова Д.В.

учитель английского языка  ГБОУ № 537

Московского района Санкт-Петербурга

К вопросу о развитии мотивации школьников при изучении английского языка

В современных условиях глобализации и формирования «общества знаний» обмен информацией посредством коммуникаций, в том числе и межкультурных, предъявляет повышенные требования к знанию и владению иностранным языком. Английский язык превратился в инструмент, способствующий эффективной профессиональной реализации человека в современном обществе. Важно отметить, что недостаточный уровень мотивации к изучению иностранного языка у школьников может стать серьёзной проблемой на пути формирования востребованных современным обществом языковых и межкультурных компетенций, их личностного развития в целом.

В исследованиях И.Н. Андреевой, И.А. Зимней, В.В. Рыжова, Н.В. Шутовой и др. отмечается, что у современных школьников присутствует недостаточная мотивированность к изучению иностранного языка.

На снижение мотивации напрямую влияет недостаточный уровень знаний, пониженный интерес к учебной деятельности, сложившиеся отношения в коллективе и др. В свою очередь, по мнению исследователей, основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя [1].

Мотивация школьников к изучению английского языка представляет целостный процесс, компонентами которого являются [2]:

- мотивационно-ценностный (характеризует цель изучения школьником английского языка);

- мотивационно-результативный (проявляется в готовности преодолевать трудности, удовлетворенности полученным результатом);

- мотивационно-эмоциональный (выражает эмоциональное отношение школьников к изучению английского языка, учебным заданиям, динамику эмоционального состояния).

Задачей учителя является влияние на все вышеперечисленные компоненты с целью формирования положительной учебной мотивации школьников к изучению английского языка: целеполагание с начала изучения английского языка, информирование о прикладном характере получаемых знаний, ориентация школьников на достижение результатов, в том числе в рамках конкурсных мероприятий, обязательная обратная связь и коррекция ошибок, тщательный отбор предметных материалов (тексты, вопросы для обсуждения, задания), которые должны быть близки и понятны учащимся, выбор соответствующих методических приемов и др.

На наш взгляд, перспективными способами повышения мотивации школьников к изучению английского языка являются:

  1. Активное использование инновационных образовательных технологий, включая игровые, проектные и интерактивные технологии, методы проблемного обучения.

Наиболее часто учителями английского языка применяются: метод проектов, ролевые и деловые игры, дискуссии, тренинги, устные и письменные презентации, кейс-задания.

  1. Эффективное применение современных технологий, имеющихся в распоряжении учителя в настоящее время, включая компьютерную технику, интерактивные доски, аудио проигрыватели, видео устройства и др.

        В условиях распространения новой короновирусной инфекции широкое распространение получили платформы для проведения онлайн занятий и консультаций, включая ZOOM, MsTeams, Яндекс, Google и др. Имеется положительный опыт взаимодействия со школьниками при помощи понятных и активно используемых ими мессенджеров и социальных сетей.

  1. Внеучебная деятельность, направленная на углубление материала школьной программы, а также формирование межкультурных компетенций школьников путем чтения, прослушивания и просмотра аутентичных материалов, проведения тематических мероприятий, посвященных различным культурным аспектам стран, где английский является родным языком, организация встреч, в том числе онлайн, с носителями английского языка и др.
  2. Участие школьников в конкурсах и олимпиадах, которые позволяют оценить потенциал, выявить пробелы в знаниях, сформировать мотивацию к дальнейшему изучению языка и личностному саморазвитию.

Каждый из них имеет преимущества и ограничения в процессе практического применения на занятиях английского языка. Тем не менее, их использование способно повысить мотивацию обучающихся к изучению языка, сформировать требуемые языковые и межкультурные компетенции, внести вклад в личностное развитие обучающихся.

Список литературы

  1. Архипова М.В. К вопросу о развитии мотивации изучения иностранного языка у современных школьников // [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21092 (дата обращения 21.04.2021).
  2. Баяндина Е.Ф., Шамшурова М.Ю. Проблема мотивации в изучении английского языка // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-motivatsii-v-izuchenii-angliyskogo-yazyka (дата обращения 15.04.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

                        Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении - одно из перспективных направлений образо...

"Мотивация школьников к изучению английского языка"

Из опыта работы "Мотивация школьников к изучению английского языка"....

Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Данное выступление  предназначено для учителей инностранного языка....

«Мотивация школьников к изучению английского языка».

Данное диагностическое исследование позволяет установить и повысить уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка...

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...