Урок-разработка "М.Е.Салтыков-Щедрин "Дикий помещик"
план-конспект урока по английскому языку (7 класс)

Цель: знать понятие гротеска, уметь воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики; определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание; уметь вы разительно читать, отвечать на вопросы учителя, подтверждая текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы 7 класс

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Нравственные  проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка М.Е.  Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Цель: знать понятие гротеска, уметь воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики; определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание; уметь вы разительно читать, отвечать на вопросы учителя, подтверждая текстом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: аудиозапись сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

I.Оргмомент:

II. Сообщения учащихся о творчестве М.Салтыкова-Щедрина ( 2 человека)

Эпиграф; « Сатире, бесспорно, повезло, посчастливилось на Руси. Если мы припомним достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка у ней нет», то кажется, что родоначальником сатиры был едва ли не Гостомысл».

М.Е.Салтыков-Щедрин

(Гостомысл – новгородский праздник 11 века, которому приписываются эти слова).

Объявляется тема и цели урока учащимися. В классе разбирается эпиграф, записанный на доске.

Учитель:

Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована была во все времена. Это было продиктовано социальными условиями жизни общества. Наша цель: на примере сказки Салтыкова – Щедрина рассмотреть художественные приемы, позволяющие автору изобличать социальные и нравственные пороки, царившие в обществе.

III. Учитель: о неизбежности обращения писателя к этому жанру.

IY. Учитель: понятие гротеска.

Гроте́ск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры...

Работа с учебником: с 303

Y. Выразительное чтение сказки:

saltykov-shedrin-pisatel.larec-skazok.ru

Учебник: М.Салтыков –Щедрин «Дикий помещик» с 303-310

YI. Cловарная ( лексическая) работа

Прошение циркуляры лучина светец

Мякинный (вихрь) посконные (портки) пульку сыграть

Грандпасьянс пОдать повинность либералы

Губернатор исправник временнообязанные Казначейство пахнет водворением без винной и соляной регалий

Учащиеся объясняют «трудные слова», пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным к уроку материалом. Например, циркуляр- распоряжения подведомственным учреждениям; прошение - письменное ходатайство; лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена; посконные – из домотканого холста, полученного из конопли; пульку сыграть-партию игры в преферанс ( карточная игра); пОдать- в царской России II половины II XIX века – денежный налог, взимавшийся с мещан и крестьян; губернатор – начальник какой-нибудь административной единицы)

YI. Беседа по тексту:

  1. Какие чувства вызвала у вас сказка?
  2. Что невероятно и вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?
  3. В чем отличие этой сказки от народной?
  4. С какой целью автор обращается к жанру сказки?
  5. Какие выразительные средства помогают М.Е.Салтыкову-Щедрину вызвать у читателей «смех сквозь слезы»?
  6. На какие стилевые и тематические пласты вы бы разделили лексику сказки? ( канцеляризмы, бытовая лексика- крестьянского быта, помещичьего быта, просторечие)
  7. Какой период истории России изображает писатель в сказке «Дикий помещик» - дорефоменный или послереформенный? (1861г).
  8. Как жилось помещику после реформы?( у них все было хорошо)
  9. Что послужило причиной недовольства помещиков своими крестьянами? ( очень много развелось в царстве мужика)
  10. К чему призывало содержание газеты «Весть? (Сохранять свои привилегии, не уступать крестьянам)
  11. Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного
  12. Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-либо необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев - эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)
  13. С помощью какого художественного приема характеризует автор помещика, описывая его тело? (тело мягкое, белое, рассыпчатое – эпитеты)
  14. Как исчез из поместья мужик? ( унес мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)
  15. Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор?

Кто первым и почему объявил помещика глупым? ( актер Садовский)

  1. От кого во второй раз он услышал то же самое? ( от двух генералов-соседей)
  2. Кто посещал помещика в его имении (капитан-исправник)?
  3. Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»?

Чем исчезновение мужика навредило государству? ( нет пОдатей- казна опустела, нет доходов, вино никто не пьет, распространились грабежи, убийства, разбой)

А теперь давайте размышлять, к каким последствиям, по мысли автора,

может привести дворян привычка жить за чужой счет? Найдите в тексте эпизод «одичания генералов».

  1. Какой сатирический прием здесь использован? ( гротеск: один генерал проглотил орден у другого)
  2. Зачитайте эпизод « одичания помещика» - во внешности, поведении. ( бессилие, полная зависимость дворян от крестьянского сословия приводит к деградации)
  3. Как изменился сад помещика? ( пришел в запустение….и т.д.)
  4. Что хотел сказать автор читателю? (не может помещик жить без мужика; народ не только источник материальных, но и духовных благ)
  5. Что изменилось в уезде с возвращением мужика?( запахло мякиной, появилась мука, мясо, живность, подати)

YII. Вывод:

Несмотря на небольшой объем сказки, автор охватывает самые злободневные проблемы в России того времени. И с помощью сатирических приемов раскрыл и донес до нас его политическое содержание, повествуя об уезде, городе – всей России.

В свое время писатель М. Горький писал: «Невозможно понять историю России во II половине XIX века без Салтыкова-Щедрина». Роль сатирика- обнажать пороки обществе, существующие во все времена.

А какое место сатира занимает в наши дни?

YIII. Дом.зад. читать «Как один мужик двух генералов прокормил»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Характерные черты помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"...

Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина

Материал  поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.

Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Н.В.Гоголь «Мертвые души». В гостях у помещиков.

Данная презентация может быть использована при проведении заключительного урока по поэме Гоголя "Мертвые души"....