статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка"
статья по английскому языку

В статье разообраны наиболее результативные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakubina_statya_mbou_sosh_34.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на уроках английского

Якубина Кристина Витальевна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №34» г. Кемерово

В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, которые связанны с ростом самосознания у ребенка. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует личному развитию учащегося. Так как младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, то определяющим нравственное развитие ребенка является формирование отношения на основе гуманизма и взаимоотношения детей, опора на чувства и эмоции. Духовно-нравственное воспитание способствует воздействию на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств.

Среди наиболее результативных методов духовно-нравственного воспитания является метод словесно-эмоционального воздействия через рассказ, разъяснение, этической беседы, а также метод наглядно-практического воздействия: примеры. Средства духовно-нравственного воспитания школьников является художественная литература, изображения картин, музыка, кинофильмы, мультфильмы и другие средства. Кроме этого, духовно-нравственное воспитание происходит посредством изучения природы, собственной деятельности детей (игра, труд, учение, художественная деятельность), через общение. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи урока, от возраста учащихся, от уровня их общего и интеллектуального развития и от этапа развития нравственных качеств. На уроках английского языка рассматривается множество ситуаций общения, которые затрагивают самые различные темы. В процессе урока учитель может формировать мировоззрение ученика и воспитывать духовно-нравственные качества. Поэтому на уроках английского языка можно и нужно воспитывать духовно-нравственные качества. С помощью языка, можно рассмотреть культуру носителей языка, понять их ценности, идеалы, в том числе морально-этические и воспитательные нормы.  В процессе обучения, изучаются много тем и насущных проблем, которые актуальны не только за рубежом, но и в России. Среди них можно выделить такие проблемы, как проблемы благотворительности, толерантности, морального выбора, дружбы, любви, красоты и другие.

Одним из методов воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников является усвоение нравственных ценностей через их переживание в едином ценностно-смысловом поле с педагогом, в общении с ним и в совместной деятельности. В процессе чтения английский текстов, их можно не только переводить, но и построить беседу, диалог, в которой будет принимать участие как учащийся, так и учитель. Учитель, как авторитет для учеников, может высказывать свое мнение, либо же склонять мнение класса в нужное русло, формируя тем самым духовно-нравственные качества. Здесь же может быть организована парная или коллективная работа, где в группах будет обсуждаться та или иная проблема. В конце обсуждения, дети могут высказать свое мнение, обосновывая ее и осмысливая таким образом проблему. Также это могут быть не только тексты, но и более интересная форма, как песни и стихи.

В таком направлении реализуются ролевые игры, но, в этом случае, ответственность несет индивидуально сам учащийся за принятое решение. В то же время в ролевой игре необходимо предварительно оговорить поведение участников игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как поведение остается за выбором самого учащегося. И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. В своей практике я использую проектную метод обучения иностранным языкам, которая даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Большую роль в развитии нравственного воспитания на уроках английского языка играет музыка. Музыка охватывает все сложнейшие составляющие человеческой природы и воздействует достаточно широко. Посредством музыки возможно привлечения детей к добру, прекрасному. На уроках в младшей школе я использую песни. Песни помогают более прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают в себя новые слова и выражения. В песнях встречается уже знакомая лексика. Песни помогают совершенствовать навыки произношения, развивают музыкальный слух, что способствует развитию учащихся. Текст песни — это, своего рода, сценарии, где часто прослеживаются различные ситуации жизни, выраженные в образах, впечатления от прослушанного.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. Содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка

применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...

Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".

Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...

Статья о реализации творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческ...

Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка с УМК "Английский в фокусе"

«Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Spotlight» *...

статья "Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка"

Статья посвящена актуальной проблеме загрязнения окружающей среды и экологическому воспитанию обучающихся....

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка"

Патриотическое воспитание обучающихся имеет огромное значение и актуальность в нашем современном мире.Необходимо возобновлять  эту важную работу в школе,чтобы обучающиеся были патриотами своей ст...