Главные вкладки

    Статья по теме:
    Статья на тему "Формирование лингвистической компетенции на уроках английского языка у школьников при помощи информационно-коммуникативных технологий.

    Зорина Анна Алексеевна

    В статье говорится о роли применения ИКТ на уроках английского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx19.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование лингвистической компетенции  на уроках английского языка у школьников при помощи  информационно-коммуникативных технологий.

                    Немецкий педагог Дистервег считал, что хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Поэтому воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху – это и есть основная задача учителя. Учение – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель, ведущий за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет её.

                  Современный этап развития методологии преподавания английского языка  характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Специальными целями преподавания английского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

                   В методике преподавания английского языка  лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. Таким образом, можно сказать, что акцент преподавания делается не на язык как систему, а на речь.

                   Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:

    в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать;

    в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других;

    в чтении: умение быстро читать про себя;

    в аудировании: умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении;

    в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации.

                                 Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Давайте рассмотрим возможности использования компьютера на всех этапах обучения лексике.

                  Ознакомление со словами включает раскрытие их формы, значения и употребления. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. На этапе показа, на экране появляются слова и соответствующие им картинки. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует тем, самым их лучшему запоминанию.

                Компьютерные презентации можно использовать на уроке с элементами страноведения: например, когда проходят тему о Лондоне или любой другой англо-говорящей стране.   Зрительное и слуховое восприятие также помогает ребенку активно, сознательно усвоить лексический материал.

                  Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. Рассмотрим эти этапы.

                  На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

    What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

    What awful weather! - Какая ужасная погода!

    Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?

    What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?

    It's windy! - Дует сильный ветер!

    It's raining - идёт дождь

    Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

               На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

                На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

    Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:

    Укажите правильный вариант перевода:

    снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball

    Какое из написанных слов является лишним по смыслу:

    winter, February, cool, december, November, January

    Выберите самую подходящую фразу к данному слову – warm:

    What awful weather! It's windy! Is it usually as hot as this? It's too dark. It's raining.

    Выберите самую неподходящую фразу к данной - What's the forecast for tomorrow?:

    What awful weather! It's windy! It's raining. I can't sleep. Is it usually as hot as this? What a beautiful day!

                 Компьютер помогает организовать и контроль лексики на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Без применения ЭВМ учителю очень сложно проверить выполнение всех упражнений всеми учащимися одновременно из-за недостатка времени на уроке. В связи с этим учитель предполагает, что если школьник умеет выполнять какую-то операцию с лексическим материалом при выполнении одного конкретного упражнения, то он, наверняка, умеет выполнять эту же операцию (или аналогичную) в других упражнениях, которые у этого ученика не проверялись. Учителю приходится делать выводы об уровне сформированности лексического навыка на основе отдельных ответов не только у отдельных ребят, но и у всего класса.

                 Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений, при этом учитель вызывает отдельных учеников, чтобы проверить, правильно или неправильно оно выполнено, либо использует отсроченную проверку в устной и письменной форме. А промедление в сообщении результатов учащемуся (при отсроченном контроле) обратно пропорционально эффективности тренировки. При обучении с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

                   XXI век – век высоких технологий. У учителей появилась возможность использовать на уроке различные технические средства, такие как компьютер, видео и аудио аппаратуру, спутниковое телевидение, Интернет и многое другое. А это позволяет сделать уроки иностранного языка более интересными и продуктивными, повысить у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка. Ведь используя новейшие технические средства, учащиеся не просто изучает иностранный язык, но и могут полноценно его использовать, например, общаясь с зарубежными сверстника как по электронной почте (что позволяет учащимся тренироваться в письме), так и, используя веб – камеру (что позволяет учащимся тренироваться в говорении).

                Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

    Список  использованной литературы.

    1.Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.41-43

    2. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе/ Л. А. Цветкова//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.43-47

    3.Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н.В. Апатова. –М.:ИОШ РАО, 1994. с.48

    4.Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ № 2,3 2001г.

    5.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003, 192 с.

    6.Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие навыков говорения (монологическая речь) на уроках английского языка у слабых немотивированных учеников

    Учитывая особенности слабых немотивированных учеников  (слабую память, неспособность концентрировать внимание, низкую работоспособность и академическую запущенность), я разработала  методику...

    Особенности формирования коммуникативных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы

    В работе представлены формы работы (игровые технологии, речевое творчесто, интегрированные уроки, проектная деятельность,...) для формирования коммуникативных технологии с учетом особенностей учащихся...

    Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

    Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...