Cтатья "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
статья по английскому языку (10 класс)

Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда приходится принимать решения, вырабатывать новые стратегии действий в незнакомых условиях. Это требует умения самостоятельного поиска, работы над самосовершенствованием. Все это в полной мере относится и к использованию иностранного языка. Поэтому формирование навыков самостоятельной работы в процессе освоения иностранного языка становится одной из важных задач. Стоит также отметить, что навыки самостоятельной работы могут быть успешно применены и в процессе обучения, что значительно повышает эффективность усвоения иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_kak_sredstvo_usvoeniya_in.yaz_.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Резникова Инна Геннадьевна

учитель ГБОУ школа № 356 Московского района

г. Санкт-Петербург

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда приходится принимать решения, вырабатывать новые стратегии действий в незнакомых условиях. Это требует умения самостоятельного поиска, работы над самосовершенствованием. Все это в полной мере относится и к использованию иностранного языка. Поэтому формирование навыков самостоятельной работы в процессе освоения иностранного языка становится одной из важных задач. Стоит также отметить, что навыки самостоятельной работы могут быть успешно применены и в процессе обучения, что значительно повышает эффективность усвоения иностранного языка.

Понятие «самостоятельная работа» трактуется по-разному.

Р.М. Микельсон под самостоятельной работой понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя» [5, c.28]. Стоит отметить, что это определение подвергалось критике за недооценку внутренней стороны самостоятельной работы ученика, которая выражается в самостоятельной мысли, суждениях и выводах.

К.Н. Корнилов, раскрывая внутреннюю составляющую самостоятельной работы, различал два вида самостоятельной работы:

- рассчитанную на деятельность памяти

- рассчитанную на деятельность мышления и творческого воображения

Стоит отметить, что торой вид он и считает «истинно самостоятельной работой»

И.Э. Унт называет самостоятельной работой такой способ учебной деятельности, «когда ученику даются учебные задания и руководство для их выполнения, работа проводится без участия, но под руководством учителя, и её выполнение требует от школьников умственного напряжения» [6, c. 108].

Некоторые учёные, например М.А. Данилов, основным критерием самостоятельной работы считают разрешение учащимися познавательных задач, вопросов, проблемных ситуаций. Задача, по словам М.А. Данилова, «побуждает учащихся к самостоятельной работе, служит начальным моментом их мыслительного процесса» [1, c. 17].

Так же определение самостоятельной работы имеется и у Б.П. Есипова: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся к поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий» [2, c. 34].

П.И. Пидкасистый отмечает, что в определении самостоятельной работы должны быть отражены такие признаки, как творчество ученика и единство процессуальной и логико-содержательной сторон самостоятельной деятельности. Он считает, что самостоятельная работа - это такое средство, которое в каждой

конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче

Как можно судить по приведённым выше примерам, у учёных не существует единства в подходе к данной проблеме определения самостоятельной работы. Они по-разному толкуют это понятие, его структуру и роль учителя.

На наш взгляд обобщает все подходы определение А.В. Конышева: «Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку - это вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя, выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции» [4, c. 11].

Проведенный анализ позволяет констатировать следующее.

Рассматривая определения различных авторов в совокупности, можно сделать вывод, что у каждого автора свой взгляд на определение самостоятельной работы, как явления. А поэтому становится целесообразным рассматривать этот вид учебной деятельности в более широких рамках, уделяя внимание требованиям к оному, его виды, классификации и применение на практике.

Овладение иностранным языком связано с формированием у учащихся произносительных, лексических, грамматических, орфографических и других навыков, на основе которых развиваются и совершенствуются умения понимать речь на слух, говорить, читать и писать. Навыки же, как известно, вырабатываются только в ходе систематического выполнения определённых действий с учебным материалом, т.е. таких действий, которые позволяют многократно слушать, произносить, читать и писать на изучаемом языке.

Устная речь и в первую очередь говорение осуществляется непосредственно в присутствии собеседников, роль которых в школе выполняет учитель и соученики. Однако обучение говорению предполагает определённые стадии, для которых самостоятельная работа является наиболее адекватной формой.

В самостоятельную работу целесообразно также включать определённые звенья работы над языковым материалом - знакомство с ним и частично тренировку в его

употреблении. Что касается чтения, то этот вид деятельности совершается читателем главным образом наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа вполне ему соответствует. Аудирование в настоящее время происходит не только в классе, без подготовки, в присутствии учителя, с его голоса или в фонозаписи, но существуют и аудиотексты для самостоятельной работы учащихся, и эта форма работы вполне применима к данному виду речевой деятельности. Обучение письму также предполагает определённые этапы, на которых самостоятельная работа играет, большую роль, чем работа учащегося в классе.

На различных уроках с помощью разнообразных видов самостоятельной работы учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Вся эта работа только тогда дает положительные результаты, когда она определенным образом организована и удовлетворяют определенным требованиям

При организации самостоятельной работы, внимание должно уделяться следующим дидактическим требованиям:

• Самостоятельная работа должна способствовать решению основных дидактических задач - приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

• Самостоятельная работа должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

• Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

• Последовательность выполнения домашней и классной работ должно логически вытекать из предыдущих самостоятельных работ и готовить почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой

задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако следование одним лишь требованиям не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой значительно облегчит выбор нужного вида самостоятельной работы, облегчит её организацию и последующее выполнение.

Жарова Л.В. рассматривает самостоятельную работу с организационной точки зрения, и выделяет:

- наличие цели самостоятельной работы;

- наличие конкретной задачи;

- четкое определение формы выражения результата (устная, письменная, практическая);

- определение формы проверки результата самостоятельной работы;

- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание [3, c. 18].

Отсюда следует, что можно повысить не только качество организации и проведения самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка, но и облегчить её выполнение для самих учащихся путём простого соблюдения требований к оной.

Список литературы

1. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности [Текст] / М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1961. - №8. - С. 90-95

2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 196. – 64с.

3. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся [Текст] / Л.В. Жарова. - Л., - 1982. – 76с.

4. Конышева, А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку [Текст] / А.В. Конышева. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2005. – 82 с.

5. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения [Текст] / Р.М. Микельсон. - М.: Педагогика, 1960. – 28 с.

6. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990 – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковые трудности в освоении иностранного языка на старшей ступени обучения и некоторые пути решения

В работе представлены основные лингвистические трудности, возникающие среди старшеклассников в процессе изучения иностранного языка. Предложены пути их решения. Работа носит научно-практический характ...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Формирование мотивационной готовности к освоению иностранного языка (доклад)

Применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит...

«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...

статья "Самостоятельная работа как средство освоения иностранного языка"

Резникова Инна Геннадьевнаучитель ГБОУ школа № 356 Московского районаг. Санкт-Петербург Современный мир сложен и изменчив. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с массой ситуаций, когда...

Статья "Мотивация как ключевой фактор успешности в освоении иностранного языка".

Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком. Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» Какие бы современные м...