Эссе "Я - учитель"
статья по английскому языку

Байбулатова Лилия Ильшатовна

О становлении своей профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_esse_ya_uchitel.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

учителя английского языка МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой, ЯНАО, Байбулатовой Лилии Ильшатовны

Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Я - учитель.  Когда я произношу эти слова, меня охватывает чувство гордости, радости и глубокого морального удовлетворения. Ведь на свете нет профессии благороднее, чем учитель. Почему же я выбрала именно эту профессию? Наверное потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Так должно было быть! Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Мое желание совпадало с желанием моей мамы. Став учителем, я воплотила в жизнь ее мечту. Именно она вложила в меня такие важные качества как доброту, искренность, порядочность, ответственность, целеустремленность, отзывчивость, любовь к детям, без которых невозможно быть настоящим учителем.

Помимо личностных качеств человека, определяющим фактором, влияющим на выбор профессии, на мой взгляд, является учеба в школе, а именно, заинтересованность тем или иным предметом. Будучи еще совсем ребенком, я любила читать различные надписи, этикетки, инструкции на английском языке, хотя и не понимала перевода слов. И когда я начала изучать английский язык в 5 классе, он стал моим фаворитом среди других предметов. Язык меня привлек своим произношением, эмоциональностью и выразительностью. Мне безумно нравилось произносить слова, словосочетания, предложения на английском языке, слушать иноязычную речь. Я мечтала овладеть английским языком в совершенстве, представляла, как в будущем я буду путешествовать по разным странам и свободно общаться с иностранцами, с носителями языка, узнавать много интересного об их культуре, обычаях, традициях. После окончания школы  я ни на секунду не сомневалась, куда поступать, конечно же на инфак! Мне несказанно повезло с моими преподавателями Башкирского Государственного Университета им.Акмуллы, которые оказались настоящими профессионалами, мастерами своего дела. Именно они обучили меня основам и особенностям методики преподавания иностранного языка, наделили знаниями, умениями и навыками обучения английскому языку. Студенческие годы пролетели незаметно. Получив высшее образование по специальности «Лингвист, преподаватель английского языка», я,  тогда еще очень наивная, полная энтузиазма, отправилась на поиски работы.

Работа в школе мне представлялась очень интересной, яркой, насыщенной и не сложной. Моя педагогическая деятельность началась в МБОУ «СОШ №4» г. Кумертау в 2007 году. Поначалу было очень трудно привыкать к тому, что совсем недавно я сама была прилежной ученицей, слушала рассказы учителей на уроках, решала задачи и примеры, рассказывала наизусть стихи и прозу, а  теперь я сама стою перед учениками и учу их тому, чему меня в свое время учили мои педагоги. Конечно, не передать словами, какие чувства и эмоции переполняли мою душу в первые годы  работы в школе. Первые уроки, помню, давались с трудом, голос казался неестественным, временами меня охватывало волнение и страх, я часто задавалась вопросом: «А правильный ли путь я выбрала в жизни?» Но со временем тревога исчезла, пришла уверенность. Я  ловила себя на мысли, что с каждым днём меня всё больше охватывала влюблённость в школу, в детей, таких разных, ершистых и покладистых, серьёзных и озорных. Я чувствовала на себе их пристальный взгляд, как они с неприкрытым интересом наблюдали за мной, внимали каждому моему слову. Мне хотелось сделать каждый свой урок небольшим открытием для детей. Таким, чтобы он не только давал школьникам определенные знания, умения и навыки, но и увлекал их, возбуждал их умы, дарил  радость от понимания того, что у них получается. Современные технологии  помогают сделать процесс изучения данного предмета увлекательным и приближенным к реальности. 

Современный учитель - это учитель, который живет в ногу со временем. Умение и готовность постоянно учиться, самосовершенствоваться - это качество, которое лучше всего отражает нашу профессию. Мы живём в веке информационных  и коммуникационных технологий. Поэтому учитель должен активно внедрять их в учебный процесс. По своему опыту знаю, что применение на уроках ИКТ повышает интерес ребёнка к изучаемому предмету, предоставляет возможность шире проявлять свои творческие способности. 

Основной подход, который я ставлю во главу угла своей педагогической деятельности – это личностно-ориентированный подход. Он нацелен на личностное развитие каждого ученика, на его самоопределение и самореализацию. Предмет «Английский язык» обладает своей спецификой по сравнению с другими дисциплинами. Главное отличие – это то, что он является одновременно и целью, и средством обучения. Есть замечательное высказывание о том, что иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Я с этим полностью согласна! Не затронув лично каждого ученика, не найдя к нему индивидуальный «золотой ключик», нельзя достичь успеха в обучении. И конечно, я считаю, что для успешного обучения иностранному языку, в первую очередь ученик должен обладать высокой мотивацией к изучению языка. Он должен понимать, для чего ему это знание и умение. Часто в своей деятельности я сталкиваюсь с проблемой – как заинтересовать детей, как объяснить им важность иностранного языка в современном мире. Один мальчик когда-то поставил меня в тупик вопросом: «А зачем мне Ваш английский? Я буду сварщиком, как мой папа, а ему английский язык не пригодился». Именно поэтому на каждом уроке я стараюсь объяснить на доступных примерах важность своего предмета, преимущества, которые он дает, для чего нужно знать иностранный язык конкретно каждому и как его приложить к его будущей профессии.        

Часто бывает так, что заинтересованность ученика в том или ином предмете зависит от личности учителя, который данный предмет преподает. Жесткий, авторитарный стиль отталкивает детей, вызывает у них страх, желание избежать неприятных эмоций, боязнь неудачи. Я знаю это из собственного печального опыта. Мой учитель математики был хорошим предметником, но придерживался жесткого стиля преподавания. Уроков математики я попросту боялась. Исходя из этого, я твердо знаю, каким должен быть учитель – таким, чтобы ученики его любили и уважали. Педагогика должна быть гуманной, а учитель должен вызывать у учащихся желание идти к нему на урок. Такт, выдержанность, уважение к ученику, готовность похвалить его за удачу и подбодрить в случае неудачи – вот то, чем я стараюсь руководствоваться в своей работе. Я убеждена, что если ребенок испытывает психологический дискомфорт, если он недостаточно открыт учителю, если боится ситуации неуспеха, он никогда не сможет говорить на иностранном языке.

        Недостаточно просто наладить контакт со своими учениками  - необходимо его поддерживать, быть для учеников интересным, самому представлять из себя личность, быть эрудированным. Для этого необходимо учиться и развиваться самому. Я часто рассказываю детям занимательные лингвистические казусы, беру темы, интересные им, к примеру, молодежный сленг или популярные компьютерные сокращения, которыми пользуются подростки в социальных сетях, даю творческие задания, связанные с информационными технологиями. К примеру, мы практикуем такой вид работы, как создание презентаций в программе Power Point на различные темы, как например «Famous People» («Известные люди»), «My idol» («Мой кумир») и т.д. Ребятам очень нравится демонстрировать и обсуждать свои презентации, такой вид работы очень интересен для них, вместо традиционной сдачи домашних работ в тетрадях.

        Игровые технологии тоже находят место в моей работе, ведь именно через игру запоминается гораздо больше и лексического, и грамматического материала. Например, тему «Общие вопросы» очень помогает закрепить игра «Guess who you are» («Угадай, кто ты?»), когда ученик держит табличку, не глядя на нее, и пытается наводящими вопросами узнать, какое имя персонажа сказки или фильма на ней написано. Все вопросы должны иметь ответ «Да» или «Нет». Старшеклассники особенно любят эту игру, ведь она дает такой простор для фантазии и шуток! Я заметила, что в тех классах, где чаще работаю с применением игровых технологий, дети охотнее говорят по-английски, делают это свободнее, пропадает элемент стеснения.

На своих уроках я применяю такой прием как рефлексия, который является одной из методологических основ Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Считаю рефлексию необходимым моментом урока.  Ведь именно рефлексия позволяет учителю осуществить  обратную связь, определить,  насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока  те  задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.                

Не обойтись в работе учителя английского языка и без нетрадиционных способов обучения. Я часто провожу уроки-путешествия в Лондон, Нью-Йорк, в Сидней – это, конечно, напрямую связано с использованием метапредметных связей в обучении английскому языку. На своих уроках я использую дополнительный материал по истории стран изучаемого языка, их культурных особенностей,  материал и по географии, и по литературе. Это помогает проводить уроки интереснее, доступнее , ведь часто бывает так, что ученик любит географию или историю, а находя связи между предметами, проникается интересом и к языку.  С появлением мультимедийного проектора я провожу виртуальные уроки-экскурсии в Музей естественной истории в Лондоне, в Галерею восковых фигур Мадам Тюссо, в Британский Парламент. Сказать, что ученикам это интересно – значит ничего не сказать. Посмотреть видеофильм или презентацию, или фрагмент образовательной передачи BBC – все это очень повышает познавательный интерес учащихся. Это направление работы мне нравится, и я буду продолжать учиться проводить нестандартные уроки.

Вместе с желанием работать растет профессионализм, опыт, понимание, что все, что я делаю – делаю неслучайно и не зря. Я пришла к выводу, что добиться чего-то в этой профессии нельзя без талантливых детей, а делаем детей талантливыми только мы - учителя. Поэтому, когда мои ученики становятся призерами конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют заинтересованность к моему предмету и хотят как можно больше узнать, прийти на дополнительное занятие, я испытываю огромную гордость не только за них, но и горжусь собой. Горжусь тем, что ношу это почетное звание – учитель. Теперь я ни на секунду не сомневаюсь в том, правильный ли я выбрала путь. В другой профессии я и представить себя не могу! Учитель-это великое призвание, учителем может быть не каждый, он должен быть примером для подражания. Самое важное чувство, которое должно быть в сердце учителя – это любовь. Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к предмету и к детям. Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. 

Я уверена, что любить каждого ученика, видеть в нем человека с его недостатками и достоинствами просто необходимо в нашей профессии. Это убеждение укрепилось во мне, когда я стала мамой. Появление на свет моего сыночка стало для меня своеобразным откровением. Я посмотрела на своих учеников совершенно другими глазами, я осознала, что оказывается, каждый ребенок уникален и индивидуален по своему, в каждом из них заложена безграничная материнская любовь, вера в его светлое будущее. Только искренней любовью, которую так хорошо чувствуют дети, можно завоевать доверие, без которого невозможно учить и воспитывать.

Мне запомнилось одно мудрое высказывание: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни». Именно эти слова впоследствии и стали моим девизом по жизни.

Я убеждена, что по-настоящему счастливым может быть только тот человек, который занимается своим любимым делом. Идти на работу с радостью, с работы – с приятной усталостью – не в этом ли есть одно из проявлений высшего счастья?!

Закончить своё эссе мне хочется словами «Проживи одну свою жизнь  и тысячу жизней своих учеников - и ты проживёшь вечность!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...