Формирование УУД на уроках английского языка
статья по английскому языку (7 класс)

Матусович Денис Владимирович

Статья посвещена теме: "Формирование УУД на уроках английского языка". В ней автор делится своим опытом о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках английского языка. Приводятся некоторые практические советы и рекомендации, которые могут быть полезны другим учителям английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в пенитенциарной школе

Матусович Д.В

учитель английского языка

ИК-43 г. Кемерово

         Основу современного контингента в нашем структурном подразделении составляют    обучающиеся со следующими особенностями:

- негативное отношение к учебе;

- дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы;

- сниженный уровень обучаемости в результате употребления алкоголя и наркотиков;

- длительный перерыв между предыдущей и настоящей учебой;        

- стремление уклониться от посещения школы, поскольку обучение не входит в систему ценностей данной категории людей.                                                              

Отсюда вытекают особенности процесса обучения таких школьников:

- «текучесть» обучающихся, обусловленная различными причинами: движением по этапам, УДО, конец срока.

- изоляцией за нарушение режима колонии от одной недели до года;

- работа на разных объектах колонии, которую многие не хотят терять, так как это влияет на срок отбывания наказания.

Поэтому в работе с таким контингентом обучающихся  необходимо учитывать эти особенности и при проведении уроков подбирать такие методы и приемы работы, которые повышают учебную мотивацию школьников, прививают интерес к учебному  предмету. На моих уроках английского языка я стремлюсь это делать.

При формировании УУД  я начинаю с исследовательской работы. В начале учебного года я провожу анализ интереса  к  учебному материалу по моему предмету  всех моих учеников, который сразу же проявляется на первых уроках. Одни учащиеся слушают внимательно материал, видно их стремление познать новое. Другие  обнаруживают  негативное отношение к предмету и неохотно включаются в работу на уроке.

Основная моя задача при формировании личностных УУД - это повысить интерес к предмету, особенно  низко мотивированных учеников. Для этого я, в первую очередь, подготавливаю интересный учебный  материал, используя интернет-ресурсы: видеофильмы, видеофрагменты, интересные  темы для говорения и аудирования, чтения и письма. Например, я использую интерес учеников к музыкальным видеоклипам. Они часто просят меня перевести их, так как хотят узнать, о чем поют известные певцы. Поэтому при изучении какого-нибудь грамматического правила или лекски на определенную тему, я использую фрагменты из музыкальных видеоклипов. Так же у обучающихся есть любимые актеры. У кого-то это Джекки Чан, у кого – Арнольд Шварценеггер. Я так же использую отрывки из интервью с ними, чтобы изучить то или иное языковое явление. Язык так же связан и со страной, где говорят на нем, с ее культурой, историей, архитектурой. Поэтому при изучении темы  урока «Достопримечательности Лондона», использую красочные и познавательные учебные фильмы, где показываются эти достопримечательности. После просмотра фильма, обязательно провожу беседу с учениками, используя английские слова. Спрашиваю их, какая достопримечательность особо запомнилась им и почему. А потом включаю отрывки из знакомых им художественных фильмах с видами Лондона и прошу их назвать эту достопримечательность.

Многие ученики пенитенциарных школ имеют либо завышенную, либо заниженную самооценку. Моя задача как учителя проводить такую работу, чтобы к концу учебного года  повышалось количество учащихся с позитивной учебной мотивацией и адекватной самооценкой. При дифференцированном подходе к способностям учеников можно формировать правильную самооценку. Когда ученик видит, что справляется с заданием, подобранным специально для его уровня, то это способствует формированию адекватной самооценки.

Особенное внимание обращаю на нравственно-этическую ориентацию, что в условиях нашей школы играет первостепенную роль. Для этого на своих уроках я стараюсь подбирать тексты, которые отражают жизнь человека с общепринятыми ценностями и нормами поведения, провожу беседы с использованием английских слов на нравственно-этические  темы. Иногда такие беседы вызывают споры, недопонимание, отрицание и это нормально, учитывая их образ жизни. Надеюсь, что такие педагогические приемы все равно посеют в душе каждого ученика зерно доброго, вечного и заставят задуматься над своей жизнью: «А правильно ли я живу?»

Иногда, в качестве учебного материала, использую фрагменты из англоязычных художественных фильмов драматического содержания для  развития эмоциональной отзывчивости и эмпатии.

При формировании регулятивных УУД учитываю необходимость действий целеполагания. Например, мы проходим тему «Животные». Поэтому после объявления  мною темы урока я прошу учеников определить цели урока. Примерные ответы будут включать: знать лексику на эту тему, уметь составить предложения с названиями животных на английском языке. Или, наоборот, в рамках той же темы, демонстрируя учебный материал с английскими названиями животных, прошу учеников определить тему урока.  

При формировании регулятивных УУД важно так же обращать внимание на действие планирования. Для достижения этой цели учу определять план действий и действовать по нему. Например,  при изучении темы «Город»,  я задаю ученикам вопрос: «Какие слова, в первую очередь, мы должны знать на английском языке  при изучении этой темы?» Ученики сами предлагают варианты слов. После чего даю им возможность оценить результаты своих действий при помощи раздаточного материала и сделать работу над ошибками, тем самым формируя действие оценки

При  формированию познавательных УУД на уроке учитываю специфику нашего учреждения, так как у учеников нет возможности выхода в интернет в силу особенностей режима колонии. Тем самым они ограничены в возможности добывать новые знания и находить ответы на вопросы. Поэтому учебный  материал готовлю я, приношу на урок  разной сложности  тексты, учу каждого ученика  самостоятельно выделять главную мысль предложенного им текста. «При прохождении грамматического материала обучающиеся вместе с учителем учатся анализировать. Синтезировать – при монологической и
диалогической речи, а также при выполнении упражнений в учебнике: вставить
недостающие слова; вставить недостающие буквы; завершить предложение;
заполнить таблицу; догадаться о правиле образования степеней сравнения
прилагательных, косвенной речи
 и т. д»[1].

Умение отличать известное от неизвестного формирую при изучении темы: «Английские заимствования в русском языке». Я беру знакомые им английские слова, например, секонд хенд, хэд энд шолдерс, спикер, футбол и прошу их догаться, из каких английских слов они составлены и что они означают. Отталкиваясь от известной информации, учу школьников приобретать новую.

Развивая умение выявить аналогии, я прошу учеников соспостовлять принципы образования грамматических времен в английском и русском языках. Например, изучив тему: «Образование настоящего времени в английском языке», я прошу учеников сравнить, как образуется настоящее время в нашем.

Большой интерес учеников вызывают устные упражнения, когда ученики слышат английское слово и подбирают русское слово с похожим звучанием.

При формировании коммуникативных УУД нужно опять-таки учитывать специфику контингента нашей школы. Что касается метода групповой работы, то он не всегда  приемлем, так в отрядах есть свои особенности общения, которые не позволяют некоторым ученикам общаться в группах.  Поэтому этот метод я применяю не так часто.

Умение работать в группе пытаюсь развивать с помощью игровых технологий, например, после изучения темы «Части тела», разбиваю класс на команды и провожу игру на знание английских слов. Каждая команда должна набрать как можно больше очков, правильно назвав английское слово, когда я демонстрирую им картинки по пройденной теме.

На начальных этапах изучения языка помогаю ученикам составлять мини-диалоги, где они учатся отвечать и задавать простые вопросы: «Как тебя зовут?» «Сколько тебе лет?» «Из какого ты города?»

Умение оформлять свою мысль в устной речи формирую тем, что даю ученикам  задание по составлению рассказа о себе, своей семье, своих планах и мечтах.

В заключении хочу отметить, что и впредь в моей педагогической деятельности буду продолжать работу по повышению у обучающихся  учебной мотивации, познавательного интереса к своему предмету в соответствии с целью работы нашей школы: создание условий для формирования социально- адаптированной личности с адекватной самооценкой, действующей в рамках закона и общепринятых нравственных норм, ориентированной на саморазвитие, готовой к определению своего места в жизни и способной реализовать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.


[1] О. С. Шепелева
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В ДИСКУРСЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v-diskurse/viewer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности внеклассного чтения для формирования УУД на уроках английского языка

Доклад для выступления на районном методическом объединении...

Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках английского языка"

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проект...

Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

Даны методические рекомендации по организации учебного процесса...

Проект по теме "Формирование УУД на уроке английского языка"

Проект по английскому языку ФГОС НОО "Формирование УУД на уроке английского языка"...

Пути формирования УУД на уроках английского языка в начальной школе

Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Формирование УУД на уроках английского языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...