Главные вкладки

    Возможности внеклассного чтения для формирования УУД на уроках английского языка
    статья по английскому языку по теме

    Доклад для выступления на районном методическом объединении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rmo.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Возможности внеклассного чтения для формирования УУД на уроках английского языка.

    учитель английского языка

    МБОУ СОШ №4

    Жолобко Галина Андреевна

    Шатура, 2012

    Последние десятилетия XX и начало XXI века ознаменовались глубокими изменениями политического, социально-экономического и   социокультурного характера в российском обществе. Эти изменения оказали существенное влияние и на развитие образовательной сферы.

    Современные тенденции обучения иностранным языкам  предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе развития умений иноязычного речевого общения.

    Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через  формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной                             основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

    В широком значении термин « универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В узком ( психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Как же формируются познавательные УУД при чтении на иностранном языке?

    Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все.

    Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.

    Проведенные в последнем десятилетии исследования в ряде стран показали: читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Как же это происходит? Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, в том, что это – всегда труд – интересный, доставляющий удовольствие, радость. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать человеком. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти качества.

    Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки домашнего чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами.

    Упражнения на уроках домашнего чтения.

    Методисты и учителя предлагают много видов заданий для работы над текстами. Естественно, что виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась и беседа по прочитанному, по проблеме текста, то, кроме заданий, упомянутых выше, добавляются еще и другие, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя, постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.

    Нет согласия между методистами и в необходимости предтекстовых упражнений, направленных на работу с лексическими и грамматическими структурами, использованными в тексте. Одни авторы считают, что такие упражнения обязательны и они должны предшествовать обсуждению самого текста, поскольку тем самым у учащихся обогащается словарный запас и подготавливается база для дальнейшего говорения по проблеме. Другие авторы считают, что чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, а не средство для обучения устной речи, поэтому предварительная работа над словами здесь будет лишняя.

    Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности. Так, в начальной школе и тексты проще, и задания. Старшеклассники же уже готовы говорить по проблеме, не просто зачитывать и переводить отрывки. Им также можно предложить выполнить какое-нибудь творческое задание или написать сочинение.

    Примеры Предтекстовых упражнений (работа над словами и грамматикой, использованные в тексте).

    1. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.

    2. Найти пары. Учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.

    3. Выбрать антоним слова из предлагаемых. Например, dull is the opposite of deep, bright, little, wide, narrow.

    4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы. Например, A common synonym of barely is only, hardly, difficult.

    5. Объяснить слово или фразу, не переводя ее. Например, eat like a horse, to sleep like a log, to stand on one’s head or one’s heels.

    6. Соединить пары слов по смыслу, например, match the words for jobs with the words for places. Jobs: watchman, lawyer, vicar. Places: police station, court, church.

    7. Работа над однокоренными словами. Например, give the corresponding noun form of these verbs: decide, reduce, arrive, discover, disappear, admit, believe.

    8. Работа с предлогами. Например, fill in the gaps with necessary prepositions.

    Pete sat up working ______ his lecture. There was only one hotel to stay ____ in Camford.

    9. Выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.

    10. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

    11. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте. Например, The dark clouds suggest an approaching storm.

    12. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение. Например, write sentences with these words: bedridden, persecute, expelled.

    12. Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста. Например, give English equivalents of the following Russian word combinations: вакансия на должность преподавателя, пришлось разместить многих из кандидатов по двое в одной комнате, он засиживался допоздна...

    13. Частичный перевод предложения, где учащимся остается перевести на английский только одно слово, данное в скобках. Например, (В течение трех дней) Pete never left his room.

    Контроль понимания общего содержания.

    Все перечисленные задания максимально облегчены, в них все внимание сконцентрировано только на содержании. Они могут по указанию учителя выполняться как в устной, так и в письменной форме.

    Эта система контроля должна быть, как можно больше ориентирована на самоконтроль читающего. При этом контрольные задания могут быть сообщены читающему или до чтения или после него.

    Контрольная обратная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста.

    Примеры заданий:

    1. озаглавить главные смысловые части текста;

    2. найти (выписать) предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;

    3. прочитать (выписать) те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;

    4. найти (выписать) предложения, подтверждающие или отрицающие определенное мнение;

    5. перечислить последовательно всех действующих лиц;

    6. назвать по порядку все места действий, названные в тексте;

    7. продолжить (окончить) рассказ одной-двумя фразами на иностранном языке;

    8. ответить на вопросы, ответы на которые учащиеся могут найти в тексте;

    9. угадать и описать ситуации, в которых автор употребляет ту или иную лексическую единицу, сочетания слов или целое предложение. Например:

    Everyone turned to the only woman who was sitting on the sofa and listening in silence to the discussion. Who was that woman?

    "How charming you look to-night!" Whom did these words refer to?

    Who said: "His reputation in Paris and Vienna is, I believe, bad enough"?

    "When poor Italy is free..." Who- spoke these words?

    Say whom this reply belongs to: "If he is not a scoundrel himself, he is a tool in the hands of scoundrels."

    10. Согласиться или не согласиться с высказываниями в соответствии с содержанием. Например, agree or disagree with the statements, using the expressions: certainly, of course, sure, you are right, quite correct; I’m afraid that’s wrong, on the contrary, surely not, you are mistaken etc.

    Camford is a very small town. Pete and Adams were given the same object to speak on.

    11. Учитель называет 2—3 предложения. Нужно выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его. Например:

    Ray had no relatives to correspond with. Ray had many relatives to correspond with.

    12. Пересказать текст, сокращая его и выбирая главное. Возможен пересказ по плану или по ключевым словам.

    13. Написать вопросы, ответы на которые послужат пересказом текста

    13. Перевести отрывок на хороший русский.

    Творческие задания.

    1. Попытаться представить поведение героев в изменившихся обстоятельствах, например, несколько лет спустя или спросить, чтобы стало с героями, если бы что-то не произошло;

    2. Пересказать текст от лица различных персонажей. Здесь учащимся можно даже пофантазировать, ведь в тексте не может содержаться вся информация о поведении и местоположении того или иного героя;

    3. Предложить картину-иллюстрацию к тексту, не рисуя ее, а просто описать, что там будет;

    4. Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там. Например, you work for the newspaper. You are going to interview one of these people: Mr. Harris, Miss Adams, Sergeant Parnell. Write 5 questions for the interview. Then interview your friend and write his/her answers. Или: What would you ask Ivanhoe on meeting him?

    5. Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Что чувствует герой (героиня) в данный момент»

    6. Написать рекламную брошюру какого-либо места из текста или заведения. Например, write an advertisement for the Race Train. Use a map of Canada to describe a route of the train across the country.

    7. Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы послужить вступлением.

    8. Написать письмо герою или героине книги, предупреждая его (ее) о том, что может случиться. Например, Write a letter to Olivia warning her about Malvolio's actions (use Shakespeare's phrases where possible) ("Twelfth Night").

    9. Дать совет герою (героине). Your advice to Childe Harold.

    10. Написать сочинение о своем любимом персонаже;

    11. Сравнить персонажей книги, которые там явно противопоставлены друг другу или с персонажем ранее прочитанной книги.

    12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.

    13. Подобрать / отобрать пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.[28]

    Все задания на таких уроках можно разделить на 3 группы:

    1. Игровые (они обязательны на начальной ступени, но и старшие с удовольствием включаются в игру)
    2. На знание текста
    3. Дискуссионные (более приемлемы в старшей школе, но элементы постепенно вводятся и на начальном этапе)

    Игровые приемы:

    1. объявление о розыске (Кто? Откуда? Возраст? Что носил? Где видели? С кем? Внешность? Зачем разыскивается?)
    2. бюро находок (игры с предметами и картинками - Чье это? Что взяли с собой? Что забыли?)
    3. путаница с именами (поиск ошибок во фразе типа "Мистер и миссис Дарлинг, их дочь Нана и сын Питер - пираты".)
    4. создание киносценария (Каких персонажей и в какой местности вы будете снимать?)
    5. воздушный шар (Без кого из второстепенных героев может обойтись сюжет? Перескажи эпизод "выкинув лишнего героя из воздушного шара")
    6. кроссворд (с использованием лексики из книги)

    На знание текста:

    1. Расположи события в хронологическом порядке
    2. Узнай героя по описанию, кто был положительный, а кто отрицательный, что случилось с каждым в конце
    3. Каждый герой имеет свой секрет: какой и почему?
    4. Кто и когда был удивлен, испуган, рассержен, расстроен?
    5. Кто это сказал? В какой ситуации?
    6. Выбери иллюстрацию, которая подходит/не подходит книге?
    7. Начерти текстограмму эмоций героя
    8. Дискуссионные:
    9. Подбор эпиграфа
    10. Причины и следствия событий
    11. Личное отношение к поступкам героя
    12. Личностные изменения героя
    13. Советы героям
    14. Подбор доказательств

    Работая над книгой, можно подбирать пословицы, выражающие суть эпизодов, что позволяет знакомиться с народным творчеством. Продолжением работы над книгой может быть просмотр фильма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках английского языка"

    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проект...

    Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

    Даны методические рекомендации по организации учебного процесса...

    Упражнения на формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе

    —У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко  рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой  язык и что он...

    Статья на тему "Формирование УУД на уроках английского языка"

    Статья на тему "Формирование УУД на уроках английского языка"...