«Читательская грамотность учащихся на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Обмен опытом по развитию читательской грамотности учащихся на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Читательская грамотность учащихся на уроках английского языка»

2021

     Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности учащихся вызвана требованиями, предъявляемыми социумом и временем.

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности.

Однако, педагоги сталкиваются с многочисленными трудностями у учащихся при работе с текстом. Учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, им сложно подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и проанализировать информацию из таблиц, ученики не могут перенести знания и умения из одной области в другую. Поэтому при выполнении заданий раздела «Чтение» (ОГЭ и ЕГЭ), который контролирует умения понимать основное содержание прочитанного текста, устанавливать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте, полно и точно понимать содержание прочитанного текста, учащиеся допускают многочисленные ошибки.

Отсюда можно обозначить проблему: как организовать работу на уроке английского языка, направленную на формирование функциональной грамотности у учащихся.

  Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами. Предмет «английский язык» является богатым ресурсом разнообразных методов и способов формирования функциональной грамотности.

 Для того, чтобы заинтересовать обучающихся на уроках при работе с текстом можно применять такие современные педагогические технологии и методы, которые заинтересовывают и мотивируют обучающихся:

·технология развития критического мышления через чтение и письмо;

·метод проектов;

·технология сотрудничества;

·информационно-коммуникационная технология

Необходимо обратить внимание на особенности заданий для оценки функциональной грамотности:

  • контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  • ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  • вопросы изложены простым и ясным языком;
  • используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Так с чего же стоит начинать работу над текстом?  Ключевым моментом является выбор правильного текста.

Выбор текста

Удачно подобранный текст повышает языковую деятельность учащихсяУдачный текст должен:

• быть актуальным и современным

• соответствовать уровню учащихся

• не быть очень длинным

• отвечать интересам учеников

• побуждать к высказыванию мнений,  соображений.

Этапы работы над текстом

Работу с текстом можно разделить на этапы:

  1. Предтекстовый (Pre-reading)
  2. Текстовый (While–reading)
  3. Послетекстовый (Post – reading)

Pre—reading

Задачи этапа: подвести учащихся к теме текста, разобрать лексику.

При подготовке к чтению можно выполнить такие задания:

• Написать на доске цитату, высказывание,  которое отражает суть текста, и попросить учащихся высказать свое мнение о чем будет текст.

• Использовать карточки с вопросами по тексту. При ответе учащиеся должны пояснить свои ответы.

While –reading

Перед чтением текста ученикам обязательно необходимо поставить цель. Чтение ради чтения не несет в себе никаких задач. Задания могут быть:

• развернуто ответить на вопросы.

• подтвердить или опровергнуть утверждение

• вставить подходящее слово / фразу/ заполнить пропуски

Разнообразить процесс чтения можно такими заданиями:

Найдите различия

— Иметь 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть не менее 10 отличий. Например, в первом варианте героя зовут James, во втором Jack, в третьем Jim. В первом варианте он поехал на отдых, во втором в командировку, в третьем к родителям и т.д.

Учащиеся пытаются найти 10 несоответствий.

Чтение по ролям

Инсценировать текст.

Головоломка

— Разделить текст на части по количеству учеников.

— Каждый получает по одному фрагменту текста.

— Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и выстроиться в соответствующем порядке.

Post – reading

Третий этап важно использовать для развития речевых навыков.  Классические упражнения для этого этапа:

• устный или письменный пересказ текста

•  характеристика героев

• придумать продолжение истории или новый финал текста

• придумать новый заголовок для текста

Чтобы разнообразить этот этап уместны следующие задания

Выскажи свое мнение.

Дебаты:

—  Написать фразу, которая передает основную мысль текста

- Одна группа учащихся защищает позицию «За», другая «Против»

Таким образом, при правильном подходе, использовании разнообразных методов и форм обучения, а самое главное при огромном желании самих обучающихся можно достичь высоких результатов в формировании читательской грамотности учеников.

Используемые материалы:

https://www.teachaholic.pro/readlearn-kak-rabotat-s-tekstom-na-uroke-anglijskogo/

https://moluch.ru/archive/295/67066


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранным языкам, приводятся примеры задан...

Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка

Задания  ,  развивающие  читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....

Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

«Кроссенс» как приём формирования читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка

laquo;Кроссенс» -  это ассоциативная головоломка нового поколения. Название технологии обозначает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом кроссворд.Задание для ...

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка

laquo;Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических з...