Программа элективного курса "Английский в мире науки и ИКТ"
методическая разработка по английскому языку (11 класс)

Пахомова Наталья Петровна

приграмма курса и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon angliyskiy_yazyk_v_mire_nauki_i_ikt.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа элективного курса «Английский язык в мире науки и ИКТ» предназначена для учащихся заканчивающих основное среднее образование в рамках концепции профильного обучения. Настоящая программа разработана в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Примерной Программы по иностранному языку (федеральный компонент), Министерство Образования РФ, Сборник нормативных документов. 2-е издание, стереотипное. Издательство ДРОФА, Москва, 2008, с использованием пособия для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М.: Просвещение, 2011. В рабочей программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.                                                                                                  

Данный курс является мета-предметным, так как учащемуся, кроме глубокого знания английского языка, необходимы фоновые знания, по крайней мере, в таких областях как физика, математика, химия, информатика, что дополнительно повышает значимость данного курса. 

Программа направлена на пред-профильную естественно-научную и техническую специализацию и разработана для эффективной подготовки обучающихся к профильной старшей школе или освоению программ профессионального образования в образовательных учреждениях технической и естественнонаучной направленности.

Программа элективного курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам профильного обучения и позволяет реализовать его идеи на практике.

Актуальность курса заключается в том, что практическую пользу будут иметь школьники, которые хотят быть успешными в сфере профессиональной деятельности, требующей знания иностранного языка.

Данный курс ставит целью решение целого комплекса задач в свете формирования коммуникативной компетенции учащихся и направлен на комплексную реализацию образовательных, развивающих и воспитательных целей:

  1. Систематизировать и расширить лексические, грамматические навыки учащихся, а также обще-учебные умения. 
  2. Углубить и расширить знания учащихся по чтению и переводу специализированных текстов.
  3.  А также удовлетворить потребности учащихся в специфическом языковом образовании.

Основные задачи:

1. Освоение общенаучной и технической лексики в объеме, достаточном для понимания научно-популярных и общетехнических текстов средней сложности, соответствующих уровню школьной программы для 11-х классов.

2. Освоение навыков устной и письменной коммуникации в естественнонаучных областях.

3. Закрепление знаний по грамматике из общего курса английского языка.

4. Совершенствование навыков перевода.

5. Интеграция с отдельными темами по курсу химии, физики, биологии и информатики.

6. Совершенствование навыки работы со справочной литературой, реферирования, аннотирования и конспектирования, обучать выделять главное, составлять план и приобретать другие навыки самостоятельной работы.

Содержание курса

Данный курс рассчитан на учащихся 11-х классов. Он предполагает сочетание теоретических занятий с практическими. Для выполнения данной программы учащимся необходимо освоить следующие разделы из курса “Практическая грамматика английского языка”:

  • видо-временные формы английского глагола
  • страдательный залог
  • инфинитив
  • причастие
  • степени сравнения прилагательных
  • неличные формы глагола
  • модальные глаголы

Учащиеся также должны знать порядок слов в английском предложении, словообразовательные элементы различных частей речи.                                                       Учащиеся должны уметь самостоятельно работать со словарём, справочной литературой.                                                                                                                                            Прежде всего, данный элективный курс способствует развитию основных видов чтения.

Школьники учатся:

  • Понимать основное содержание аутентичных текстов, содержащих неизученные слова, о значении которых можно догадаться на основе контекста, словообразования, сходства с родным языком.
  • Находить в процессе чтения основную мысль (идею) текста, разграничить существенные и второстепенные факты, анализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое для полного понимания текста;
  • Пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческими комментариями к тексту и грамматическим справочником;
  • Передавать основное содержание текста;
  • Выражать свое отношение к проблеме.
  • Делать аннотацию прочитанного текста.

В содержании понятия развитие коммуникативной компетенции также входит:

  • развитие языковой компетенции-

владение языковым материалом для его использования в виде речевых высказываний,

  • развитие социолингвистической компетенции-

использование языковых единиц в соответствии с нормами функционирования языка,

  • развитие дискурсной компетенции-

способности понимать и достигать связности в восприятии и произнесении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований,

  • развитие речевой компетенции –

способности понимать текст, предъявляемый зрительно или со слуха (чтение, аудирование) и порождать речевое высказывание (говорение, письмо)

  • развитие компенсационной компетенции-

способности ориентироваться в различных источниках информации (словарях и справочниках) и использовать их в учебной деятельности, способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки во владении языком,

  • развитие социо -культурная компетенции-

способности общаться в ситуациях с различным культурным контекстом,

  • развитие стратегиальной компетенции-

способности изучать иностранный язык как предмет, способности учиться.

Таким образом, в качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование способности и готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание. При работе над данным курсом используется междисциплинарная интеграция с такими дисциплинами как математика, физика, информатика.

Методы и формы обучения

Обучение строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся (аудиал, визуал, кинестетик); учитывается потребность учащихся в работе над текстом данной тематики.

Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Формы работы

«мозговой штурм»; лекция; составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и коррекция ошибок.

Результаты изучения курса

  • Повышение интереса учащихся к предмету;
  • Снятие трудностей в чтении и понимании текстов данной тематики;
  • Повышение качества знаний в целом и у каждого учащегося в отдельности;
  • Умение пользоваться справочной литературой;
  • Приобретение опыта работы со специальными текстами (“фирменные” материалы).

Учащиеся должны знать:

  • основные грамматические явления (см.выше)
  • основные трудности перевода на уровне грамматики и лексики
  • правила перевода описания изобретения и патентов, фирменных материалов.

Учащиеся должны уметь:

  • максимально полно и точно понимать всю содержащуюся в тексте информацию и критически её осмысливать (изучающее чтение)
  • быстро находить в тексте определённые данные (факты, характеристики, цифровые показатели, указания) (поисковое чтение)
  • определять тему текста, выделять основную мысль, выбирать главные факты (ознакомительное чтение)
  • находить в тексте необходимые грамматические структуры
  • грамотно переводить их на русский язык
  • грамотно пользоваться словарём (находить значение слова, соответствующее содержанию текста)
  • реферировать, аннотировать и конспектировать, составлять план.

Формы контроля достижений учащихся                                                                                 Контроль осуществляется в форме

  • наблюдений активности учащихся на занятиях
  • беседы с учащимися
  • беседы с другими учителями
  • анализа зачётных работ
  • анкетирования учащихся

Программа элективного курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам профильного обучения и позволяет реализовать его идеи на практике.

Организация курса.

Данный курс рассчитан на 34 часа и содержит 3 модуля включающих от 2 до 4 тем (всего 10 тем). 

Структура курса

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 1 год обучения (34 часа) по 1 часу в неделю и построен на блочной подаче материала: содержит 3 модуля включающих от 2 до 4 тем (всего 10 тем). Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, освоить которое можно опираясь на знания, умения и навыки, полученные в предшествующем блоке.

                                                           Содержание курса

I модуль. Начало научно-исследовательской работы. 3 темы / 13 часов.

Тема 1. Поговорим о будущей карьере.

Теория – Ознакомление с целью курса. Теория использование английского для классификации, образцы предложений (классификация от общего к частному и наоборот, передача информации, завершение предложений). Обучение написанию текстов прагматического характера: формат и фразы-клише. Обучение презентации своего научного проекта.

Практика – знакомство с учащимися, знакомство учеников с оснащением курса. Написание резюме и краткой биографии. Ролевая игра: интервью и презентация. Выполнение заданий в формате ЕГЭ: устная часть. Чтение на понимание «Бесконечно малый атом» (поиск основной идеи, задания на понимание). Прослушивание текста на понимание «Химический состав вещества». Обсуждение изучаемого материала. Письменная работа (классификация, предложения, содержащие основную мысль).

Тема 2. Кто такой ученый?

Теория – Ознакомление с особенностями научно-популярного стиля и методом научного исследования.

 Практика – Чтение на понимание «Жизненно необходимые газы» (просмотровое чтение, задания на понимание). Прослушивание текста на понимание «Драгоценные металлы». Обсуждение изучаемого материала. Написание критического обзора на научную статью. Ролевая игра: онлайн форум. Выполнение заданий в формате ЕГЭ: устная часть. Практика использования изучаемых грамматических структур.  

Тема 3. Описание эксперимента.

Теория – обучение планированию эксперимента и его результатов. Использование английского для выражения причинно-следственных связей, образцы предложений (определение причины и следствия, изложение информации другими словами). Сложноподчинённые предложения причины и следствия. Словообразование (префиксы: hyper-, hypo-, post-, sub-) и суффиксы существительных. Чтение на понимание «Отражение света» (просмотровое чтение, умение сделать вывод, задания на понимание). Прослушивание текста на понимание «Музыка звука». Предлог like и союз as, степени сравнения прилагательных. Логические средства связи и языковые структуры.

 Практика – Отработка навыков ведения дискуссии: аргументация за и против. Выполнение заданий в формате ЕГЭ: письменная часть. Описание хода исследования, проблем и результатов.  Использование языка символов и сокращений. Обзор изученного материала. Промежуточное тестирование. Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

 II модуль. Представление результатов научно-исследовательской работы. 2 темы / 8 часов

Тема 1. Описание исследования.

Теория – Обучение описанию исследования и статистических данных. Использование английского для сравнения и сопоставления, образцы предложений (понимание сопоставлений, объяснение таблиц, создание предложений, содержащих сравнение). Предлог like и союз as.

Практика – Отработка навыков чтение нелинейных текстов. Сравнение и противопоставление результатов исследования. Письменная работа (образцы организации письменного послания, причинно-следственная связь). Обобщение данных и прогнозирование дальнейших исследований.

Тема 2. Выступление на научной конференции.

Теория – Обучение организации презентации и написанию сопроводительного письма.

Практика – Чтение на понимание «Движение с точки зрения Ньютона» (поиск основной идеи, задания на понимание). Прослушивание текста на понимание «Подчиняясь закону земного тяготения».  Ролевая игра: защита научной работы. Написание статьи в научный журнал. Обзор изученного материала. Промежуточного тестирования. Выполнение заданий в формате ЕГЭ: письменная часть.

III модуль. Компьютерная грамотность. 3 темы / 13 часов

Тема 1. Способы обработки данных в информационном обществе.                                                                             Теория – Правила использования грамматических структур: Страдательный залог. Неличные формы глагола. вижении». Использование английского для построения гипотез, образцы предложений (определение гипотез в предложении и тексте). Модальные глаголы для выражение вероятности. Словообразование (предлоги: ecto/exo-, endo-, micro-, macro-). Понятие и системы обработки информации.

Практика – Прослушивание текста на понимание «Развитие электроники и микроэлектроники». Практика использования изучаемых грамматических структур. Аудирование с полным пониманием информации «История создания компьютеров». Выполнение заданий в формате ЕГЭ: чтение «Функциональная организация компьютера».  Дискуссия: Персональные компьютеры.

 Тема 2. Всемирная паутина.

Теория – Использование английского для построения определений, образцы предложений (анализ и корректирование определения, формулирование и создание определений). Определительное придаточное предложение. Условные предложения.

Практика – Практика использования изучаемых грамматических структур.  Чтение краткого текста «Языки программирования».  Лекция «Краткая история всемирной паутины». Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

Тема 3. Эра компьютеризации.

Теория – Обзор системы видо - временных форм английского глагола. Обзор изученного лексико-грамматического материала.

Практика – Аудирование с полным пониманием информации «Новые средства массовой информации».  Чтение с общим пониманием информации. Ответы на вопросы по текстам «Способы работы компьютера и его конструкция», «Современные портативные компьютеры: ноутбуки и планшеты».  Дискуссия «Сотовые телефоны и айфоны».  Итоговое тестирование. Выполнение заданий в формате ЕГЭ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Модуль

Тема

Кол-во

часов

Всего

Теория

Практика

1

1.Начало научно-исследовательской работы.

3 темы

6

7

13 часов

2

  1. Поговорим о будущей карьере.

2

2

4

3

  1. Кто такой ученый?

2

2

4

4

  1. Описание эксперимента.

2

3

5

5

2. Представление результатов научно-исследовательской работы.

2 темы

4

4

8 часов

6

1. Представление результатов научно-исследовательской работы.

2

1

3

7

2. Выступление на научной конференции.

2

3

5

8

3. Компьютерная грамотность.

  1. темы

5

8

13 часов

9

1.Способы обработки данных в информационном обществе.

2

3

5

10

2. Всемирная паутина.

1

1

2

11

3. Эра компьютеризации.

2

4

6

Итого:

34 часа

Материально-техническое обеспечение курса.

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Аудио материал.
  3. Раздаточные листы с дидактическим материалом.
  4. Ресурсы Интернета:
  • Канал «youtube»

Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта  (2012г.)
  2. Примерные программы по учебным предметам/ иностранный язык/ стандарты второго поколения. Москва, издательство «Просвещение» 2011 г., А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, А. М. Кондаков
  3. English Vocabulary in Use, Intermediate, Michael McCarthy, Felicity O’Dell, Cambridge University Press, 1994, 2001, ISBN 0 521 423961

  1. English Grammar in Use, Second Edition, Raymond Murphy, Cambridge University Press, 1985, 1994, ISBN 0 521 43680 X

  1. Cambridge English for Scientists, Intermediate, Tamzen Armer, Cambridge University Press, 2006, ISBN 0-13-282179-6

  1. Английский язык в сфере информационных технологий: учебно-практическое пособие для учащихся школ и лицеев с информационно-технической специализацией. В. А. Радовель. – Москва : Кнорус, 2017, ISBN 978-5-406-05532-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".

ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...

Программа элективного курса "В мире английских звуков"

Программа кружка « В мире английских звуков» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а т...

Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (11 класс, информационно-технологический профиль)

Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики) предназначена для реализации государственных требовани...

Рабочая программа элективного курса "В мире органических соединений"

Программа элективного курса позволит учащимся, изучающим химию в 10 классе на базовом уровне, расширить и конкретизировать знания по органической химии, создаст условия для общего развития учеников. К...

Программа элективного курса "В мире английской грамматики" для 3 класса

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования по иностранным языкам (английский язык); авторской программы курса английского языка к УМК «Enjoy English» для у...

Программа дополнительного образования "В мире науки физики"

Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....

Рабочая программа элективного курса «В мире случайных величин» по учебному предмету "Математика" для 10-го класса

Элективный курс «В мире случайных величин» предназначен для учащихся 10 класса. Программа включает материал о понятиях случайности и стохастичности, которые относятся к числу основных прин...