Формирование универсальных учебный действий на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку

Григорьева Елена Владиславовна

В статье представлены основные методы формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.

В федеральный государственный общеобразовательный стандарт, введенный в 2011 году, входит программа формирования универсальных учебных действий, являющаяся основой процесса обучения. Она направлена на развитие умений учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Если же понятие трактовать в узком смысле, то УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

  На основе универсальных учебных действий формируются личностные, предметные и метапредметные  результаты. Согласно примерной программе по иностранному языку предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру обучающихся, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора, формированию представлений о диалоге культур, осознанию себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа. Необходимо отметить огромный воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета. Предметные результаты изучения иностранного языка связаны с понятием «коммуникативная компетенция». В начальной школе речь идёт о формировании элементарной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в устной и письменной формах в доступных для младшего школьника типичных ситуациях, темах и сферах общения. В основной и старшей школе изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции.

Согласно новому образовательному стандарту у современного учащегося необходимо сформировать определенные умения и навыки, которые и являются для нас приоритетным ориентиром при разработке плана занятия.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты.

Для формирования регулятивных УУД можно выделить определенные виды заданий. Содержание каждого задания можно менять в соответствии с изучаемой лексической или грамматической темой. При обсуждении выполнения алгоритма таких заданий учитель только направляет мыслительную деятельность ученика: задает вопросы, предлагает обдумать, оценить, проверить и т.д. Когда данные виды работ войдут у обучающихся в привычку, они будут планировать и анализировать свои действия самостоятельно, без помощи учителя. Например: задания с преднамеренными ошибками, которые необходимо исправить, задания на составление предложений из слов, на восстановление  последовательности  реплик в диалоге и т.д. В ходе выполнения таких упражнений учащийся планирует свою деятельность, контролирует, корректирует, проводит самоанализ. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные;
  • логические;
  • действия постановки и решения проблем.

  Для формирования познавательных УУД  на уроках английского языка используются  задания на умение строить устное высказывание, умение извлекать информацию из прослушанных текстов, умение работать с текстом, с таблицами, умение действовать по образцу, пользоваться справочным материалом, умение находить логические связи.

Находя логические связи, учащиеся легко выводят правило, а если ребенок самостоятельно определил правило путем своих личных рассуждений и умозаключений, это правило лучше усваивается.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.  Для формирования личностных УУД необходимо использовать задания, которые, во-первых, демонстрируют учащимся правила, нравственные нормы и жизненные ценности, и во-вторых, позволяют выработать способность выражать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Например, задание прочитать текст и написать свое мнение, написать информацию о себе. Темы здорового образа жизни, правильного питания, спорта на уроках английского также направлены на формирование личностных ууд.

Коммуникативные УУД формируются при выполнении всех заданий, в которых происходит взаимодействие учащихся друг с другом в парах, малых и больших группах. Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

 – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

В заключение хочу добавить, что на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

   Формированию и развитию универсальных учебных действий способствует применение на уроке английского языка различных образовательных технологий, таких как: системно-деятельный подход, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках иностранного языка в средней школе

Универсальные Учебные Действия, что дают УУД, виды УУД, их краткая характеристика ( в помощь учителю)...

Открытый урок "Формирование Универсальных Учебных Действий на уроке иностранного языка"

Тема урока "Свободное время, досуг. Люблю не люблю". Презентация....

Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности.    В настоящее время существует большое коли...

Презентация "Использование методов формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка"

Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов.  Почему обучение эти...

Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков является использование музыки на уроках иностранного языка....

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроке иностранного языка посредством чтения сказок

В данной статье рассматривается проблема формирования УУД на уроке иностранного (и, в частности, немецкого и французского) языка посредством чтения сказок на изучаемом языке. Актуальность проблемы обу...