Особенности обучения фонетике английского языка детей с дисграфией и дислексией
статья по английскому языку (5 класс)

Жаворонкова Татьяна Кимовна

Данная статья поможет преподавателям в обучении английскому языку детей с дисграфией и дислексией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иностранные языки играют очень важную роль в нашей жизни, они тренируют мозг и расширяют наш кругозор, позволяют узнать традиции и обычаи другого народа, расширяют возможности общения, но главное являются неотъемлемой частью современного образования. В дошкольном и младшем школьном возрасте иностранный язык рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей, улучшает память, развивает воображение, внимание. Язык – средство общения. Это возможность, осуществляя коммуникативную функцию, передавать любую информацию и сообщения о предметах. Так же он служит средством общения и орудием мышления. В последнее время можно заметить, что количество детей, имеющих речевые дефекты, постоянно растет. Раннее обнаружение данной проблемы у детей дошкольного и школьного возраста позволяет исправить имеющиеся дефекты с логопедической помощью с целью предотвратить возникновение дисграфии и дислексии Все больше и больше детей и взрослых нуждаются в помощи в обучении чтению, произношению, выражению своих мыслей на бумаге и адекватному использованию грамматики. Дилексический ребенок может страдать и чувствовать неприязнь со стороны своих сверстников в школьной среде, потому что он испытывает трудности в обучении. Находясь дома, гораздо меньше шансов, что ребенок почувствует страх, поэтому проблемы, которые дислексические дети часто пытаются преодолеть легче решать в домашних условиях. Многое можно сделать, чтобы облегчить это, интегрируя ребенка в классную среду (которая является преимущественно учебной средой), где он / она может чувствовать себя комфортно и развивать уверенность и самоуважение. Изучение иностранного языка – сложная задача, и для таких детей это вдвойне сложно. Прежде всего, в данной ситуации важно желание и мотивация ученика. Задача учителя в таком случае – вовремя обратить внимание на имеющиеся проблемы у ребёнка, как можно скорее начать работу, направленную на их устранение. Для начала нужно разобраться что обозначают понятия дисграфия и дислексия. Под дисграфией понимается особое нарушение письма. Данная проблема может возникнуть у ребёнка при нормальном развитии интеллекта. Именно поэтому большинство родителей не заостряют на этом внимания и принимают нарушение за обычные грамматические ошибки или за недостаточный уровень знаний. К сожалению, дисграфия не проявляется самостоятельно, чаще всегоона идет в паре с дислексией или же сопровождается задержкой психо-эмоционального развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки, связанные со смещением или заменой букв, может наблюдаться неровный почерк, а буквы будут убегать под строку, учащиеся не используют заглавные буквы и знаки препинания. Данный симптом не имеет ничего общего с незнанием орфографических правил. Это объясняется не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма, что доставляет ребенку множество проблем. Как понять, что у ребёнка дислексия? Как правило, у детей, имеющих речевые проблемы, возникают трудности с овладением письмом, чтением, подсчетом, с усвоением и пониманием текстов, хромает логическое мышление. Существуют следующие виды дислексии: фонематическая; семантическая; аграмматическая; оптическая; мнестическая. В отличие от дисграфии, обнаружить дислексию у ребенка совсем несложно. Попросите ребёнка прочитать небольшой текст. Задайте несколько вопросов на понимание этого текста. Попросите его записать текст под вашу диктовку. Прочитайте ему небольшой текст вслух и попросите пересказать. Дети, имеющие данную проблему, испытывают определённые трудности при чтении, им очень сложно пересказывать прочитанный текст, так же они делают множество ошибок при списывании, не различают рифмы, у них может обнаружиться заикание. Дислексию у дошкольников сложнее диагностировать, чем в старшие годы, потому что многие ее симптомы являются общими для всех дошкольников. Чем больше симптомов присутствует и чем дольше они сохраняются, тем больше вероятность того, что вашему ребенку может понадобиться помощь. Дислексия характеризуется сочетанием признаков и отсутствием прогресса с течением времени, дети могут начать говорить позже, чем их сверстники. Дислексия так же сопутствуется такими симптомами, как невнимательность, отвлекаемость, проблемы с запоминанием математических фактов, хезитарная речь; трудность в нахождении правильных слов, чтобы выразить себя. Ребёнок может испытывать страх идти в школу. При совокупности трёх и более признаков ребёнка необходимо показать специалисту [7, с.58]. Если вовремя не обнаружить подобные дефекты, это повлечет за собой серьёзные проблемы. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. Как обучить ребёнка с дислексией и дисграфией иностранному языку? Учителя иностранного языка часто не имеют достаточного понимания природы дислексии и трудностей, которые она вызывает при изучении иностранного языка, и не знакомы с соответствующими методиками и методами обучения иностранному языку студентам с дислексией. Поэтому подготовка учебных материалов для этой целевой группы языковых учащихся является своевременной и крайне необходимой. У людей с дислексией возникают сходные трудности, но она может быть легкой, умеренной или глубокой, может повлиять на другие области обучения, в том числе и на способности к изучению иностранного языка. Чтобы научить детей хорошему произношению на английском языке, необходимо проводить систему тренировочных упражнений на развитие фонематического восприятия фонем английского языка и их правильную артикуляцию. Большую эффективность при устранении данного дефекта будут иметь регулярные тренировки, которые представляют собой ежедневное повторение проблемных звуков, речевую зарядку, словарный диктант и фонетический разбор слов Таким образом, одной из мер, направленных на исправление данного дефекта является тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует При обучении иностранного языка детей с дислексией нужно уделять больше внимания таким методам как ролевая игра, письмо и другие виды групповой активности, например, специально организованная игра, которая позволяет задействовать внутренние мотивы овладения языком, побуждает детей к речевым действиям. К упражнениям для развития слуха фонемы на английском языке относятся: «Поймай звук», «Тихий гром», «Звук потерян», «Угадай, кто я «Правильно-неправильно» и Так же нужно иметь ввиду, что при изучении иностранного языка мы можем столкнуться с тем, что существуют звуки, сходные по артикуляции. В таком случае сопоставление звуковой системы английского языка с русским позволяет создать методическую типологию звуков, которая помогает учителю правильно организовать ознакомление и тренировку нового звука в речи, а у детей с ФФНР воспитывает умение отличать фонемы английского языка от сходных по звучанию или артикуляционному укладу русских звуков. Сопоставляя звуки, учитель помогает работать над дикцией, четким и ясном произношении каждого звука в отдельности, а так же слов и словосочетаний, благодаря этому развиваются навыки речевого дыхания, плавность и слитность произношения. Участие в коммуникативной деятельности является важным аспектом социального развития. Языковой класс неизбежно расширит горизонты учащихся, поскольку их понимание других культур и сообществ будет развиваться. Учащиеся и их родители должны понимать, что для них процесс изучения не родного языка будет более длительным и последовательным, чем для других. Это объясняется тем, что дети с дислексией могут испытывать трудности в различных областях, включая скорость обработки информации, поиск слов и краткосрочную память. Успешное изучение языка, скорее всего, будет зависеть от личности и методов обучения учителя и от воспринимаемой актуальности языка как от фактического выбора языка. Еще одним вспомогательным действием будет использование флэш-карточек, которые будут способствовать быстрому запоминанию слов, полезно будет добавление цвета и изображения. Чтобы помочь запомнить порядок слов, поместите фразу на карточку, разделите карточку на отдельные слова, смешайте их и соберите полную фразу заново. Используйте мультисенсорное обучение Сравнительно недавний метод – использование разных оттенков одного и того же цвета для различения мужских и женских существительных и использования других цветов для представления разных частей речи Если произношение является источником трудностей, попросите учителя записать некоторые слова в MP3-файл, мобильный телефон или планшет, чтобы можно было тренироваться дома. Если же ребенок не воспринимает определенные звуки на слух, записать некоторые практические упражнения, которые можно практиковать дома. Иногда, чтобы запомнить слово, можно найти ассоциацию с визуальным изображением. Попробуйте помещать изображения рядом со словами, и изображение может быть вызвано быстрее, чем фактическое слово. Ключевым моментом здесь является выяснение того, что работает для человека. Работа над исправлением дисграфии должна проходить в комфортных для ребенка условиях. На занятиях он должен получать только позитивные эмоции. Ни в коем случае нельзя повышать на него голос и заставлять переписывать текст по несколько раз. Такой процесс может вызывать неприязнь и нежелание записывать что-либо. Детям с дисграфией и дислексией также предлагается выполнять упражнение, суть которого заключается в том, чтобы вставить пропущенные. Если учитель жалуется на низкую успеваемость ребенка, которая связана с неправильным прочтением или написанием слов, родителям необходимо уделить должное внимание данной проблеме и обратиться к специалисту для диагностики. Для устранения дисграфии детям рекомендуют тренировать моторику рук при помощи лабиринтов – ребенку необходимо безотрывно провести линию. Эффективными считаются контурные упражнения. В таком случае ребенку необходимо вычеркнуть из объемного текста заданную букву. Адаптировать таких детей к зву- Перспективы Науки и Образования. 2018. 3 (33) 325 кам иностранного языка – очень сложная задача. Особенно трудно сопоставить звуки и буквы. Так же фонологическое сознание ребенка настраивается на звуки родного языка, поэтому детям может быть трудно различать звуки нового языка. На практике показано, что при обучении иностранного языка, детям с дислексией помогает более структурированный подход [8, с.256]. Подводя итог, стоит отметить, что за последние годы значительно увеличилось количество исследований по дислексии, и новые данные далеко не окончательны. Исследователи обнаружили некоторые возможные причины возникновения дислексии, но не все они были полностью подтверждены. Несмотря на существование многих теорий, касающихся этиологии дислексии, факторы, ответственные за определенные трудности в обучении, включают в себя: генетические, экологические и неврологические (такие как нарушение головного мозга, деформация, дисфункция и отсталость, анатомические различия мозга и размер полушарий), расстройства, происходящие в пренатальном периоде, нарушения сенсорного восприятия и двигательных функций и проблемы слуха в раннем детстве. Тем не менее, на сегодняшний день эта проблема является актуальной, и мы не должны закрывать глаза на ее решение. Чтобы обучение ребёнка было эффективным и приводило только к положительным результатам, нужно чтобы образовательный процесс соответствовал потребностям ребенка, важно видеть его или ее как целого человека с индивидуальными сильными и слабыми сторонами. Понимание специфических трудностей ученика и то, как они могут повлиять на производительность ученика в классе, может позволить учителю принять методы и стратегии обучения, чтобы помочь ребенку с дислексией успешно интегрироваться в классную среду. При работе с дислексиком, преподаватель должен использовать гибкий структурированный подход, который поможет конкретному ученику, а не ожидать, что все дети должны учиться одинаково. Их способности не должны измеряться исключительно на основе их трудностей с приобретением навыков грамотности. Дети с дислексией, как и все дети, преуспевают в одной области знаний и имеют проблемы в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методической темы французского языка"Обучение французскому языку детей с дисграфией и дислексией"

Методические приемы работы с логопедическими детьми при обучении французскому языку...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методовв статье рассматриваются разные методы обучения фонетике английского языка, и выявляется чваж...

Обучение фонетике английского языка

Теоретический и практический материал по преподаванию фонетики ...

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ

В данной статье, автором, рассматриваются проблемы и особенности при обучении в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, иностранному (английского) языку в условиях ...

Доклад "Креативный подход в обучении фонетике Английского языка"

Выступление на МО учителей иностранного языка...