Доклад "Креативный подход в обучении фонетике Английского языка"
материал

Сушкова Любовь Валерьевна

Выступление на МО учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление.31.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЭРТИЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«Креативный подход в обучении фонетике английского языка»

        

(Методическое объединение учителей английского языка

Эртильского муниципального района)

Учитель английского языка:

Сушкова Л. В.

Март, 2019 г.

1. Роль фонетических навыков в обучении иностранному языку.

Сформированность фонетических навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.

В обучении произношению участвуют все анализаторы: рече-двигательный, слуховой и зрительный. За рече-двигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым - контролирующая. Эти анализаторы взаимозависимы. Психологи утверждают, что, безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Что касается зрительного анализатора, то, с одной стороны, он также участвует в контроле, с другой стороны, этот анализатор выполняет функцию опоры, так как устное общение сопровождается и дополняется мимикой, жестами, движением губ и др.

Таким образом, слуховые и произносительные навыки, существуя в неразрывной связи, опираются на прочные связи со зрительным анализатором.

Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Но фонетические навыки наших учащихся являются недостаточно сформированными. Тем более, что в обучении иностранному языку фонетические навыки занимают одно из важнейших мест и играют немаловажную роль.

Следует отметить, однако, что слабое развитие этих навыков не только влияет на выдачу информации говорящих, но и затрудняет понимание чужой речи, построенной в соответствии с нормой произношения. В этом случае между говорящих (или передающим и слушающим или понимающим) нет необходимой тождественности в элементах общения. Услышанные звуки не ассоциируются со звуковой базой самих учащихся, и не имеет, поэтому никакого сигнального значения для них.

2. Существующие подходы к обучению фонетике иностранного языка, их плюсы и минусы. 

В обучении фонетике прослеживаются 3 подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок.

1. Первый подход называют артикуляторным подходом, его наиболее видные представители - Грузинская, Колосов, Норк, Рапанович.

Теоретические положения артикуляторного подхода предусматривают:
- опережающее формирование произносительных навыков при произнесении каждого звука;

- знание учащимися особенностей работы органов артикуляции при произнесении каждого звука;

- раздельное формирование произносительных и связанных с ними слуховых навыков;

- необходимость тщательной отработки каждого звука и независимо от его смыслоразличительных функций в слове.

Обучение начинается с изучения артикуляционных позиций, присущих произнесению иноязычных фонем и овладения этими позициями для их произношения. Отдельно отрабатываются звуки, которые даются чаще всего вне букв и располагаются по степени близости к звукам родного языка. Широко используется фонетическая транскрипция. В рамках артикуляторного подхода разработаны учебно-фонетические модели - особым образом закодированная информация о функциональных и акустико-артикуляционных свойствах звуковых средств изучаемого языка. Они содержат инструкции, схемы, рисунки, условные знаки, акустическое отображение.

Работа с такой моделью предполагает 5 фаз:

- ориентировка. Учащийся изучает рисунок, определяет форму и величину губного отверстия, положение языка, величину челюстного угла. Все полученные данные записываются в тетрадь с помощью условных знаков;
- планирование. Ученик проигрывает в уме все предстоящие операции и подбирает средства, с помощью которых задача может быть решена;
-
артикулирование. Осуществляется сначала беззвучно, потом шепотом, потом громко.

- фиксирование. Ученик фиксирует отдельные артикуляционные движения в течение 3-5 сек.

- контроль.  Идет контроль произнесения звуков со стороны учителя и самого ученика.

Все фазы обязательны на начальном этапе.

В рамках этого подхода впервые был поставлен вопрос о необходимости формировать произносительные навыки специально на начальном этапе, предваряя становление автоматизмов, несвойственных иноязычной речи. Большой вклад - создание многочисленных фонетических упражнений, позволяющий разработать артикуляционный аппарат учащихся. 
Но у этого подхода имеются существенные
недостатки:
- для проведения вводных фонетических курсов требуется значительное время, что сложно при малом количестве часов, отводимых на курс иностранного языка.


- работа над произносительными навыками в отрыве от становления слуховых навыков не формирует умения ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением в речевом потоке.

- работа над отдельными звуками без решения коммуникативных задач приводит к дезавтоматизации произносительных навыков при переходе к экспрессивной устной речи. 

- продолжительная работа над фонетическими упражнениями значительно снижает мотивацию к изучению иностранного языка.


2. Второй подход к обучению произношению можно назвать акустическим, поскольку его представители считают, что произношению можно научиться, опираясь лишь на слуховые анализаторы. Произносительные упражнения могут присутствовать, но они носят чисто имитативный характер и основываются на слуховых ощущениях учащихся.

Теоретические положения предполагают:

- формирование произносительных навыков в процессе обучения устной речи;
- доминирующую роль слуховых ощущений при становлении произношения;
- опору на имитативные упражнения при обучении произношению;
- отказ от раздельной отработки звуков иностранного языка.

Подготовительный этап: преподаватель вводит новый лексический материал, проговаривая его, учащиеся слушают и повторяют этот материал хором.
Активный сеанс: преподаватель читает текст, последовательно используя различные интонации, учащиеся слушают преподавателя и следят за текстом.
Сеанс-концерт: преподаватель читает текст на фоне музыки, учащиеся слушают его в состоянии релаксации.

Первичные и вторичные разработки: новый материал проговаривается сначала в играх и знакомых ситуациях, затем в новых ситуациях. 

Основной цикл упражнений (цикл А):

- учитель четко произносит модельную фразу несколько раз, соотнося ее с конкретной учебной ситуацией, учащиеся внимательно слушают и пытаются понять содеражние фразы.

- учитель произносит модельную фразу еще раз, а учащиеся хором вместе с учителем ее повторяют несколько раз.

- учитель предлагает каждому ученику произнести эту фразу несколько раз, добиваясь ее правильного произношения с точки зрения звуков, ритма и интонации.
- завершается цикл хоровым произнесением той же фразы, но уже за учителем.
При произнесении модельной фразы раздельно учитель может объяснить артикуляцию отдельных звуков на родном языке. При ознакомлении с
 новыми фразами или лексическими единицами с использованием аудиозаписи.

Акустическими являются и упражнения, разработанные для вводно-фонетических курсов, как, например:

- прослушайте звуки (слоги, слова) и поднимите руку, когда услышите носовой звук,

- прослушайте несколько слов и скажите, в каком из них есть е закрытое,

- прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встречается звук l,

-прослушайте предложения и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение,

- найдите в ряду слов, написанных на доске, слово, которое произносит учитель, - повторяйте текст в паузы за диктором, прослушайте слова на родном и иностранном языках и скажите, какие различия в произношении вы заметили,

- запишите слова при помощи транскрипции.

Недостатки акустического подхода:

- плохое иноязычное произношение у значительной части учащихся
- преобладание имитативных упражнений в процессе обучения произношению.
- трудности организации контроля и самоконтроля, особенно у лиц с плохо развитым фонематичным слухом. 


3. Дифференциированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, в зависимости от видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и условий обучения. 
Теоретические положения:

- комплексное включение различных анализаторов в учебный процесс способствует более эффективному формированию речевых навыков.
- отработка наиболее сложных для усвоения операций осуществляется изолированно
- становление произносительных, лексических и грамматических навыков невозможно без их включения в речь.

- индивидуальный подход определяет эффективность формирования речевых навыков.

При формировании навыков дифференцированного подхода включает:
1
) обильное аудирование иностранной речи. С первых занятий учитель ведет урок на иностранном языке. Как правило, его высказывание обусловливается учебной ситуацией. Фразы, понимание которых может вызвать трудности, переводятся на родной язык, причем целиком.


2)
систематическая фонетическая зарядка. В течение первых 40-50 уроков ее обязательно проводить, затем она планируется 1 раз в неделю, а начиная с 3 года обучения - по мере необходимости. Время - 3-8 минут, в зависимости от отрабатываемого звука и уровня обучения. 


3)
лабораторные упражнения. 

- проводятся в спецклассе, каждый учащийся имеет изолированное в звуковом отношении место

- проводятся с использованием ТСО

- предусматривают также средства-субстситуты, как эталоны, ключи и обеспечение самоконтроля

- предусматривают индивидуальную работу учащихся - это очень важно.
Это наиболее перспективный подход.

В свою очередь, благодаря современным технологиям, для самоконтроля и самооценивания своих навыков произношения ученик может записать на записывающие устройства свое чтение текстов, беседу по ранее пройденным темам, диалоги по описанию ситуаций, чтение стихотворения и сравнить их с заранее записанной речью диктора.

3. Упражнения для формирования и поддержании произносительных навыков.

Упражнения для формирования и поддержания произносительных навыков можно разделить на две большие группы: специальные и неспециальные.

Специальные упражнения непосредственно направлены на отработку звуков, постановку правильного логического ударения, отработку мелодии и интонации. Среди них можно выделить два вида упражнений: фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные.

Фонетико-артикуляционные упражнения подразделяются на упражнения с изолированным звуком, со звуком в слове и со звуком в предложении, каждое из которых включает упражнение на восприятие и воспроизведение. Цель этих упражнений - развитие фонематического слуха и создание новой артикуляционной базы учащихся. Примерами таких упражнении могут служить следующие:

а) упражнения общего типа, развивающие речевой слух:

разделить воспринимаемые на слух слова на слоги и звуки;

в услышанном слове из прослушанных изолированных звуков составить целое слово…

б) упражнения в различении:

прослушать пары слов и поставить знак «+», если слова в паре одинаковые, и знак» -», если слова различны;

прослушать пары слов и сказать, в каких парах слова рифмуются, в каких нет.

Фонетико-интонационные упражнения направлены на формирование произносительных навыков в условно-речевых фонетически направленных упражнениях. К этому типу упражнений относятся считалки, рифмовки, песни, дразнилки и т.д.

Упражнения в слушании и воспроизведении образует единство, но слушание должно опережать воспроизведение.

Неспециальные упражнения выполняются:

- при формировании лексических навыков, в частности, при работе с функционально-смысловыми таблицами;

- при формировании грамматических навыков, при отработке речевых грамматических образцов;

- в процессе записи на слух с однократного предъявления, когда ученик не только слышит образцовое произношение, но и сам позже читает микротекст;

- при обучении технике чтения, процесс которого тесно связан с произношением, или при обучении собственно чтению, когда можно давать прочесть одно и то же высказывание с различной интонацией (сомнения, уверенности…);

- при заучивании стихотворении и их воспроизведении;

Контроль уровня сформированности фонетических навыков осуществляется при выполнении учащимися упражнений в аудировании и при неподготовленном заранее говорении, а также чтении вслух.

При оценке правильности фонетической стороны речи учащихся следует различать фонетические (искажают качество звучания, но не нарушают смысл коммуникации, допускаются в речи учащихся при соблюдении принципа аппроксимации) и фонологические ошибки (искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника, это ошибки, которые следует учитывать при оценке речи учащихся). Наиболее типичные ошибки следует фиксировать с тем, чтобы предложить ряд дополнительных заданий на эти звуки или интонационные модели.

 Сегодня я хочу рассмотреть ряд педтехнологий, связанных с формированием фонетических навыков у учеников начальной школы. Существует ряд трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся при изучении иностранного языка. На уроках во время аудирования детям сложно воспринимать на слух речь. Поэтому я уделяю огромную роль в обучении фонетике, где начинаю  обучение правильному произношению  с постановки отдельных звуков, с объяснения как этот звук произносится при помощи зеркала, сравнения с соответствующими русскими звуками, прослушиванием записи произношения этого звука носителем языка, слов, рифмовок, которые   вначале  слушаем в исполнении носителей языка.

1. Игровые технологии.

 Игровые педагогические технологии, их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес учеников к уроку, позволяет в овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Представлю вам несколько примеров описания артикуляции английских звуков. Каждый из примеров представляет собой небольшое фонетическое упражнение.

1. Шарики сдуваем.

Предложите детям представить себе воздушные шарики, из которых выходит воздух [ssss].

2.  У врача.

Дети  представляют себе ситуацию, в которой они посещает врача и показывают ему горлышки. Чтобы врач хорошо осмотрел горло, детям  необходимо произнести звук [a:].

3. Греем ручки.                                                                                           Предложите детям погреть ручки или выдохнуть на зеркальце или очки [h]. Если звук произнесен правильно, то руки почувствуют тепло, а стекла запотеют. Следите, чтобы у детей получился практически бесшумный английский звук [h] и не было призвука, характерного для русского [х], когда в ротовой полости задняя часть языка прижимается к мягкому небу.

Часто моим помощником является мистер Язычок и его различные истории, я демонстрирую ребятам картинку с мистером Язычком и карточки со звуками, например: Сегодня наш друг Mr. Tongue приглашает нас прогуляться с ним по лесу (включаю кассету с записью звуков леса). Итак, мы с вами в лесу. Под ногами у нас шуршит листва и ветки, иглы и шишки: [∫-∫-∫]. И вдруг на нас нападают комары и жужжат: [z-z-z]. А мы их отгоняем вот так: дети хлопают в ладоши. Комары испугались и улетели, и мы дальше идем по лесу:[∫-∫-∫]. Вдруг на нас нападают пчелы и жужжат: [ð-ð-ð]. Мы стараемся не делать резких движений, и пчелы улетают, а мы с вами выходим на красивую опушку, на ней много разноцветных бабочек и мы говорим:             [wau-w-wau].

2. Информационно-коммуникационные технологии.

 Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, технология помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Мультимедия, позволяет удовлетворять познавательные потребности ученика и представлена в моей практике в виде комплекса различных вариантов средств для обучения :

- электронные учебники, которые тренируют различные виды речевой деятельности, например  «Английский для самых маленьких.»  для 2 класса, способствующий формированию и развитию навыков аудирования и говорения.

 - авторские и собственные мультимедийные презентации , которые я  использую на уроках и во внеклассной деятельности. Из опыта работы с  данной  технологией я могу сказать, что она, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка,  формировании  и развитию   коммуникативной культуры школьников.

3. Здоровьесберегающие технологии.

Я считаю, что доброжелательный тон педагога это важный момент здоровьесберегающих технологий. А использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения,  а также познавательных и языковых способностей. Разучивание и исполнение стихов и песен во время динамической паузы играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Песня на уроке английского языка дает возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

4. Использование технологии Интернет-ресурсов.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

 Например: Озвученный алфавит английского языка и произношение звуков английской транскрипции; Подборка электронных методических материалов для изучения английской фонетики: плакаты, карточки, флэш-картинки и пр.

Заключение.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать , что использование  в комплексе  игровых, информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих , технологии Интернет-ресурсов  помогает  мне  как учителю достичь более высоких результатов обученности учащихся.

Список литературы:

1.Cелевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

2. Ефимова Р.Н. Фонетика: Начинаем читать, писать и говорить по-английски. - Спб.: КАРО, 2004.

3.Ватсон Е.Р. Практическая фонетика английского языка. – М.: МИОО, 2009.

4. Формирование произносительных навыков: учебное пособие/под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва»,2002. – 40с. ( Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 10).

5. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методовв статье рассматриваются разные методы обучения фонетике английского языка, и выявляется чваж...

Обучение фонетике английского языка

Теоретический и практический материал по преподаванию фонетики ...

Особенности обучения фонетике английского языка детей с дисграфией и дислексией

Данная статья поможет преподавателям в обучении английскому языку детей с дисграфией и дислексией...

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

Содержание Введение.Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на у...