Обучение фонетике английского языка
методическая разработка по английскому языку

Теоретический и практический материал по преподаванию фонетики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonetika.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ.

Место произношения в обучении общению.

Сформированность слухопроизносительного навыка – условие понимания речевого сообщения и точности выражения мыслей.

Корректное произношение предполагает:

  • сформированность навыков артикуляции звуков;
  • владение интонацией;
  • умение расставить ударение согласно нормам английского языка.

В обучении произношению участвуют все анализаторы. Речедвигательный выполняет исполнительную функцию, слуховой – контролирующую, зрительный употребляется в виде опоры (жесты, движения губ, мимика).

Введение фонетического материала происходит при строгом соблюдении принципов пассивности:

  • от лёгкого к более сложному;
  • от известного к неизвестному;
  • от явлений схожих в родном языке к явлениям не имеющих аналогов в родном языке.

На продвинутых этапах обучения фонетические знания закрепляются и произносительные навыки совершенствуются.

Работа над произношением осуществляется в тесной связи с работой над лексикой, грамматикой и интегрируется в коммуникативной деятельности учащихся.

Особенности произношения в английском языке.

Для английского языка характерно:

  1. более высокая напряжённость органов речи при произношении;
  2. 20 гласных звуков обладают признаками долготы и краткости, которые имеют смыслоразличительное значение (SHIP – SHEEP);
  3. все гласные более открыты, чем в русском языке;
  4. для 24 согласных фонем не характерно оглушение звонких фонем в конце слова и перед глухой согласной (BIG [big]);
  5. существуют 2 типа интонаций:
  • TUNE I – падение голоса к концу высказывания, характерно для отдельных слов, специальных вопросов, законченных повествовательных предложений, восклицаний приказаний.
  • TUNE II – повышение голоса, которое встречается в общих вопросах, во второй части разделительных вопросов, в просьбах, в первой части альтернативного вопроса.

Чтобы научить учащихся правильному произношению учитель должен:

  • иметь правильное аутентичное произношение;
  • иметь теоретические знания по фонетике;
  • уметь слушать и слышать;
  • знать причину фонетических и фонологических ошибок, уметь их устранить;
  • владеть методикой обучения произношению:
  • правильно обучать и закреплять звуки;
  • владеть транскрипцией;
  • уметь использовать мимику и жесты;
  • выразительно читать вслух;
  • декламировать стихи;
  • менять приёмы обучения произношению в зависимости от целей и задач обучения;
  • уметь управлять действиями учащихся во время формирования слухопроизносительных навыков;
  • учитывать знания учащихся по фонетике родного языка.

Этапы работы со звуком.

Традиционные этапы работы со звуком:

  1. ориентировка – знакомство со звуком (как его произносить, положение органов речи);
  2. планирование и артикулирование – подготовка органов речи и произнесение звуков за учителем или диктором;
  3. отработка звуков в системе фонетических упражнений – звук произносится в различных комбинациях с другими звуками в словах и словосочетаниях.

Большое значение уделяется имитации. Усвоение звука должно идти в речевом потоке, речевых структурах и моделях.

Подходы к обучению фонетике (по Солововой Е.Н.):

  1. артикуляторный – основан на сравнении иностранного и родного языков.

В английском языке существуют 3 группы фонем:

  • совпадающие с родным языком;
  • несовпадающие с родным языком;
  • частично совпадающие с родным языком.

Обучая согласным звукам нужно обращать внимание на артикуляцию, палатализацию и аспирацию.

Обучая гласным звукам нужно обращать внимание на долготу, краткость и особое внимание уделять дифтонгам.

Основные положения артикуляторного подхода:

  • начинать обучение с устного вводного курса;
  • отдельно отрабатывать каждый звук;
  • для чистоты произношения изучить работу органов артикуляции;
  • формирование произносительных и слуховых навыков идёт раздельно.

Этапы работы:

  1. ориентировка;
  2. планирование;
  3. артикулирование;
  4. фиксирование;
  5. отработка звуков в упражнениях.

Заслуга этого подхода:

  1. впервые уделено внимание формированию произносительных навыков;
  2. создана система фонетических упражнений с учётом возможной интерференции.

Недостатки подхода:

  1. устные вводные курсы себя не оправдывают, так как не дают чистоты навыка;
  2. обучение произношению в отрыве от слуховых навыков сегодня не эффективно, так как целью обучения является формирование коммуникативной компетенции.

2. акустический поход – упор делается не на сознательное усвоение, а на слуховое восприятие речи и её имитацию.

Усвоение звуков идёт в речевом потоке, чистоте фонетического навыка не придаётся никакого значения. Этот подход используется, но для краткосрочных курсов для выезда за рубеж и запрещён в школе.

  1. дифференцированный подход – широко применяется в школах, так как большое внимание уделяется аудированию, специально адаптированной речи диктора, фоно- и видеозаписи.

Звуки объясняются просто и доступно, без терминов. Используется транскрипция.

Современные методы обучения фонетике.

Существуют три метода обучения: пассивный, активный, интерактивный.

Пассивный метод характеризуется низким уровнем активности ученика, преобладанием внешней мотивации, репродуктивным характером деятельности и отсутствием самостоятельности и творчества.

                  учитель →ученик

Активный метод обеспечивает высокую познавательную активность, самостоятельность, психосоциальный рост личности школьника.

                  учитель↔ученик

Интерактивный метод обучения заключается в постоянном взаимодействии учителя и учащихся. Процесс обучения заключается во взаимодействии, взаимопонимании и взаимообучении. Учитель и ученик выступают равноправными субъектами процесса обучения.

                  учитель↔ученик↔ученик

 Результаты отечественных и зарубежных исследований показали, что эффективность использования игр на уроках английского языка (в том числе фонетических) очень высока.

Начальный этап обучения.

На начальном этапе обучения фонетике преобладает пассивные и активные методы.

Обучение лексике, фонетике, грамматике идёт одновременно. Учитель произносит речевую модель, затем она отрабатывается.

Модель действий учителя:

Контекст – Слово – Звук.

Модель действий ученика:

Звук – Слово – Контекст.

Речь учителя слегка утрирована, демонстративна.

При объяснении и тренировке используется аналитико-имитативный метод.

Учитель может подсказать ученикам от какого русского звука нужно оттолкнуться.

Для постановки произношения используются фонетические переменки и фонетические игры.

Примеры фонетических игр:

  • «Какой звук я задумал?»

Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Например: big, swim, pig, six.

  • «Назови слово».

Учитель загадывает звук и бросает мяч ученикам по очереди. Ученики называют слово с загаданным звуком.

  • «Если слышишь, сядь».

Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на загаданный звук.

  • «Алфавитные рифмовки »:

A is for apple, B is for ball, C is for cat, D is for doll.

E is for egg, F is for feet,

G is for girl, and H is for heat.

I is igloo, J is for jump,

K is for kangaroo, L is for lump.

M is for mighty, N is for nest, O is for octopus, P is for pet.

Q is for queen, and R is for rail

S is for sitting, and T is for tail.

U is for uncle, umbrella and use,

V is for vacation, Valentine and views,

W is for window, whistle and way,

X is for xylophone that we like to play.

Y is for yellow and yelling and you.

Z is for zero and zipper and zoo.

Средние и старшие этапы обучения.

На этом этапе сформированные фонетические навыки поддерживаются и учитель  продолжает их совершенствовать. Чаще используются активные и интерактивные методы обучения фонетике.

Особое внимание нужно уделить ритмико-имитационным моделям.

Типичные фонетические ошибки исправляются на фонетической зарядке.

Фонетическая зарядка.

Цель: отработка фонетических навыков, предупреждение появления фонетических ошибок, снятие фонетических трудностей.

Фонетическая зарядка не имеет фиксированного места на уроке. Это зависит от фонетических трудностей, которые могут возникнуть у учащихся на уроке.

Для коррекции произношения рекомендуется начинать урок с фонетической зарядки (можно использовать стихи, рифмовки, пословицы, отдельные слова, произношение одной и той же фразы с разной интонацией).

Примеры фонетических зарядок:

  • Скороговорка.

Let’s begin our lesson with a phonetic drill. Today we are going to practice the sound [s].

Английский звук [s] произносится с придыханием.

Look at me and repeat after me: [s], [s], [s]. Well done!

Look at the board. Here you can see a tongue twister. Listen to the disc:

“A sailor went to sea

To see what he could see

But all that he could see

Was sea, sea, sea.”

How do you understand it? Let’s say it in Russian. Good!

Repeat after me the words with the sound [s]: sailor, sea, see. Excellent!

All together repeat after me this tongue twister line by line. Good job!

Let’s read this tongue twister line by line one by one. Well done!

Who wants to read the whole tongue twister? I’m proud of you!

  • Отдельные слова.

or [ↄ:] - short, port, storm.

ar [а:] – car, farm, park.

ai, ay [еi] – rain, train, day, way.

oy, oi [ↄi] – boy, toy, oil, boil.

  • Восстановите предложение по оставшимся звукам:

Sh`s lttl grl. Th chldrn pld ftbl n t hprk.

Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется прои выполнении речевых упражнений в аудировании, говорении и чтении вслух.

При оценке правильности следует различать фонетические (искажают качество звучания) и фонологические (искажают содержание и нарушают правильность понимания) ошибки. Фонетические ошибки исправляются, однако не влияют на оценку ответа, фонологические ошибки являются грубыми и дают основание для снижения оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Произношение как материальная сторона языка является основой всех видов иноязычной речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Главной целью обучения фонетике в средней школе...

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методовв статье рассматриваются разные методы обучения фонетике английского языка, и выявляется чваж...

Особенности обучения фонетике английского языка детей с дисграфией и дислексией

Данная статья поможет преподавателям в обучении английскому языку детей с дисграфией и дислексией...

Доклад "Креативный подход в обучении фонетике Английского языка"

Выступление на МО учителей иностранного языка...

Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов

Содержание Введение.Современные методики объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.Методика и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на у...

Обучение фонетике английского языка при помощи современных методов

Разработка посвящена актуальному вопросу развития фонетических навыков английского языка у обучающихся общеобразовательных школ....