Методическая статья: "Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе".
статья по английскому языку

Рудницкая Юлия Николаевна

Методическая статья: " Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_po_angliyskomu_yazyku.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Способы преодоления трудностей при обучении чтению  школьников на уроках английского языка в младшей школе.

Одним из способов воспитания средствами иностранного языка является работа с информацией, работа с текстом, его анализ. Основным материалом для чтения являются тексты учебников.

В методической литературе чтение определяется как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированный по системе того или иного языка [Гальскова, Гез, 2007: 227].

Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста — продукта репродуктивной деятельности некоего автора. Благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых разнообразных областях социальной, трудовой и культурной деятельности.  В этом отношении особая роль принадлежит результату чтения, т. е. извлеченной информации. Однако и сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства [Рогова, Рабинович, Сахарова, 1991: 139].

Чтение текстов на иностранном языке предоставляет огромные воспитательные возможности, если “иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе обучения” (И.Л. Бим). Оно не только обогащает человека духовно, но и позволяет ему глубже понять окружающий мир. Обучение чтению на иностранном языке не является в этом плане исключением, потому что оно имеет практически такое же значение для изучающего этот язык. Появилась категория новых читателей, которые владеют иностранным языком настолько хорошо, что могут самостоятельно включить иноязычное чтение в круг своего повседневного чтения [Саланович Н.А. – 1999. №1].

В нашем селе большая школа. Количество учеников 700 человек, и те дети, которые приходят во второй класс практически незнакомы с предметом английский язык. Необходимо много внимания уделять выбору и распределению учебного материала по урокам а также учитывать те навыки и умения с которыми ребята пришли из первого класса. Чаще всего программа английского языка не стыкуется с программой русского языка, поэтому,  мне как учителю сначала необходимо объяснить детям материал на русском языке, для того, чтобы дети смогли в полном объеме усвоить материал на английском языке. Одним из примеров можно назвать изучение темы «Личные местоимения», которые в русском языке по программе изучают в 3 классе. А так как я работаю по программе М. 3. Биболетова Н. Н. Трубанева,  то в данной программе личные местоимения изучают во втором классе.

Особое внимание я уделяю одному из видов речевой деятельности – это чтение, так как именно чтение связано с такими видами речевой деятельности, как говорение, аудирование и письмо.

На уроках при обучению чтению стараюсь заинтересовать ребят не только текстом в учебнике, но и дополнительными источниками (иллюстрации, фотографии, интересные задания), а также стараюсь сформировать у ребят необходимые умения и навыки.

Одним из важных моментов могу отметить, то, что тексты необходимо давать такие, которые соответствуют их уровню интеллектуального развития и познавательной деятельности. Формирование навыков чтения зависит в первую очередь от их возраста

Во втором классе  обучение чтению начинаю с формирования звукобуквенных соответствий.

Например: Five fish play football with five frog. В данном задании предлагаю ребятам картинки, где идет обсуждение героев, ситуации, обстановки. Далее предлагаю прослушать предложение несколько раз и выполнить задание.

  1. Какой общий звук вы слышите?
  2. Какая буква выделена?

Затем ребята формулируют правило

  1. Читают выделенные слова за учителем;
  2. Читают выделенные слова вместе с учителем;
  3. Читают выделенные слова в ускоренном темпе.

Необходимо давать небольшие тексты, состоящие из небольших предложений. Тексты не должны быть большие, т. е минимум лексического материала (лексический материал, который изучают ребята во втором классе).

В третьем классе подбираю тексты, которые нужно не только прочитать, но и выполнить небольшие задания. Например:

Задание. Прочитай письмо. Скажи, что умеет делать Рекс.

Dear Mr Greenwood,

I am Jim Brown. I am nine. Ma sister’s name is Jill. She is seven. We have got a brave and kind dog. He is black. His tail is short. His name is Rex. Rex and I like to play football in the park. Rex is smart. He can take Jill’s bag to school. Rex can count pens and pencils, sing songs and dance well…

В четвертом классе ребята не только читают текст, но и выполняют задание посложнее, при этом я стараюсь проверить не только технику чтения, но и то как ученики усвоили лексический материал по данной теме.

Если текст для ребят сложный, то работу с заданиями переносим на следующий урок, так как на данном уроке работаем с содержанием текста и изученным лексическим материалом.

Пример текста с заданиями

25 September

 Dear Ann,

Thank you for your letter.

Today is Saturday. It's a holiday I don't go lo school on Saturdays and Sundays.

It's rainy and cloudy today. But it isn't windy. It's warm. I like autumn. It's my     favourite season. When it's rainy, I can listen to music and read a book. When it's sunny and warm, we can have a picnic in the park. My dad says, "Tomorrow the weather will be fine. We'll go to the park and have a picnic."

My dad and my brother Jim will fly a kite. My mum, our dog Rex and I will play hide-and-seek.  We'll have cheese and ham sandwiches and many tasty cakes with tea.

But winter will come soon. You know I don't like winter. We don't have picnics in winter.

Ann, what is your favourite season? What do you like to do in this season?

What will you do next winter?

Write back.

Yours,

Jill Brown

    Choose the correct answer. Read it aloud.

  1. What is the weather like on Saturday?

a) It's rainy and windy, b) It's rainy and cloudy.

  1. What does Jill do in rainy weather?

a) She listens to music, b) She watches TV.

  1. Will the weather be fine tomorrow? a) Yes, it will, b) No, it won't.
  2. What will they do in the park?

a) They'll read books, b) They'll have a picnic.

  1. What is Jill's favourite season? a) It's autumn, b) It's winter.

    Complete the sentences.

Example: The Browns will have a picnic tomorrow.

  1. Dad and Jim will...
  2. Mum and Jill will...
  3. They will...

    Read Jill's letter again. Answer her questions.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды деятельности, так как большой объем чтения приводит к переутомлению и у детей пропадает интерес.

Разные тексты и задания к ним развивают интерес школьников к данному виду речевой деятельности. Поэтому использую тексты разного типа:

  1. Чтение с пониманием общего содержания (ребята учатся формулировать главную мысль, отделять главное от второстепенного)
  2. Чтение с целью поиска необходимой информации (ребята находят в тексте конкретную информацию)
  3. Чтение с полным пониманием текста (ребята используют языковую догадку, стараются понять каждую деталь текста)

При работе с текстом использую следующие  этапы работы:

  1. Этап до чтения. Задания дают возможность ввести в контекст, вызвать интерес, активизировать знания по теме, ввести лексику.
  2. Этап чтение. Чтение с определенной целью ( понимание основного содержания, конкретной информации, с полным пониманием); Заполнение пропусков. восстановление порядка, сопоставление.
  3. Этап после чтения. Выход на говорение и письмо.

приемы обучения чтению

Предтекстовый этап:

«Мозговой штурм» - Основная цель штурма - помочь участникам "расковать" сознание и подсознание, стимулировать воображение. Идеи фиксируются на доске или плакате. Предложенные идеи обсуждаются, затем выбирают наиболее перспективные решения.

 «Кластеры» - на классной доске посередине записывается ключевое слово. Далее слова, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Текстовый этап:  

 «Фишбоун» - в «голове» скелета рыбы обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения этой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Затем идет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

 «Бортовой журнал» применяется во время чтением текста или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

-Что мне известно по данной теме?

-Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным.

Послетекстовый этап:

«Дискуссия на подиуме»  предполагает, что ученики делятся на три группы: за, против и сомневающиеся (зрители). Выдвигается проблема. Первая группа (За) выдвигает проблему и способ ее решения, а вторая группа (Против) опровергает их мнение и приводит свой аргумент.  Зрители – сомневающаяся группа, которая слушает ответы двух групп и задает вопросы.

«Прием подшипника» - участники образуют два круга: внутренний и внешний, поворачиваются лицом так, чтобы они могли видеть друг друга, таким образом, образуют пару. После объяснения темы, вопроса или проблемы пары обсуждают возникший вопрос. Через 5 минут все участники внутреннего или внешнего круга меняются местами по часовой стрелке. В итоге получаются новые пары, которые обмениваются мнениями.

В учебнике много грамматических правил, но заданий для отработки мало, поэтому в своей практике использую дополнительные задания.

В заключении хочется сказать, что обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка. Именно раннее обучение чтению на иностранном языке дает большой практический эффект повышения качества владения первым иностранным языком.

Список литературы

1.Теория обучения иностранным языкам, Гальскова Н.Д., Гез Н.И., 2007 г.

2.Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. 1991 г.

3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника

 4.  Саланович Н.А. – 1999 г.    Лингвострановедческий подход как средство

 повышения мотивации при обучении иностранным языкам в старших классах

 средней школы
    5. М. 3. Биболетова Н. Н. Трубанева  УМК «Enjoy English» 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Формы и методы обучения грамматике на уроках английского языка (в младших классах)

Изучение иностранного языка невозможно без усвоения грамматики этого языка. Начинать обучение грамматике необходимо уже на младшей ступени обучения. Усвоение грамматики иностранного языка успешно прох...

Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"

Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...

Игры на уроках английского языка в младшей школе

статья про игры на уроках английского языка...

Использование интерактивной доски на уроках английского языка в младшей школе.

Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В докладе приводятся примеры использов...

Варианты использования ресурса http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/. На уроках английского языка в младшей школе

Как показывает практика, дети младшего школьного возраста гораздо легче и эффективнее усваивают грамматический материал, выполняя игровые упражнения на его овладение и закрепление. И как результат, де...

Функциональная грамотность на уроках английского языка в младшей школе

Лишь функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах ...