Функциональная грамотность на уроках английского языка в младшей школе
статья по английскому языку

Лишь функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе.

 Интернационализация мировой экономики и глобализация социально-политических связей актуализируют межстрановое и межкультурное взаимодействие, которое невозможно без знания универсального языка общения. Исторически сложилось так, что таким универсальным языком для многих и многих людей стал именно английский язык.

В связке с этим идет и модернизация школьного образования, которая требует новых, более эффективных подходов, в соответствии с требованиями современности. Каждому учителю приходилось и приходится сталкиваться в своей работе с тем, что подчас ученики, отлично знающие правила и лексику, одновременно могут не понимать смысла текста, не могут выделить ключевые слова или озаглавить текст, сформулировать вопросы, своими словами на английском языке пересказать прочитанное – то есть, проще говоря, не могут актуализировать полученные в процессе обучения умения. Это происходит из-за того, что в советской и ранней российской школе основной акцент делался именно на академическом знании языке – то есть больше на теории, нежели на практике. В то время как реалии современного мира требуют от ученика развития прежде всего не теоретических знаний, а компетенций, то есть знаний, реализованных в навыках – и прежде всего тут имеется в виду именно навык коммуникации.

Поэтому в последние годы в научной литературе так часто встаёт вопрос о так называемом «осмысленном обучении», которое подразумевает активную вовлеченность ученика в процесс обучения навыкам общения.

Центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день выступает функциональная грамотность – общеучебная компетенция, которая на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. Осмысленное обучение должно иметь своим итогом функциональную грамотность, которая представляет собой «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».

Лишь функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

(сл.2)Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.

(сл.3)Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:

  1. задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  2. в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
  3. контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  4. ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  5. вопросы изложены простым и ясным языком;
  6. используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

(сл.4)Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

  1. математическая грамотность;
  2. читательская грамотность;
  3. естественнонаучная грамотность;
  4. финансовая грамотность;
  5. глобальные компетенции;
  6. креативное мышление.

Проанализировав задания из учебников «Английский в фокусе» (Spotlight) 2-4 классы, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

(сл.5)Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность – это базовое направление функциональной грамотности.

Читательская грамотность (и смысловое чтение как её составляющая) была основным направлением в международном исследовании PISA в 2018 г.

Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается на всех этапах обучения.

Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это прочитать задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном.

(сл.6)Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по- разному.

1. Mark the correct answer according to the text.

2. Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.

3. Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.

(сл.7)К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:

  1. большой объем неадапритованного текста;
  2. информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
  3. интегрированные задания;
  4. так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.

В начальной школе  чаще всего использую сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение: текст должен быть интересен; содержать неизвестную, но актуальную информацию; уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст; незнакомые слова должны быть представлены в сносках; объем текста; шрифт; текст должен развивать кругозор и не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами; иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста; текст должен быть структурирован; содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

Я использую следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  1. Определить по заголовку тему текста;
  2. Найти ответы на вопросы.
  3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  4. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

На уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным – это технология развития критического мышления через чтение и письмо. (сл.8) (Упражнения взяты из учебников3 и 4 класса)

(сл.9)Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.

(сл.10)Формирование математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Например, задание из учебника для 3 класса, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

(сл.11)Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

  1. Count and say.

1+8 = ….. (one plus eight is nine)

9+11 = …. (nine plus eleven is twenty)

  1. «Ты гостишь у своей бабушки в деревни. Скажи своему английскому другу Тому, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.»

-Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

(сл.12)Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. 

(сл.13)Обратите внимание на задания из учебника для 4 класса. Через выполнение упражнения № 2, где учащимся необходимо составить диалог, может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.

(сл.14)Read the text and answer the questions.

English Banknotes and Coins

The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".

1. What is the official currency of the U.K.?

2. What is the smallest unit?

3. How many pence are there in one pound?

4. What banknotes in the U.K. now?

(сл.15)На примере учебника «Английский в фокусе» 5 класс.

Задача: знакомство с денежной системой Великобритании.

1. Put the coins A-G in order of value.

2. How much do the coins A-F add up to all together? Which of the following items can you buy with this sum of money?

(сл.16)Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится учувствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, научно интерпретировать данные и доказательства.

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации: - Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями) - Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны). - Глобальная (когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира). Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: - здоровье; - природные ресурсы; - окружающая среда; - опасности и риски; - связь науки и технологий.

(сл.17)Примеры заданий из учебника для 4 класса.

(сл.18)Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или эффектного выражения воображения. Это привычка размышлять и мыслить креативно. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, в разделе Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи. (сл.19)

(сл.20)Глобальная компетентность – это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

(сл.21) Пример из учебника для 4 класса.

Делая вывод, можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. В итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе

Практика формирования функциональной грамотностина уроках английского языкав средней школе Аннотация:Статья посвящена  новой реальности образования - формированию навыков XXI века. Как готов...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...