«Английский язык и культуроведение англоязычных стран»
методическая разработка по английскому языку (10 класс)
Курс «Английский язык и культуроведение англоязычных стран» рассчитан на 2 года обучения. Основная цель курса - формирование международной концепции, то есть способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Английский язык и культуроведение англоязычных стран» | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Основная цель курса - формирование международной концепции, то есть способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Курс «Английский язык и культуроведения англоязычных стран» рассчитан на 2 года обучения:
10 класс-1 час в неделю, всего 34 часа за год;
11 класс -1 час в неделю, всего 34 часа за год.
Задачи курса:
— развитие восприятия фактов культуры, явлений и событий изучаемых стран;
— комплексное поликультурное и билингвальное развитие обучаемых;
— развитие у учащихся социокультурной компетенции, помогающей ориентироваться;
а) в достижениях культуры и коммуникативных нормах общения англоязычных стран;
б) в выборе культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми из англоязычных стран в условиях межкультурного общения;
— создание условий для культурного творчества при культуроведческом обогащении речевой практики старшеклассников;
— актуализация и обогащение знаний об англоязычных странах;
— актуализация межпредметных знаний и умений в условиях изучения курса «Английский язык и культуроведение англоязычных стран»;
— формирование культуроведческой осведомленности об историческом прошлом англоязычных стран, социокультурных паспортах этих стран и их народах, традициях и культуре, стереотипах поведения, характерных для этих стран. Программа курса для 10 класса включает тематику по культуроведению Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Дети под руководством учителя рассматривают такие темы, как:
• социокультурный портрет Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии;
• формы государственного управления, социокультурные различия средств массовой информации;
• национально-культурный фон традиций, обычаев, ценностей, стереотипов поведения в стилях жизни британцев и россиян;
• архитектурная среда Лондона и др.
Программа курса для 11 класса включает тематику по культуроведению США, Канады, Австрии, Новой Зеландии:
• социокультурный портрет США, Канады, Австралии, Новой Зеландии;
• формы государственного управления;
• социокультурные особенности системы образования;
• роль женщины в жизни общества в России и англоязычных странах;
• искусство и культура англоязычных стран в сравнении с искусством и культурой России и т. д
Программа курса предусматривает продолжение работы по социокультурному развитию школьников средствами иностранного языка с опорой на социокультурные знания и умения, которые учащиеся приобрели на более ранних этапах обучения.Учебный материал, включенный в программу, не только дает основные сведения об изучаемых странах, но и обеспечивает углубление социокультурных знаний учащихся в этой области. Реализация этой программы позволит повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, будет способствовать развитию их мировоззрения и повышению уровня учебной мотивации. Данная программа позволяет осуществить более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, предоставляет возможность реализации личностно ориентированного развития в области филологических знаний
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных типов уроков, приемов обучения, ТСО, наглядности, в том числе Интернета, большого количества дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня учебной мотивации у учащихся.
Требование к знаниям и умениям учащихся.
Изучение этого курса должно обеспеспечить развитие следующих умений и навыков у учащихся:
• делать устные сообщения по результатам обобщения прочитанного, прослушанного на английском языке;
• собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию и представлять ее в виде рефератов, коллективных проектов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов в викторинах; • составлять план, тезисы прослушанного или прочитанного текста;
• выполнять индивидуальные и коллективные позновательно-поисковые задания на английском языке;
• дискутировать;
• излагать на английском языке результаты коллективной и индивидуальной познавательно-поисковой деятельности;
• интерпретировать схематическую (таблицы, диаграммы, графики) и образную (иллюстрации) культуроведческую информацию на английском языке;
• озвучивать «немые» видеофрагменты;
• обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и обсуждать ее на английском языке;
• опознавать социокультурные стереотипы в изученном материале;
• выделять основные историко-культурные вехи в развитии стран изучаемого языка;
• работать с основными типами справочной и учебносправочной страноведческой литературы (словари, атласы, энциклопедии, справочники, информационные буклеты, учебносправочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную литературу) и использовать их при выполнении культуроведческих проектов и для лично-познавательных целей;
• сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении фактов, явлений культуры, событий в культурной жизни соизучаемых стран и России.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | № урока | 10 класс | ||||||||||||||||||
по порядку | по циклам | Тема урока. | Дата | Оборудование | ||||||||||||||||
1 | 1 | Путешествие по Объединённому Королевству. Географические достопримечательности. | Карта. | |||||||||||||||||
2 | 2 | Национальная историческая память британцев и исторические лики Британии (кельтские, римские, англосаксонские и викингские страницы ). | Магнитофон. | |||||||||||||||||
3 | 3 | Основные сведения из истории Англии. | Мультимедиа. | |||||||||||||||||
4 | 4 | Королевская семья. | Компьютер | |||||||||||||||||
5 | 5 | Страницы из истории Лондона. | ||||||||||||||||||
6 | 6 | . Географические достопримечательности Шотландии. Основные исторические сведения. | Магнитофон. | |||||||||||||||||
7 | 7 | Социокультурный портрет Шотландии. | Карточки. | |||||||||||||||||
8 | 8 | Географические достопримечательности Уэльса и Северной Ирландии. | Мультимедиа. | |||||||||||||||||
9 | 1 | Конституционная монархия. | ||||||||||||||||||
10 | 2 | Британский парламент. | ||||||||||||||||||
11 | 1 | Социокультурные различия в форме выпуска «популярных» и «качественных» газет. | Таблица | |||||||||||||||||
12 | 1 | Современная столица Великобритании. | компьютер | |||||||||||||||||
13 | 2 | Музеи и галереи Лондона. | ||||||||||||||||||
14 | 3 | История Британии в архитектурной среде Лондона. | ||||||||||||||||||
15 | 4 | Британский музей. | Мультимедиа • | |||||||||||||||||
16 | 5 | Путешествие по Лондону. | ||||||||||||||||||
17 | 1 | Кембридж, Оксфорд, Манчестер, Эдинбург. Ковентри — город-побратим Волгограда. | ||||||||||||||||||
18 | 1 | Государственные и частные школы; сходство и различия в системах школьного образования Британии и России. | Таблица | |||||||||||||||||
19 | 1 | Британия — страна традиций. Консерватизм британцев. Сравнение с традициями в России. | ||||||||||||||||||
20 | 2 | Национально-культурные портреты типичного англичанина и россиянина. Стереотипы в поведении. | ||||||||||||||||||
21 | 3 | Традиции в национальных культурах питания англичан и россиян. Сходство и различия. | ||||||||||||||||||
22 | 4 | Традиционные праздники в Британии и | компьютер | |||||||||||||||||
23 | 5 | Хэллоуин. Происхождение праздника. Традиционные формы проведения праздника хэллоуин. | ||||||||||||||||||
24 | 1 | Основные этапы в истории развития искусства и культуры в Британии. | ||||||||||||||||||
25 | 2 | В. Шекспир — вьщающийся поэт и драматург. | ||||||||||||||||||
26 | 3 | Жизнь и творчество В. Шекспира. | ||||||||||||||||||
27 | 4 | Страницы из истории театра и кино в Британии. | Мультимедиа | |||||||||||||||||
28 | 5 | Современные театры и кинотеатры. | ||||||||||||||||||
29 | 1 | Британия — родина многих видов спорта. Популярные виды спорта в Британии и России. Спорт - одна из форм отдыха и рекреации в Британии и России. | компьютер | |||||||||||||||||
30 | 1 | Капитан Скоп — исследователь Антарктики | ||||||||||||||||||
31 | 2 | И. Ньютон — вьщающийся ученый с мировым именем. | Мультимедиа | |||||||||||||||||
32 | 3 | Джон Констебль-— мастер живописного пейзажа. | ||||||||||||||||||
33 | 1 | Британия-страна традиций. | ||||||||||||||||||
34 | 2 | Что привлекает туристов в Британию? Хотите ли вы посетить Британию? Почему? | компьютер | |||||||||||||||||
11 класс | ||||||||||||||||||||
1 | 1 | Путешествие по обширным просторам США. Географические достопримечательности. | ||||||||||||||||||
2 | 2 | Колониальный период в истории США. | ||||||||||||||||||
3 | 3 | Первый президент США Д. Вашингтон. | ||||||||||||||||||
4 | 1 | Законодательная, исполнительная и юридическая ветви власти | ||||||||||||||||||
5 | 2 | Конституция США как составная часть американской модели демократии. | ||||||||||||||||||
6 | 3 | История президентства отражение истории страны | ||||||||||||||||||
7 | 1 | Система среднего образования в США. Сходство и различия в системах среднего образования США и России. | ||||||||||||||||||
8 | 2 | Система высшего образования в США и России. Знаменитые университеты в США и России. | ||||||||||||||||||
9 | 1 | Социокультурные особенности современного американского общества. | ||||||||||||||||||
10 | 2 | Города США. Культурные и промышленные центры: Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско | ||||||||||||||||||
11 | 1 | Социокультурный портрет американской семьи. Сходства и различия во взглядах на семейные ценности и традиции в США и России. | ||||||||||||||||||
12 | 2 | Роль женщины в жизни общества в США и России. | ||||||||||||||||||
13 | 3 | Традиции в национальных культурах питания американцев и россиян. Сходство и различия. | ||||||||||||||||||
14 | 1 | Популярные виды спорта в США и России. Спорт – одна из форм отдыха и рекреации в США. | ||||||||||||||||||
15 | 1 | Знаменитые театры. Искусство - кино. Голливуд – символ американской киноиндустрии. | ||||||||||||||||||
16 | 2 | Знаменитые музеи и библиотеки. | ||||||||||||||||||
17 | 1 | Томас Эдисон – знаменитый изобретатель. | ||||||||||||||||||
18 | 2 | Нейл Армстронг – американский астронавт, первым спустившийся на поверхность луны. | ||||||||||||||||||
19 | 1 | Значение и происхождение названий штатов. Прозвища штатов. | ||||||||||||||||||
20 | 1 | Твое отношение к американскому образу жизни. | ||||||||||||||||||
22 | 3 | Население. Языки. Системы образования в Канаде, англоязычных странах и России в сравнении. | ||||||||||||||||||
23 | 4 | Экономика Канады. | ||||||||||||||||||
24 | 5 | Города Канады. Культурные и промышленные центры: Оттава, Монреаль. | ||||||||||||||||||
25 | 1 | Путешествие по обширным просторам Австралии. Географические достопримечательности. | ||||||||||||||||||
26 | 2 | Основные сведения из истории Австралии. Связь истории современной Австралии с историей Британии. | ||||||||||||||||||
27 | 3 | Форма государственного управления. Население. Языки. | ||||||||||||||||||
28 | 4 | Культурные и промышленные центры: Мельбурн, Брисбейн. | ||||||||||||||||||
29 | 1 | Путешествие по Новой Зеландии. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории страны. Связь истории современной с | ||||||||||||||||||
30 | 2 | Форма государственного управления. Население. | ||||||||||||||||||
31 | 3 | Города Новой Зеландии. Культурные и промышленные центры: Веллингтон, Окленд. | ||||||||||||||||||
32 | 4 | Новая Зеландия -зелёная страна. | ||||||||||||||||||
33 | 1 | По странам англоязычного мира. Сравнение социокультурных характеристик англоязычных стран и России. | ||||||||||||||||||
34 | 2 | Англоязычная страна, которую я хотел бы посетить более всего. |
Таблица тематического распределения часов:
№п\п | Количество часов | ||
Разделы темы. | Примерная авторская программа | Рабочая программа | |
10 класс, 34 часа | |||
1 | Объединённое Королевство Великобритании и | ||
Северной Ирландии. Аналитический взгляд на | 8 часов | 8 часов | |
историю и географию. | |||
2 | Форма государственного управления в | ||
Великобритании. | 2 часа | 2 часа | |
3 | Социокультурный портрет СМИ в Британии и России. | 1 час | 1 час |
4 | Лондон | 5 часов | 5 часов |
5 | Города Великобритании. Культурные и | ||
промышленные центры. | 1 час | 1 час | |
6 | Социокультурные характеристики среднего | ||
образования в Британии и России. | 1 час | 1 час | |
7 | Национально-культурный фон традиций, | ||
обычаев, ценностей, стереотипов поведения в | 5 часов | 5 часов | |
стилях жизни британцев и россиян. | |||
8 | Искусство и культура в Британии. | 5 часов | 5 часов |
9 | Спорт в Британии и России. | 1 час | 1 час |
10 | Знаменитые люди Британии. | 3 часа | 3 часа |
11 | Проверочная работа. Британия-страна традиций. | 2 часа | 2 часа |
11 класс, 34 часа | |||
1 | США. Аналитический взгляд на историю и географию. | 4 часа | 3 часа |
2 | Форма государственного управления в США. | 4 часа | 3 часа |
3 | Национально - культурные особенности системы образования в США. | 3 часа | 2 часа |
4 | США и Россия сегодня. | 4 часа | 2 часа |
5 | Национально - культурный фон традиций, | ||
обычаев, ценностей, стереотипов поведения в | 3 часа | 3 часа | |
стилях жизни американцев и россиян. | |||
6 | Спорт в США и России. | 1 час | 1 час |
7 | Искусство и культура в США | 2 часа | 2 часа |
8 | Выдающиеся люди США | 3 часа | 2 часа |
9 | Название и прозвища штатов. | 1 час | 1 час |
10 | США. Обобщающий урок. | 1 час | 1 час |
11 | Канада. Аналитический взгляд на историю и географию. | 7 часов | 4 часа |
12 | Австралия. Аналитический взгляд на историю и географию. | 8 часов | 4 часа |
13 | Новая Зеландия. Аналитический взгляд на историю и географию. | 7 часов | 4 часа |
14 | Итоговые проверочные работы. | 3 часа | 2 часа |
Содержание программы элективного курса
Первый год обучения. 10 класс.
I. Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Аналитический взгляд на историю и географию страны.
Путешествие по Объединённому Королевству. Географические достопримечательности. Национальная историческая память британцев и исторические лики Британии (кельтские, римские, англосаксонские и викингские страницы в национальной памяти). Основные сведения из истории Англии. Королевская семья. Страницы из истории Лондона. Географические достопримечательности Шотландии. Основные исторические сведения. Социокультурный портрет Шотландии. Географические достопримечательности Уэльса и Северной Ирландии. Основные исторические сведения.
II. Форма государственного управления в Великобритании.
Конституционная монархия. Британский парламент.
III. Социокультурный портрет СМИ в Британии и России.
Социокультурные различия в форме выпуска «популярных» и «качественных» газет.
IV. Лондон.
Современная столица Великобритании. История Британии в архитектурной среде Лондона. Музеи и галереи Лондона. Британский музей. Путешествие по Лондону.
V. Города Великобритании.
Культурные и промышленные центры. Кембридж, Оксфорд, Манчестер, Эдинбург. Ковентри — город-побратим Волгограда.
VI. Социокультурные характеристики среднего образования в Британии и России.
Государственные и частные школы; сходство и различия в системах школьного образования Британии и России.
VII. Национально-культурный фон традиций, обычаев, ценностей, стереотипов поведения в стилях жизни британцев и россиян.
Британия — страна традиций. Консерватизм британцев. Сравнение с традициями в России. Национально-культурные портреты типичного англичанина и россиянина. Стереотипы в поведении. Традиции в национальных культурах питания англичан и россиян. Сходство и различия. Традиционные праздники в Британии и России. Хэллоуин. Происхождение праздника. Традиционные формы проведения праздника хэллоуин.
VIII. Искусство и культура в Британии.
Основные этапы в истории развития искусства и культуры в Британии. В. Шекспир — выдающийся поэт и драматург. Страницы из истории театра и кино в Британии. Современные театры и кинотеатры.
IX. Спорт в Британии и России.
Британия — родина многих видов спорта. Популярные виды спорта в Британии и России. Спорт - одна из форм отдыха и рекреации в Британии и России.
X. Знаменитые люди Британии.
Капитан Скоп — исследователь Антарктики. И. Ньютон — выдающийся ученый с мировым именем. Джон Констебль — мастер живописного пейзажа. Британия страна традиций. Что привлекает туристов в Британию? Хотите ли вы посетить Британию? Почему?
Второй год обучения. II класс
I. США. Аналитический взгляд на историю и географию страны.
Путешествие по обширным просторам США. Географические достопримечательности. Колониальный период в истории США. Война за независимость. Первый президент США Д. Вашингтон.
II. Форма государственного управления в США.
Законодательная, исполнительная и юридическая ветви власти. Конституция США как составная часть американской модели демократии. История президентства отражение истории страны. Авраам Линкольн — 16-й президент США, отменивший рабство в стране.
III. Социально-культурные особенности системы образования в США.
Система среднего образования в США. Сходство и различия в системах среднего образования США и России. Система высшего образования в США и России.
IV. США и Россия сегодня.
Социокультурные особенности современного американского общества, сравнение с особенностями российского общества, динамика развития американского общества. Города США. Культурные и промышленные центры: Вашингтон Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско.
V. Национально-культурный фон традиций, обычаев, ценностей, стереотипов поведения в стилях жизни американцев и россиян.
Социокультурный портрет американской семьи. Сходство и различия во взглядах на семейные ценности и традиции в США и России. Роль женщины в жизни общества в США и России. Традиции в национальных культурах питания американцев и россиян. Сходство и различия.
VI. Спорт в США и России.
Популярные виды спорта в США и России. Спорт — одна из форм отдыха и рекреации в
США.
VII. Искусство и культура в США.
Знаменитые театры. Искусство кино. Голливуд символ американской киноиндустрии. Знаменитые музеи и библиотеки.
VIII. Выдающиеся люди США.
Томас Эдисон знаменитый изобретатель. Нейл Армстронг американский астронавт, первым спустившийся на поверхность Луны. Семья Кеннеди.
IX. Названия и прозвища штатов.
Значение и происхождение названий штатов. Прозвища штатов.
X. Обобщающий урок по теме «США».
XI. Канада Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны.
Путешествие по обширным просторам Канады. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории Канады. Форма государственного управления. Население. Языки. Системы образования в Канаде, англоязычных странах и России в сравнении. Экономика Канады. Культурные и промышленные центры: Оттава, Монреаль, Торонто, Ванкувер, Эдмонтон.
XII. Австралии. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны. Путешествие по обширным просторам Австралии. Географические достопримечательности.
Основные сведения из истории Австралии. Связь истории современной Австралии с историей Британии. Форма государственного управления. Население. Языки. Культурные и промышленные центры: Канберра, Сидней, Мельбурн, Брисбейн.
XIII. Новая Зеландия. Аналитический взгляд на социокультурный портрет страны.
Путешествие по Новой Зеландии. Географические достопримечательности. Основные сведения из истории страны. Связь истории современной с историей Британии. Форма государственного управления. Население. Языки. Экономика Новой Зеландии. Города Новой Зеландии.
Культурные и промышленные центры: Веллингтон, Окленд, Крайстчерч.
XIV. Итоговые проверочные работы.
По странам англоязычного мира. Сравнение социокультурных характеристик англоязычных стран и России. Сходство и различия в традициях и обычаях англоязычных стран. Англоязычная страна, которую я хотел бы посетить более всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс "английский язык и культуроведение англоговорящих стран"
Курс нацелен на воспитание у учащихся чувства уважения к истории, культуре, традициям и обычаям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном о...
Программа факультативного курса по английскому языку «Молодежь в англоязычных странах: жизнь, проблемы, права и обязанности» (10 класс)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3772691","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 116px; float: left;"}}]]Данный элективный курс на анг¬лийском яз...
Элективный курс "Английский язык и культуроведение англоговорящих стран"
Данный курс рассчитан на 2 года обучения : в 10 классе-1 час в неделю ив 11 классе-1,5 часа в неделю (всего 51 час) и направлен на восприятие фактов культуры, явлений и событий изучаемых стран....
Программа элективного курса "Культуроведение англоязычных стран"
Является пособием по страноведению Великобритании и США в аспекте межкультурной коммуникации.Для учащихся 10-11 классов....
Программа Спецкурса "Английский язык и культуроведение англоязычных стран" для 10 класса гуманитарного профиля
Помогает приобщить к истории, культуре, географии англоязычных стран. Повышает мотивацию к изучению иностранных языков....
Английский язык и культуроведение англоговорящих стран
Аннотация к рабочей программе эллективного курса "Английский язык и культуроведение англоговорях стран" Рабочая программа элективного курса разработана для учащихся 11 класса ...
Презентация по английскому языку на тему " Англоязычные страны"
Данная презентация подготовлена для проведения занятия языкового кружка для учащихся 9-11 с ограниченными возможностями здоровья. Содержит 39 слайдов с вопросами лингвострановедческого характера...