«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»,2022 год
статья по английскому языку

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья60 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Петровой-Кочкиной И.А.

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»,2022 год

"Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не
помешать расцвести таинственному цветку поэзии в душе ребенка,
школьника, начинающего мастера", - как гласил Л.Н.Толстой.

Творчество - это созидание, которое порождает новые духовные и
материальные ценности. В ФГОС общего образования особое внимание
уделяется гуманистической направленности образования, которая
проявляется в ориентации на «личностно – ориентированную» модель
взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
Проблема творчества, развитие креативного мышления,
способствующего формированию творческого потенциала личности,
является приоритетной для современного образования.

Развивающая функция урока иностранного языкa заключаетcя в
раскрытии у участников образовательного процесса некоторых
познавательных и интеллектуальных возможностей. Среди них развитие
наблюдательности, фантазии, памяти и образного мышления. При овладении
данными способностями, а также методами и законами, вполне вероятно
быстрое развитие умственных способностей учащихся.

Иноязычная коммуникация базируется на речевой работе. Обучение
коммуникации на иностранном языке осуществляется через деятельностный
характер. Это обоснованно тем, что речевоe общение передается сквозь
"рeчевую деятельность». Участники коммуникации рeшают реальные и
вымышленные задачи сoвместной деятельноcти, используя иностранный
язык.
Творческие способности определяются как сложное личное качество,
отражающее способность человека к творчеству в разных сферах
жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой
самореализации другим людям. Это высокая степень увлеченности,
интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

Попробуем проанализировать такой процесс созидания как "творчество" и выделить технологии работы над развитием творческих способностей у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Работая над интеллектуальными, творческими способностями личности обучающегося на уроках иностранного языка, необходимо опираться на следующие методические основы:

       обучающийся как субъект деятельности

  • игровая деятельность

       обучение в сотрудничестве

       обучение как свободное раскрытие личности

         личностно – ориентированное обучение

  • информационные технологии
  • проектные технологии

Урок-проект.

Метод проектов получает все большую известность. Он владеет
развивающей направленностью на функциональное самостоятельное
мышление ученика, может посодействовать ему выучить и понять
материал, а не элементарно "вызубрить ", не только воссоздавать познания,
получаемые в школе, но и смочь применять их на практике. Проектный
способ отличается обязательностью исполнения заданий при работе над
проектом; активность, которая при этом проявляется, является по
собственной сути креативной и направлена на личность учащегося. Она
подразумевает высочайшую степень персональной и коллективной
ответственности за исполнение всякого рода поручений и заданий связанных
с разработкой проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом
неотделима от функционального коммуникативного взаимодействия
учащихся. Проектный способ является одним из форм организации
исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся
занимают функциональную субъективную позицию. Тема проекта может
быть связана с одной предметной областью или иметь
междисциплинарную составляющую. При подборе темы проекта
преподаватель обязан ориентироваться на интересы и потребности учащихся,
их способности и собственную значимость грядущей работы, практическую
значимость итога работы над проектом. Выполненный проект может быть
представлен в самых различных формах: статья, советы, альбом, коллаж и в
других вариантах. Разнообразны и формы презентации проекта: отчет,
конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным итогом работы над
проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новейших
познаний, навыков и умений и их творческое использование в новейших
критериях

Урок-праздник.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков
является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о
традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у
школьников способности к иноязычному общению, позволяющих
участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-интервью.

Одной из наиболее эффективных средств усвоения информации, а именно
иностранного языка, можно назвать беседу. В данном случае беседа
реализуется в ходе проведения урока-интервью. Данный урок помогает
обучающимся строить беседу, применяя знания английского языка,
использовать лексику и грамматику, показывать уровень усвоения навыков
говорения и коммуникации в целом. На таком уроке, как правило, учащиеся
овладевают определенным количеством часто используемых конструкций и
пользуются ими автоматически. Правильное и полное сочетание структурной
повторяемости может обеспечить прочность и осмысленность усвоения
новых знаний.

Игровые технологии. 

  • грамматические игры
  • лексические игры        
  • фонетические игры
  • орфографические игры

Игра «The gate»

Игра позволяет повторить, закрепить все виды вопросительных предложений. Двое учеников, соединив руки, становятся перед классом, образуя ворота. Остальные по очереди подходят и задают любые вопросы. Если ответ правильный, следует ответ: «The gate is open»? если нет, то «The gate is shut»

Игра «What is missing?»

В процессе этой игры учащиеся закрепляют лексику по изученной теме и тренируют память. На доске вешаются картинки определённой тематики. В течение 10 секунд учащиеся стараются их запомнить. Далее следует команда «Close your eyes» (учащиеся закрывают глаза). «Open your eyes» - стараются определить, что исчезло.

Игра «Where is a letter?»

Преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает обучаемым найти среди них три, в которых буква a читается как [ai] . Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

Использование Интернет-ресурсов.

Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, вебинарах, получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Использование Интернет-ресурсов на уроках гарантирует реальное увеличение объема знаний о социокультурной специфике англоязычных стран, формирование положительной мотивации к изучению английского языка через использование современных аутентичных материалов в учебном процессе, что напрямую способствует развитию
иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления, например:

  • Придумать продолжение истории
  • Представьте себе, предположите что, сочините, порассуждайте о…»
  • Вопросы, поощряющие думать творчески.

Неоценимый вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того, она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. Можно использовать различные формы внеклассной работы: конкурсы, фестивали, викторины, тематические праздники, инсценирование сказок. Так в начальных классах проводится «Праздник букваря», где учащиеся имеют возможность проявить свои артистические способности. Участие в сказках и праздниках даёт мощный стимул к овладению иностранными языками. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.

В заключении следует сказать, что, прежде всего, преподавателю нужно помнить: ребенок не терпит никакого давления и активно сопротивляется ему, в отличие от взрослых, вынужденных соблюдать многие правила учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому процесс обучения должен оставаться творческим. При этом игра, зачастую, не придерживается какой-то конкретной темы, с ее помощью можно развить «диалог», направив игру на формирование развития творческой личности.

Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно труд, в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает творчество.

Список литературы:

  1. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. Ж-л ―Завуч
    начальной школы, 2001.
  2. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004.
  3. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе
    обучения.  Начальная школа - 2001
  4. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие.
    О.И.Мотков - М.: ―Треугольник‖, 1993.
  5. Дубовицкая Ю.В. Педагогические условия развития творческих
    способностей школьников в процессе обучения.
    Томск.:2002
  6. Батагова Е.В. Методическая разработка "Игры на уроках английского языка",2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка и во внеурочное деятельности.»

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Автор: Чехов Антон Павлович  1.   Творчество - это созидание. Оно порождает новые ...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Материал из опыта работы будет интересен тому, кто не желает мириться со скукой на уроках, даны приемы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся...