Статья по теме совершенствование аудирования в начальной школе
статья по английскому языку

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovershenstvovanie_angliyskogo_yazyka.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тамамян Роман Суренович

Совершенствование английского языка за рамками школьного урока

        Безусловно,  изучение английского языка (как и любого иностранного) на индивидуальных занятиях или государственных курсах даст лучший результат, чем тот, который может быть достигнут в рядовой неязыковой школе. Однако и изучение английского языка в рамках школьной программы  позволяет расширить возможности преподавания, если педагог подойдет к вопросу творчески и дополнит традиционные школьные уроки внеклассной работой.

Введение сдачи английского языка в состав обязательных дисциплин, наряду с русским и математикой, создает у детей дополнительную мотивацию к его освоению. Реформа школьного образования предусматривает внедрение инновационных методов в организацию  учебного процесса практически по всем предметам, в т.ч. и в преподавание иностранных языков. И возможно, что именно уроки английского языка (а мы будем говорить о них) наиболее просто в современных условиях преобразовать с этой точки зрения. Применение компьютерных технологий может превратить  простой урок в незабываемое путешествие, игру или знакомство с интересной профессией. И в этом смысле урок ограничивается только требованиями учебного плана и фантазией учителя. Его увлеченность и знания позволяют детям осваивать чужой язык и добиваться высоких результатов. И здесь очень помогут такие нетрадиционные занятия как сценическая постановка, литературный перевод, ролевая игра, участие в работе секции английского языка при проведении ежегодного Дня науки, языковой фестиваль. Все эти занятия могут быть проведены в рамках внеклассных мероприятий.

Рассмотрим возможности каждой из этих форм занятия.

Сценическая постановка позволит само выразиться на неродном языке, что является не таким простым заданием; отработать коммуникативные навыки общения на иностранном языке; позволит учащимся открыть новые творческие способности у себя и своих друзей. Кроме того, для постановки можно взять собственные, заранее подготовленные переводы. Это сделает работу ещё интереснее.

Литературный (стихотворный) перевод  можно организовать в виде домашнего задания с последующим разбором каждого полученного от учащихся варианта перевода. При этом проанализировать все слабые места и стилистические находки. Оценить схожесть с оригиналом (по звучанию, стилистике, размеру, количеству строк, выраженности основной идеи и настроения стихотворения). Выбрать коллегиально лучший из получившихся вариантов и сравнить его с переводами признанных профессиональных переводчиков. Затем можно еще раз индивидуально поработать с англоязычным текстом. Такая работа поможет лучше «почувствовать» изучаемый язык, расширить границы использования возможностей родного русского языка, раскрыть творческий потенциал учащихся и даже обогатит их духовно.

Сценарий ролевой игры может быть задуман в зависимости от задания. Это может быть вариант путешествия; покупок; посещения театра, музея, выставки, ресторана. Другим вариантом может быть проведение какого-либо мероприятия, например экономического саммита, научного симпозиума или музыкального фестиваля. В этом случае хорошо продуманный сценарий позволяет одновременно работать с довольно большим количеством учащихся, вырабатывая диалоговые навыки, обогащая их словарный запас по заданной теме. В данном виде работы легко менять партнеров местами, отрабатывая тем самым выбранную тему с каждой стороны, а также умение ставить вопросы по теме.

Участие в работе секции английского языка при проведении ежегодного Дня науки позволяет учащимся поработать над интересующей их проблематикой. В этом году это были проекты, связанные с достопримечательностями родного района (в этом году Московскому району исполняется 95 лет), в т.ч. по Московскому Парку Победы, являющемуся памятником героическим жителям блокадного Ленинграда. Другие работы были посвящены творчеству англоязычных писателей Великобритании и США. Самым «научным» проектом можно считать исследование, связанное с взаимными проникновениями и заимствованиями слов из различных языковых групп, выполненное ученицами 10 класса. Такая работа в секции предусматривает творческий подход к решению порой даже нестандартных проблем, позволяет существенно расширить навыки владения английским языком, служит основой для усвоения профессиональных терминов, грамматических построений и даже профессионального сленга.

Языковой фестиваль. Практика проведения фестивалей зарубежных стран имеется во многих школах. Причем, задача ставятся одна и та же: показать жизнь, традиции и особенности народов разных стран. Но можно несколько изменить концепцию. Провести фестиваль на иностранном языке. В нашей школе, где изучается английский язык для всех и для желающих на выбор немецкий или французский язык это может быть особенно интересно и актуально. (Опыт проведения такого фестиваля у нас уже имелся. Но организовать всё, как хотелось бы, не получилось в силу различных обстоятельств). Однако отказываться от такой работы нельзя. Последовательное ежегодное проведение такого фестиваля позволило бы расширить границы знаний о стране, где тот или иной язык является государственным; показать пути решения проблем толерантности, когда в одной стране существует два и более государственных языка. И, самое главное, подготовить и выступить с сообщением на изучаемом языке перед большой аудиторией. Учитывая введение раздела «говорение» в программу сдачи ЕГЭ по английскому языку в 2015 году, такая практика будет особенно актуальной. Подготовка такого выступления потребует значительных усилий, которые позволят повысить уровень языковых знаний и культуры общения. Кроме того, каждый участник фестиваля прослушает и другие выступления, что тоже обогатит его знаниями. Целесообразно такие выступления сопровождать видеорядом, где зрительно представить то, о чем говорится в выступлении (например, достопримечательности), а сами выступления – сочетать с музыкальными номерами, танцами, бытовыми сценками из жизни граждан. Причем из года в год усложнять тему: сначала рассказ о стране в целом, потом – о столице, потом о выдающихся деятелях и т.д. К подготовке подобного мероприятия можно привлечь большое количество учащихся и педагогов, что не только внесет в него разнообразие, но и позволит перенять различный положительный методический опыт коллег. При правильно продуманном сценарии и хорошей подготовке языковой фестиваль может стать итоговой проверкой уровня языковых компетенций учащихся в конце учебного года.

Но есть ещё один способ, который позволяет добиваться отличных результатов. Это погружение в языковую среду, посещение страны носителей языка и языковой культуры.

Путешествие в страну носителей языка. Современные условия жизни, уровень взаимодействия и средства коммуникации позволяют родителям предоставить своим детям возможности посещения англоязычных стран. Это очень действенный способ совершенствования тех языковых навыков, которые были освоены учащимися. Ведь общаясь с англоговорящими сверстниками, в первую очередь, они быстрее найдут слова и установят контакты. Экскурсии, просмотр спектаклей, общение на бытовом уровне – всё это мобилизует память, и дети сами не замечают, как происходит качественный скачок и они начинают общаться без усилий. Погружение в языковую среду – это самый мощный способ совершенствования коммуникативных языковых навыков. Ведь пребывание в другой стране таит и разного рода неожиданности. Иногда дети попадают в ситуацию, когда от их умения общаться зависит решение возникшей проблемы. (Например, отстали от группы). И здесь умение вести диалог может сыграть решающую роль. Конечно, поездка за границу доступна далеко не всем. Но можно смоделировать ситуацию в школе, объявив, например, день английского языка.

Думаю, что за такими формами живого английского в школе – будущее. Ведь новое – это хорошо забытое старое, которое надо использовать сейчас в полной мере!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение аудированию в начальной школе.

урок с использованием интерактивной доски в 4 классе "Мы любим театр" дает возможность прослушивания и просмотра сказки "Бременские музыканты в доступной для младших школьников форме....

Статья "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"

                    «Специфика обучения...

Обучение аудированию в начальной школе с учётом требований ФГОС.

Обучение аудированию с учётом требований ФГОС на примере УМК С.Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой «Английский язык» 2 класс (изд-во Москва Академкнига 2012г.)...

Особенности обучения аудированию в начальной школе

статья " Особенности обучения аудированию в начальной школе"...

Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"

Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...

Обучение аудированию в начальной школе

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции,требуется достаточно продолжительный срок,потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения.Это значит,чт...

Речь учителя на уроке как один из приемов обучения аудированию в начальной школе

В данной статье  актуализируется  важная роль  речи учителя на уроках иностранного языка как один из эффективных приемов обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному яз...